Базовый учебник: Учебник-хрестоматия в 2-х частях “Литература 8 класс”. М.: Просвещение, 2009(авторы: В.Я. Коровина).
Тип урока: обобщающий урок
ЦЕЛИ УРОКА:
- Обучающий аспект: постичь суть произведения через внутренний мир героев; углубить понимание идейно-художественного богатства повести, воспитывать чуткость к образной стороне литературного произведения.
- Развивающий аспект: развивать умение определять жанр, тему, идею, проблематику, авторскую позицию, композицию произведения в целом; развивать навыки аргументированного устного выступления; развивать навыки работы с толковым словарём.
- Воспитательный аспект: воспитание милосердия, честности, способствовать становлению активной нравственной позиции; прививать любовь к русской литературе; развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству, формирование оценочного суждения.
- Социокультурный аспект: расширить общий, социальный кругозор обучающихся, учить объективно оценивать культурные феномены.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: знать содержание романа “Капитанская дочка”. Гринёв-жизненный путь героя, формирование характера (“Береги честь смолоду”). Маша Миронова-нравственная красота героини. Швабрин-антигерой. Значение образа Савельича в романе. Фольклорные мотивы в романе. Авторская позиция в “Капитанской дочке”. Композиция. Проблемы.
Метапредметные:
- умение подчинять высказывание основной мысли и вычленять основной смысл;
- умение анализировать текст с различных точек зрения и на основе разных параметров;
- умение аргументировать, использовать приёмы доказательства, рассуждения, строя речевые высказывания;
- умение сформулировать проблему, выдвинуть предположение, задавать вопросы;
Личностные:
- умение слушать и слышать собеседника;
- умение формулировать свою позицию в корректной и убедительной форме, проявляя уважение к позиции и мнениям других людей.
Коммуникативные:
- умение строить связные высказывания в устной форме в соответствии с речевым (коммуникативным) замыслом, речевыми жанрами, темой (предметом речи), языковыми и грамматическими нормами.
Регулятивные (рефлексивные)
- умение контролировать свою речь с учётом коммуникативной ситуации, этических и социокультурных норм,
- умение прогнозировать восприятие собеседника,
- умение самостоятельно анализировать и оценивать свой текст (высказывание).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: честь , долг, гуманизм, историзм.
ТЕХНОЛОГИИ: проблемного обучения, групповые, компьютерные, здоровьесберегающие.
МЕТОДЫ: аналитическая беседа, индивидуальные задания, объяснения учителя, работа со словарями, выполнение упражнений, словарная работа, самостоятельная работа.
ФОРМЫ: коллективная, частично- групповая, индивидуальная, блиц-опрос, беседа, тестирование.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: литература-история- изобразительное искусство
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник “Литература. 8 класс”, портрет А. С. Пушкина, Екатерины Второй , Пугачёва, презентация: иллюстрации к повести “Капитанская дочка”, фрагменты одноименного художественного фильма, иллюстративно-раздаточный материал к повести “Капитанская дочка”, оценочный лист, рисунки обучающихся, словарь Даля.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Психологическая установка. Мотивация
(Мобилизация внимания, дисциплина, приветствие)
II. Проверка домашнего задания
1) Конкурс “Мозговой штурм” (по группам):1)Имя отца Гринева? (Андрей Петрович); 2)Служил при графе? (Минихе); 3)Сколько было деревень и в какой губернии? (1, в Симбирской); 4) Сыну был пожалован в дядьки (стремянный Савельич); 5)Выучился Петруша грамоте (на 12 году); 6) ... и мог очень здраво судить о (свойствах борзого кобеля); 7)был нанят француз (мосье Бопре), 8)... который в отечестве своем был (парикмахером); 9)В Пруссии (солдатом);10) ... а потом приехал в Россию, чтобы (стать учителем, не очень понимая значения этого слова); 11)батюшка вошел на урок (географии); 12)В это время Гринев (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды); 13)А Бопре (спал на кровати сном невинности);14) Капитан Миронов и его жена были люди самые (почтенные); 15) В Марье Ивановне я нашел (благоразумную и чувствительную девушку);16) Швабрин сказал Гриневу: “Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей...” (пару серег);
2) Анализ эпизодов
3) Рисунки обучающихся, комментарии.
II. Самостоятельное формулирование обучающимися темы. Целеполагание
Изучение какого произведения мы завершили?
Ответы учеников: Реалистический роман А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.
Учитель :Мы прочли последнее большое произведение А.С. Пушкина, можно сказать “духовное завещание” , которое было завершено 19 октября 1836 г.
