Класс: 7.
Цели урока:
Образовательные:
- углубление и расширение знаний произведений А.П. Чехова, развитие интереса к чтению рассказов писателя;
- совершенствование умения анализировать прочитанное;
- расширение знаний по теории литературы: ознакомление с литературоведческим понятием “подтекст”;
- формирование представления об интерпретации словесного образа средствами живописи: развитие творческого воображения учащихся.
Воспитательные:
- продолжение формирования мировоззрения учащихся посредством анализа произведений классической русской литературы: раскрытие духовно-нравственного смысла поступков героев рассказа;
- воспитание уважительного отношения к родителям;
- развитие когнитивных способностей: воспитание стремления к системным знаниям по литературе и к самоанализу;
- развитие речи учащихся: ответы на вопросы, монологическая речь, инсценированное чтение; совершенствование умения бегло и выразительно читать текст;
- развитие мыслительных процессов: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать материал;
- развитие воли: целеустремлённости, сопереживания;
- формирование умения слушать и оценивать чтение одноклассников.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник-хрестоматия для 7 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под ред. Беленького Г. И., литературные дневники учащихся, ЦОРы: презентация “Духовно-нравственный смысл поступков в рассказе А.П.Чехова “На мельнице”, интерактивное игровое задание http://school-collection.edu.ru , выставка книг, посвященных жизни и творчеству А.П.Чехова, стенд “А.П.Чехов. Жизнь и творчество”, выставка иллюстраций учащихся, интерактивная доска (далее ИД), мультимедийный проектор, персональный компьютер.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
1. Организационный момент. | Приветствие учеников. | Приветствие учителя. | |
2. Проверка ЗУНов. | Беседа по вопросам. 29 января Россия традиционно
будет праздновать день рождения А.П.Чехова, хотя не так широко как
заслуживает этого писатель, имя которого носит наш город. Мы продолжаем
изучение его произведений и сегодня в очередной раз заглянем в
творческую лабораторию писателя.
Какой рассказ мы анализировали на прошлом уроке? Дома вы прочитали рассказ “На мельнице”. Изучение этого произведения и будет темой нашего урока. |
Ответы учащихся.
Один учащийся выполняет игровое задание на ИД. |
Использование записей в литературном дневнике (далее
л/д). ЦОР: Интерактивное игровое задание http://school-collection.edu.ru Название темы на ИД: презентация “Духовно-нравственный смысл поступков в рассказе А.П.Чехова “На мельнице” (Презентация. Слайд 1). |
3. Переход к изучению нового материала.
3.1. Мотивация. Постановка цели и задач. |
К.С. Станиславский, основатель МХАТа, писал:
“Подобно тому как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной
мысли и чувства писателя вырастает его произведение” [2]. Сегодня мы
попытаемся понять, 1) из какой мысли и из какого чувства “вырос” его рассказ “На мельнице” и 2) с помощью каких средств Чехову удалось донести их до нас, читателей. Итак, сегодня мы решаем две параллельные задачи: 1) Для чего создал? (т.е. основная мысль рассказа) и 2) как? (т.е. какими художественными средствами). В этом нам помогут кластеры, которые лежат перед вами. Какие овалы кластера мы уже можем заполнить? Вписываем название и автора рассказа в соответствующие овалы. |
Использование записей в литературном дневнике. Запись в л/д целей урока: 1) из какой мысли и из какого чувства “вырос” его рассказ “На мельнице” и 2) с помощью каких средств Чехову удалось донести их до нас, читателей. Ответы учеников. Поэтапное заполнение кластера. |
Эпиграф на ИД (Слайд 2). |
4. Изучение нового материала. | Объяснения учителя, вопросы к ученикам. Какое
природное явление здесь представлено?
Американский писатель Э. Хемингуэй сравнивал содержание литературного произведения с айсбергом, который “только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды”, а большая часть его скрыта под водой [6]. Как вы думаете, почему? То, что “скрыто под водой” – в литературе называется подтекстом. Т.е. подтекст более значителен, чем сам текст. В чем же он выражается? Средством формирования подтекста (отношения автора к действующим лицам) в рассказах и повестях Чехова служит художественная деталь. Какой овал мы сейчас можем заполнить? Какая же конкретно деталь использована автором для создания подтекста в этом рассказе мы разберем позднее. Вспомните, в каком произведении мы с ними встречались и назовите эти детали. Режиссер Станиславский так же говорил о том, что у Чехова “интересен склад души его людей” [5]. Наша цель, применив уже имеющиеся знания по творчеству А.П.Чехова, проанализировать рассказ “На мельнице”. |
Устные ответы учащихся.
