Урок литературы по теме "Дружбы и друзья в лирике А.С. Пушкина"

Разделы: Литература


Оборудование: портрет А. С. Пушкина, портреты друзей А. С. Пушкина, сборники стихов А. С. Пушкина, тест, записи на доске.

Цели:

- развитие эстетического вкуса старшеклассников, приобщение к историческому культурному наследию русской литературы на основе творчества А. С. Пушкина;

- развитие речевой деятельности, памяти и самостоятельности учащихся;

- напомнить о лицейских годах А. С. Пушкина, углубить материал, познакомить с термином.

Ход урока

1. Работа с эпиграфом, чтобы определить тему урока.

Что составляет содержание мелких пьес Пушкина?
Почти всегда любовь и дружба как чувства, наиболее
обладавшие поэтом и бывшие непосредственным
источником счастия и горя всей его жизни. (В. Г. Белинский)

2. Вступительное слово учителя:

“Становление пера” поэта происходило в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицейские друзья Пушкина (Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства, на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей.

Жанр дружеского послания – один из типично “пушкинских”.

Вопрос: Какой жанр мы называем посланием?

Комментарий учителя:

ПОСЛАНИЕ – произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. В Древней Руси послание обычно адресовалось не одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался еще в древнеримской литературе. “Дружеское послание” было распространено в пушкинское время, В таких стихотворениях шел свободный, легкий разговор с другом, носивший доверительный характер.

Вопрос: Кому А. С. Пушкин адресует свои послания?

 3. Отчет групп о проделанной работе дома.

1 группа. Пущин:

1. В Лицее. Влияние Пущина на будущее великого поэта.

2. Встреча в Михайловском.

3. Пущин-декабрист.

4. Чтение стихотворения “Мой первый друг…” наизусть.

Учитель: “…если бы я был на месте Данзаса, то роковая пуля встретила б мою грудь, я бы нашел средство сохранить поэта – товарища, достояние России”.

2 группа. Дельвиг:

Учитель: Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт. Он отправляет в редакцию журнала “Вестник Европы” пушкинскую рукопись стихотворения “К другу стихотворцу”. Именно Дельвиг возвестил миру о появлении нового поэта.

1. Дельвиг в Лицее.

2. Дружба поэтов после Лицея.

3. Чтение стихотворения “Дай руку, Дельвиг!. . ” наизусть.

3 группа. Кюхельбекер:

Учитель: О творчестве А. С. Пушкина говорим мы не в первый раз. И знаем восторженного, одержимого стихами, нелепого и трогательного “Кюхлю”. Кто он?

1. Закончил Лицей с серебряной медалью.

2. Пушкин и Кюхельбекер.

3. Кюхельбекер-декабрист.

4. Последняя встреча поэтов.

5. Чтение стихотворения “Разлука” наизусть.

Учитель: Тема дружбы звучит и в стихах Кюхельбекера.

И вот опять Лицея день священный;
Но уж и Пушкина меж вами нет.
Не принесет он новых песней вам,
И с них не затрепещут перси ваши;
Не выпьет с вами он заздравной чаши:
Он воспарил к заоблачным друзьям.

Вопрос: Обратите внимание еще раз на эпиграф. Для Пушкина дружба – это счастье, а почему горе?

4 группа. Уход лицеистов из жизни.

Вопрос: А какие мотивы звучат в стихах Пушкина?

Работа с доской.

1. Мотив братства (“Разлука”, 1817г)

2. Анакреонтические мотивы.

Анакреон – древнегреческий поэт, воспевающий в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни.

Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура) – наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни.

(“Мое завещание друзьям”, 1815г. )

3. Гражданские мотивы (“Во глубине сибирских руд…” 1827)

Учитель: Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. “Дружество” для него – это целый круг людей, близких “по судьбе”, это “братство”, “наш союз”.

4. Анализ отрывка из стихотворения “19 октября” - манифеста дружбы.

5. Тест по теме (см. приложение).

6. Заключительное слово учителя: Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина – высшие проявления человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг.

Вопрос: А как вы понимаете слово ДРУЖБА?

Используемая литература:

  1. Белоцкая Г. В. Литература. Ответы на вопросы. – М. : “Экзамен”, 2002.
  2. Коровина В. Я. Литература. Методические советы. - М. : Просвещение, 2001.
  3. “Русская литература в вопросах и ответах”, Москва, НТЦ, 1999г.