Сегодня завершающий урок по данной теме. Следовательно, какова тема сегодняшнего урока?
Ответы учеников: Итоговый урок по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” .
Гуманизм и историзм в повести А.С. Пушкина.
III. Проблемный вопрос.
В чём заключается гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина?
IV. Словарная работа. Работа со словарями.
(Гуманизм и историзм)
V. Фронтальный опрос. Индивидуальная работа
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
М.Ю. Лермонтов.
Учитель: О ком эти строки?
Ответы учеников: М. Ю. Лермонтов, 200-летний юбилей которого праздновали в этом году, сказал об А. С. Пушкине.
Учитель: Назовите годы жизни А. С. Пушкина.
Ответы учеников: 1799 – 1837
Учитель: Как связана биография А. С. Пушкина с историей Бельского края?
Ответы учеников (индивидуальное сообщение): 215 лет прошло со дня рождения А.С.Пушкина.
В 1603 г. Царь Василий Шуйский послал воеводой в Бельскую крепость Гаврилу Григорьевича Пушкина, предка знаменитого поэта. Поиски сведений о Гавриле Пушкине привели Александра Сергеевича в Погорелое городище около Ржева. В нашем городе А.С. Пушкин не бывал. Гаврилу Григорьевича поэт точно изобразил в трагедии “Борис Годунов”.
(Из книги Черкашиных А.А. и Л.А. “ Тысячелетнее древо А.С.Пушкина:корни и крона”.
Для Пушкина важно всё, что связано с историей, с предками, дедами.)
Учитель: Пушкин говорил: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие”.
У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Его помнят все: взрослые и дети .Почему?
Ответы учеников: особенно важно, жизнь в поэзии А.С.Пушкина и прозе изображена на таком высоком, исключительно гармоничном, идеальном уровне, что читать его произведения- одно удовольствие.
Учитель :
Назовите только те произведения, автором которых является А. С. Пушкин? (Проверьте себя)
Какие ещё произведения А.С.Пушкина вам известны?
VI. Эпиграф
Пушкин... написал “Капитанскую дочку”, решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде. (Н. В. Гоголь) .
Как вы понимаете смысл высказывания?
VII. Актуализация опорных знаний
Учитель : Понравилось ли вам произведение А. С. Пушкина “Капитанская дочка” ? Актуально ли для вас изучение произведения А. С. Пушкина “Капитанская дочка”?
Ответы учеников: Пушкин показывает жизнь во всей полноте, произведение указывает правильный путь в жизни, путь милосердия и любви к человеку.
Учитель : Надо сказать, что “Капитанская дочка” для многих талантливых людей является символом совершенного искусства.
Вспомните высказывания о произведении великих людей?
Ответы учеников:
В.Г. Белинский писал: “Капитанская дочка”- нечто вроде “Онегина” в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения- чудо совершенства.
Ответы учеников (Вывод): Повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка” считается вершиной творчества писателя. В ней автор затронул многие важные вопросы - долга и чести, смысла человеческой жизни, любви.
Учитель: Чтобы правильно понять произведение и оценить поступки героев, надо обратиться к тому времени , о котором рассказал Пушкин в своей повести. В какое время происходят события повести? Какие исторические события легли в основу повести? Ответы учеников : “Капитанская дочка” - историческая повесть Александра Сергеевича Пушкина, посвящённая событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва, в основу произведения легло крупное событие из истории России II половины 18 века – Пугачёвское восстание.
1765 год- “Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу”
1767 год - “Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков”
Учитель: Расскажите об истории создания А. С. Пушкина “Капитанская дочка?”
Ответы учеников : “Капитанская дочка” написана кратким, простым и точным языком. В пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести “Капитанская дочка”.В черновых вариантах появляется главный герой Шванович (или Шванвич ),Баширин, Валуев, но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, который станет главным в окончательном тексте романа – Гринёв.
Учитель: Назовите жанр произведения.
Ответы учеников : “Капитанскую дочку” можно назвать и романом, и повестью.
Учитель: Сам Пушкин назвал “Капитанскую дочку” повестью.
Литературоведы относят произведение к реалистическому роману.
Вывод: о жанре произведения можно спорить. Но мы видим в нём и одно, и другое, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей её полноте, понять, что в ней хорошо, а что плохо, осознать жизнь как течение истории. Ваше будущее зависит от того, что происходит в настоящем.
- Чем был вызван интерес А.С.Пушкина к истории Пугачевского восстания? Что же известно нам о работе Пушкина над материалами пугачевского восстания?
Ответы учеников : В 1833 году Пушкин начинает изучать архивные материалы о пугачёвском бунте ,проехал по следующему маршруту: Тверь-Москва-Нижний Новгород- Казань- Симбирск- Оренбург- Уральск.
