“Золотые врата, мелодично звеня,
Пропустите в далёкое детство меня”.
(А.Решетов)
Цели урока:
Познавательная: познакомить учащихся с творчеством А.Решетова, научить выявлять автобиографические черты в лирическом герое.
Развивающая:
- развитие умения анализировать содержание лирического стихотворения,
- развитие представления о лирическом герое,
- развитие навыков выразительного чтения.
Оборудование: раздаточный материал с подборкой стихотворений А.Решетова, портрет А.Л.Решетова.
Вступительное слово учителя.
Нам известны многие произведения автобиографического характера о детских годах. Это повести и романы таких известных писателей, как Сергей Тимофеевич Аксаков (“Детские годы Багрова-внука”), трилогия Льва Николаевича Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность”, повесть Алексея Николаевича Толстого “Детство Никиты”, “Последний поклон” Виктора Петровича Астафьева, “Времена” Михаила Андреевича Осоргина и многие другие прозаические произведения. Но немного найдётся таких проникновенных и задушевных поэтических строк о детстве, какими переполнены стихотворения Алексея Леонидовича Решетова.
В непростые времена появился он на свет. Это был 1937 год.
Первый чтец:
Я, как волк, появился в апреле
В этом яростном мире большом.
Мне авдотка играл на свирели,
Я лежал на земле нагишом…
Сегодня на уроке будет работать группа экспертов, они сообщат нам некоторые подробности из жизни Алексея Леонидовича Решетова, а также прочтут его стихи.
Сообщение ученика.
Родители поэта и их судьба[3].
Отец Алексея Решетова – Леонид Сергеевич, был журналистом по призванию (состоял юнкором в кружке при “Комсомольской правде”, одним из руководителей которого был Владимир Маяковский), по заданию партии прибыл в1933 году на Дальний Восток, был сотрудником газеты “Тихоокеанская звезда”. Журналист Леонид Решетов был арестован в 1937 году за публикацию в газете большого очерка о маршале В.К.Блюхере. Арестована была и мать поэта Нина Вадимовна. В Хабаровске братья Решетовы Алексей и Бетал остались на руках у бабушки Ольги Александровны Павчинской. Бабушка, как тогда говорили и что тщательно скрывали, из бывших, красавица голубых кровей, ради спасения внуков бросившаяся через всю страну из лагерного Дальнего Востока и угодившая в точно такие же лагерные Березники Пермской области. Нина Вадимовна Решетова-Павчинская, мать поэта, пройдя все ужасыКарлага, оказалась в Березниках не по своей воле. Работала на комбинате по выработке калийной соли. После этого она останется вместе с семьёй в этом городе навсегда. Все считались членами семьи “врага народа”, а значит особо бесправными. Война, нищета и холод, старая машинка “Зингер”, с помощью которой бабушка кормит семью; бедные военные домашние (на улице мороз) детские игры: “Ты будешь маленький бедный котеночек, и я буду маленький бедный котеночек…” Это из книги “Зернышки спелых яблок”, единственной прозаической книги А. Решетова — о военном детстве. Свою маму молодой он не знал: на семейных фотокарточках они, мама и бабушка, замечательно хороши, очень похожи, выглядят как сестры — два ангела-хранителя, спасшие его от ожесточения и отчаяния.
Второй чтец:
Когда отца в тридцать седьмом
Оклеветали и забрали,
Все наши книги под окном
Свалили, место подобрали,
И рыжий дворник, подпитой,
При всех арестах понятой,
Сонеты Данте и Петрарки
Рвал на вонючие цигарки.
Осколок солнца догорал,
Из труб печных летела сажа.
И снова Пушкин умирал.
И Натали шептала: “Саша…”
Учитель: В стихотворении “Зимний бор” поэт утверждает, что “детство не уходит от нас, как мнится, в никуда”, что человеку необходимо возвращаться к своим корням, ибо все самые лучшие движения человеческой души - из детства. Воспоминания об этой светлой поре исцеляют душу, как утверждает поэт. О своём детстве он всегда говорил трогательно и с волнением, называл его самой лучшей порой жизни, хотя оно не было ни безоблачным ни сытым.
Третий чтец:
Нет, в бор, снегами осветлённый,
Я не дрова хожу рубить.
Согбенный, жизнью утомлённый,
Хожу, чтоб детства не забыть.
Вот через этот жгучий ельник,
Или –похожий на него,
Я мчал на лыжах самодельных
И не боялся ничего.
Должно быть, детство не уходит
От нас, как мнится, в никуда.
Оно живёт в родной природе,
Нам улыбаясь иногда.
Побудь в бору,
его целебным
Смолистым воздухом дыша.
В тебе, как спящая царевна,
Очнётся детская душа.
Сегодня мы проследим, как в стихотворениях Решетова просыпаются детские воспоминания, с каким настроением звучат эти лирические откровения поэта. Мы снова вместе с поэтом окажемся в той стране, которая зовётся детство.
