Оборудование: портрет А. С. Пушкина, портреты друзей А. С. Пушкина, сборники стихов А. С. Пушкина, тест, записи на доске.
Цели:
- развитие эстетического вкуса старшеклассников, приобщение к историческому культурному наследию русской литературы на основе творчества А. С. Пушкина;
- развитие речевой деятельности, памяти и самостоятельности учащихся;
- напомнить о лицейских годах А. С. Пушкина, углубить материал, познакомить с термином.
Ход урока
1. Работа с эпиграфом, чтобы определить тему урока.
Что составляет содержание мелких пьес
Пушкина?
Почти всегда любовь и дружба как чувства,
наиболее
обладавшие поэтом и бывшие непосредственным
источником счастия и горя всей его жизни. (В. Г.
Белинский)
2. Вступительное слово учителя:
“Становление пера” поэта происходило в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицейские друзья Пушкина (Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства, на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей.
Жанр дружеского послания – один из типично “пушкинских”.
Вопрос: Какой жанр мы называем посланием?
Комментарий учителя:
ПОСЛАНИЕ – произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. В Древней Руси послание обычно адресовалось не одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался еще в древнеримской литературе. “Дружеское послание” было распространено в пушкинское время, В таких стихотворениях шел свободный, легкий разговор с другом, носивший доверительный характер.
Вопрос: Кому А. С. Пушкин адресует свои послания?
3. Отчет групп о проделанной работе дома.
1 группа. Пущин:
1. В Лицее. Влияние Пущина на будущее великого поэта.
2. Встреча в Михайловском.
3. Пущин-декабрист.
4. Чтение стихотворения “Мой первый друг…” наизусть.
Учитель: “…если бы я был на месте Данзаса, то роковая пуля встретила б мою грудь, я бы нашел средство сохранить поэта – товарища, достояние России”.
2 группа. Дельвиг:
Учитель: Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт. Он отправляет в редакцию журнала “Вестник Европы” пушкинскую рукопись стихотворения “К другу стихотворцу”. Именно Дельвиг возвестил миру о появлении нового поэта.
1. Дельвиг в Лицее.
2. Дружба поэтов после Лицея.
3. Чтение стихотворения “Дай руку, Дельвиг!. . ” наизусть.
3 группа. Кюхельбекер:
Учитель: О творчестве А. С. Пушкина говорим мы не в первый раз. И знаем восторженного, одержимого стихами, нелепого и трогательного “Кюхлю”. Кто он?
1. Закончил Лицей с серебряной медалью.
2. Пушкин и Кюхельбекер.
3. Кюхельбекер-декабрист.
4. Последняя встреча поэтов.
5. Чтение стихотворения “Разлука” наизусть.
Учитель: Тема дружбы звучит и в стихах Кюхельбекера.
И вот опять Лицея день священный;
Но уж и Пушкина меж вами нет.
Не принесет он новых песней вам,
И с них не затрепещут перси ваши;
Не выпьет с вами он заздравной чаши:
Он воспарил к заоблачным друзьям.
Вопрос: Обратите внимание еще раз на эпиграф. Для Пушкина дружба – это счастье, а почему горе?
4 группа. Уход лицеистов из жизни.
Вопрос: А какие мотивы звучат в стихах Пушкина?
Работа с доской.
1. Мотив братства (“Разлука”, 1817г)
2. Анакреонтические мотивы.
Анакреон – древнегреческий поэт, воспевающий в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни.
Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура) – наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни.
(“Мое завещание друзьям”, 1815г. )
3. Гражданские мотивы (“Во глубине сибирских руд…” 1827)
Учитель: Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. “Дружество” для него – это целый круг людей, близких “по судьбе”, это “братство”, “наш союз”.
4. Анализ отрывка из стихотворения “19 октября” - манифеста дружбы.
5. Тест по теме (см. приложение).
6. Заключительное слово учителя: Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина – высшие проявления человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг.
Вопрос: А как вы понимаете слово ДРУЖБА?
Используемая литература:
- Белоцкая Г. В. Литература. Ответы на вопросы. – М. : “Экзамен”, 2002.
- Коровина В. Я. Литература. Методические советы. - М. : Просвещение, 2001.
- “Русская литература в вопросах и ответах”, Москва, НТЦ, 1999г.