Учитель : Какова авторская позиция в романе “Капитанская дочка?”
Ответы учеников : Пушкин и Гринёв. Существуют три точки зрения.
1. По мнению Гергия Александровича Лесскис, Гринёв-единственный положительный эпический герой.
2. Сторонников второй точки зрения много: от Белинского до М.И. Цветаевой.
Образ Гринёва- продолжение темы рядого человека, “ничтожного героя”. Главный герой –Пугачёв.
3. Самая убедительная точка зрения Ю. Лотмана. Гринёв интересен тем, что способен встать над двумя враждующими мирами. Он способен подняться над схваткой во имя общечеловеческих ценностей. Мысль, которую вложил Пушкин в уста Гринёва, ему дорога. “Молодой человек! – как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, - если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений”. Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте: “Не приведи Бог видеть русский бунт –бессмысленный и беспощадный. Позднее через 30-40 лет Достоевский вложил свои мысли в уста героев, но Пушкин это сделал первым.
Учитель : Какова основная идея произведения А. С. Пушкина “ Капитанской дочки”?
Ответы учеников: При всяких потрясениях особенно значимо нравственное начало в человеке, умение принимать решения по совести даже в моменты личной опасности, потому что в будущем это даст неизмиримо большую свободу.
Учитель: Какова тема произведения А. С. Пушкина “ Капитанской дочки”?
Ответы учеников: Темой “Капитанской дочки” является судьба двух молодых людей.
Учитель: Какова проблематика в Капитанской дочке?
Ответы учеников: Проблема чести, долга и милосердия; проблема личности в истории; проблема роли народа в истории; проблема власти; проблема семейных ценностей; проблема нравственного выбора.
Учитель:
- Какие строки стали эпиграфом к произведению: “Береги честь смолоду” .
- Какой смысл несут в себе эти строки? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?
Ответы учеников: Пословицей “Береги честь смолоду” писатель хотел сказать, что уже с раннего возраста надо думать о поступках и соотносить их с лучшими образцами.
Учитель:Как вы понимаете лексическое значение ЧЕСТЬ?(См. словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова)
Учитель: Какое из значений слова имеет в виду Пушкин, используя эту пословицу в качестве эпиграфа? Какое значение господствует и применимо к образу главного героя
Ответы учеников: Слово может быть использовано во всех значениях, но больше всего подходит: достойные уважения и гордости моральные качества и принципы .
Учитель:От чьего лица ведётся повествование в “Капитанской дочке”?
Ответы учеников: Все события даются с точки зрения Гринёва, несут на себе печать его убеждений.
Учитель: Вспомните главных героев произведения А.С. Пушкина? Охарактеризуйте.
Гринёв – благородство, любовь, доброта, честь, смелость, долг.
Маша – любовь, целомудрие, честь, чистота, верность, благородство, честность.
Швабрин – трусость, предательство, ложь, низость, насилие, властолюбие.
Пугачёв – бунт, насилие, властолюбие, помощь, щедрость, храбрость.
VIII. Просмотр видиоролика.
Какова композиция? Назовите кульминацию.
IX. Закрепление изученного материала
Учитель:
Узнай героя по цитате?
1.“Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что по мнению моему, было верхом благополучия человеческого” (Гринёв)
2. “Но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов.”(Пугачёв)
3. “А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека... Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезёт меня в лагерь к злодею.” (Слова Маши Мироновой)
4. “Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг...” (Швабрин)
5. “Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолиция, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели.(Маша Миронова)
VIII. Итог урока .Комментирование оценок.
Учитель: Почему же произведение о таких далёких событиях читается с неослабевающим интересом и не оставила вас равнодушными?
Ответы учеников: Вопросы, которые ставит и решает герой не устаревают; честь, благородство, любовь, верность – понятия вне времени. Уроки, усвоенные Гринёвым, становятся и нашим жизненным опытом.
Учитель: Как выразился гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина “Капитанская дочка”?
Вывод: История помогает делать выводы, а литература указывает путь милосердия, любви к человеку.
IX. Рефлексивно-оценочный этап.
IX. На дом: написать сочинение по произведению А.С.Пушкина.
Литературовед Т. Алпатова пишет: ““Капитанская дочка” - “это первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто – быть не могло. Роман о чуде, совершаемом любовью”. Да, всего этого могло на самом деле не быть, скорее всего, не могло быть. Но гуманистическая мысль Пушкина заставляет и владык мира снисходить к бедам маленьких людей и, преклоняясь перед силой любви, творить добро.