Сообщение ученика
Писатель Дмитрий Ризов[2] вспоминает о Решетове: “Маленький Алёша Решетов, выходец из семьи интеллигентов, в “птенчиковом возрасте” оказался в самых глубинах народной жизни, среди народа барачного, тёртого и битого, клеймёного и бесправного, обойдённого почти всеми плодами культуры, знавшими от неё самый край: кино, гармонистов “подшофе”, да ещё радио с патефонами… На них-то, на нравственных “мощах” этих, выживало наше поколение- детей, обожжённых ГУЛАГом, войной, послевоенной безотцовщиной.”
Военное и послевоенное детство Решетова прошло среди простых людей, людей, опалённых войной, и они, эти простые люди, живут в его стихах.
(Самостоятельное прочтение стихов из подборки: “Я из чёрного теста…”, “За окошком вечер зимний…”, “Горите, флаги красные, горите…”, “Избушка на Старом Чуртане…”)
Что нового вы узнали о поэте из этой подборки? Чем подкупают эти стихи?
Какое из прочитанных вами стихотворений произвело на вас самое большое впечатление? Кто лирический герой в этих стихах?
Задания для групповой работы над содержанием и художественными особенностями стихотворений А.Решетова.
1 группа. Задание:
- Выявить в подборке стихов связь лирического героя с миром природы.
- Какие картины природы наиболее близки ему?
- Отметьте, какие тропы (метафоры, сравнения, эпитеты и т.п.) использует поэт.
- Какое настроение придают эти художественные приёмы?
- Какие особенности в его стихотворениях вы подметили?
- Прочтите выразительно понравившееся вам стихотворение.
(Стихотворения “Полынь”, “А почему бы не махнуть…”, “Есть ли край милей и глуше...”
2 группа. Задание:
- Отметьте, с каким чувством говорит поэт о своих близких.
- Как выявляется автобиографичность этих стихотворений?
- Какое стихотворение вам особенно понравилось? Почему?
Подборка стихов: “Золотые врата”, “Когда отца в тридцать седьмом…”, “Мама”
3 группа. Задание:
- Проанализируйте стихотворение “Рябиновый сад”.
- На какие смысловые части можно поделить стихотворение?
- Какое средство использует Решетов для выражения своей мысли?
- Какую функцию выполняют звуковые повторы?
- Какова идея этого стихотворения?
Выслушав ваши ответы, я могу сделать вывод: да, детство Решетова не было беззаботным и безоблачным, но всё его творчество подсказывает нам, что именно эти годы, годы детства, были самыми счастливыми, ведь рядом были близкие люди: брат, бабушка Ольга Александровна, посвятившая себя внукам, спасению их от сиротства.
О матери у поэта особые, нежные слова, особая интонация. Пройдя через ужасы ГУЛАГа, она не озлобилась на жизнь, а осталась светлым, добрым человеком, самым дорогим для сына.
Свет памяти –это особый свет, свет на всю жизнь. В одном из интервью Алексей Леонидович так говорил о своём детстве:
“Я был счастлив - до девяти лет. Время страшное: отца расстреляли, маму как жену врага народа отправили в лагерь на пять лет... От греха подальше, бабушка, схватив нас с братом, поехала в деревню. Война. Голод. Зимой мы не могли выйти из дома, потому что не было тёплой одежды. Но лучше этого времени так ничего и не случилось”.
А в повести “Зёрнышки спелых яблок” он говорит так: “Будь у меня волшебная палочка или фантастическая машина времени, я бы, хоть ненадолго, вернулся бы в своё детство”.
Для домашнего задания вам предлагается прочитать ещё одно произведение Алексея Решетова, посвящённое теме детства,- повесть “Зёрнышки спелых яблок”(1960). Это произведение прозаическое, и вы сможете проанализировать, как же трактуется тема детства в его автобиографической повести.
Индивидуальные задания:
- Выучите наизусть стихотворение Решетова, которое вам понравилось
- Прочитайте наизусть понравившийся вам отрывок из повести(20-25 строк).
- Когда происходит действие повести “Зёрнышки спелых яблок”? Объясните её заглавие.
- Назовите героев, несущих добро. Охарактеризуйте их.
- Подготовьте рассказ о бабушке.
- Что воспитывало душу главного героя? Чему учит повесть нас?
Литература к уроку
- А.Л.Решетов. Жду осени. Стихи.- Пермь. Книжное издательство,1985.
- Д.Краснопёров, Н.Гашева. Родное Прикамье. Хрестоматия по литературному краеведению.- Пермь. “Книжный мир”, 2001.
- Изучение творчества А.Л.Решетова в школе: Сборник материалов к уроку/Науч.ред. Б.В.Кондаков, Е.А.Князева.-Пермь,2005.