Устные ответы учащихся. Запись определения в л/д.
Устные ответы учащихся. Заполнение кластера. Устные ответы учащихся с опорой на л/д.
|
Слайд 3 (Изображение айсберга.) Слайд 4 (Портрет Э. Хемингуэя.)
Слайд 5 (подтекст [3])
|
4.1. Пауза для отдыха.
4.2. Проверка выполнения домашнего задания. |
Сейчас мы немного отдохнем.
Переходим к основным действующим лицам в рассказе, кто это? Дома вы записали в литературный дневник характеристику образов мельника, матери мельника, монахов. Алексей Бирюков и его старая мать – главные действующие лица. Попробуем понять, какие личностные качества вложил автор в образы этих персонажей. Для этого прочитаем диалог между матерью и мельником в лицах. Беседа по вопросам.
Как Чехов относится к матери мельника? Чтобы ответить на этот вопрос, откроем иллюстрацию в учебнике и попытаемя определить, что является центром данного изображения? Какая художественная деталь (салопик, похожий на спинку жука)? Найдите подтверждение в тексте. Сколько раз Чехов упоминает эту деталь одежды? Какова роль монахов в рассказе? Какие овалы кластера мы можем заполнить? Самостоятельно заполните овалы о мысли и чувстве автора, из которых “вырос” этот рассказ. |
Выполнение упражнений для отдыха глазных мышц. Устные ответы учащихся. Поэтапное заполнение кластера. Инсценированное чтение Заполнение кластера. Устные ответы учащихся.
Работа с иллюстрацией в учебнике.
Заполнение кластера.
Заполнение кластера. |
Офтальмологический тренажер для отдыха глазных мышц.
Иллюстрация Кукрыниксов к рассказу А.П.Чехова в учебнике. |
5. Обобщение и систематизация знаний. Закрепление изученного. | С опорой на записи в литературном дневнике и обобщая
знания, которые вы получили при составлении кластера и во время
обсуждения, составьте синквейны по темам: мельник, мать мельника,
монахи.
Вспомним правила составления синквейна. Прочитаем, что у вас получилось. |
Участие в жеребьевке между рядами по темам синквейна.
Устные ответы учащихся. Составление синквейна в л/д. Устные ответы учащихся. |
Слайд 6 (синквейн). |
6. Итог урока. Рефлексия. | Вопросы к ученикам.
Обобщающий вывод учителя. Темой нашего урока было выяснение духовно-нравственного смысла поступков героев в рассказе “На мельнице”. У Чехова в произведениях нет лишних деталей, не говоря уже о персонажах. Кто в рассказе является выразителем духовно-нравственных законов? (Монахи – духовные лица.) Где прописаны эти законы? (В духовных книгах, в Библии.) Что же написано по этому поводу в Библии? Чтение учителем цитаты с одновременным показом гравюры из альбома [4]. Когда ваши родители и мы, учителя, делаем вам разного рода замечания, “воспитываем”, это не потому что нам хочется вас в чем-то ограничить, а лишь затем, что мы не хотим, чтобы из вас выросли такие “бесчувственные” и эгоистичные алексеи бирюковы. Сдаем кластеры и записываем д/з. |
Устные ответы учащихся.
Устные ответы учащихся.
|
Показ иллюстрации и чтение комментария к ней. (Альбом “Библия в иллюстрациях”). |
7. Задание на дом. | 1. Чтение рассказа “Тоска”, заполнение литературного
дневника по следующим пунктам
2. Создание иллюстрации к рассказу “На мельнице”. |
Запись д/з. | Слайд 7 (д/з) |
Список использованной литературы:
- Литература. Начальный курс, Беленький Г.И.: Учебник-хрестоматия для 7 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под ред. Беленького Г. И. – 6-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2005.
- Симонов, П.В. “Сверхзадача” художника в свете психологии и нейрофизиологии // Психология процессов художественного творчества. Сборник Академии наук СССР:– Ленинград, “Наука”. – 1980.
- Краткий словарь литературоведческих терминов. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/121696/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82
- Альбом “Библия в иллюстрациях (гравюры по дереву)”.
- Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. // http://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_s/text_0010.shtml
- Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1987.