Урок литературы по теме "Дуэль в русской литературе"

Разделы: Литература


Цели:

  • провести семинар, который расширит и углубит знания учащихся по русской литературе;
  • дать навыки обобщённого анализа литературных произведений, написанных в разные периоды 19 века;
  • развить  устную речь учащихся;
  • формировать нравственные основы, пробуждать интерес к классической литературе.

Оборудование: ТСО, г/запись, плакаты, подставка, ткань-скатерть, перчатка, роза, свеча. На доске тема урока, эпиграф.

«Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего
Вдруг разрешат судьбу его».

А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

Предварительно разбить класс на группы. Первая из них готовит небольшое сообщение по истории вопроса, остальные читают предложенные учителем произведения, вторая группа – «Выстрел» Пушкина, третья – дуэльный эпизод в «Евгении Онегине» Пушкина, четвёртая – дуэль Пушкина и Дантеса.

ХОД УРОКА

I. Беседа о дуэли

Учитель читает несколько высказываний о дуэли.

«Доказывать нелепость дуэля не стоит, в теории его никто не оправдывает, исключая каких-нибудь бретеров и учителей фехтования, но в практике все подчиняются ему для того, чтоб доказать, черт знает кому, свою храбрость. Худшая сторона дуэля в том, что он оправдывает всякого мерзавца или его почётной смертью, или тем, что делает из него почетного убийцу. Человека обвиняют в том, что передёргивает карты, – он лезет на дуэль, как будто нельзя передёргивать карты и не бояться пистолета. И что за позорное равенство шулера и обвинителя!» (А.И.Герцен)

«Дуэль – приняв букву, мы расширили способность к дурным поступкам» (Ф.М.Достоевский)

 «Дуэль, милостивые государи, есть состояние дикости. Это совсем не право, а довод наиболее сильного или наиболее ловкого, иногда самого дерзкого!.. Вызвать на дуэль не значит атаковать лишь частное лицо, совершить проступок в отношении только него, как при обыкновенной краже или убийстве; нет, это прежде всего посягательство на общий мир, презрение к закону, восстание против государственного порядка. Дуэлисты хотят управлять сами собой, глумиться над верховной властью страны, где живут». (Дюпен-старший, обер-прокурор кассационного суда в Париже).

Учитель: Дуэль – тема нашего сегодняшнего урока. Почему она заканчивается трагически? Можно было бы обойтись без неё?
Этот урок –наша современная оценка личности, событий, явлений, без неё невозможно изучение литературы, извлечение из неё уроков.

II. Выступление учащихся

I группа

1-й ученик: Дуэль – одно из самых загадочных явлений русской жизни. Подобно французскому балету и польской водке она относится к таким заимствованиям, которые очень быстро стали национальными особенностями.
«Дуэль – есть условный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести...» (Из истории русской дуэли)
Известно, что в России дуэль как обычай пришла с Запада. Но и там она существовала не вечно. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к XIV  веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие – предшественник дворянства, с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. В XVI веке дуэли приняли уже такой угрожающий размах и уносили столько жизней, что короли начали бороться с этим обычаем. Так, за 16 лет царствования Генриха  IV во Франции было убито на дуэлях от 7 до 8 тысяч человек. Знаменитый кардинал Ришелье запретил дуэли под страхом смерти, объявив, что дворянин может жертвовать своей жизнью только в интересах короля. Людовик XIV в 1679 году специальным  эдиктом учредил суд маршалов для разрешения всех вопросов чести.

2-й ученик: Дуэль в России – больше чем дуэль! «К барьеру!» Каков же был исторический путь дуэли в нашем Отечестве?
Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наёмными иностранными офицерами – шотландцем Патриком Гордоном(впоследствии петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай не проник. Тем не менее единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки.
Пётр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них.
Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор»,провозглашала: « Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может»,потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду; недонесение тоже каралось. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия – смертельная казнь с полной конфискацией имущества ,не исключая и секундантов.

3-й ученик: И тем не менее дуэли постепенно всё более проникали в среду дворянской молодёжи. И причиной здесь был не столько «дух буйной молодости»,в чём неодобрительно корили детей законопослушные отцы, сколько формировавшееся чувство чести и личного достоинства, складывавшееся постепенно, с развитием образования и сословного воспитания, и усиливавшееся с каждым новым поколением. Дворянская молодёжь, по-прежнему верная присяге и престолу, не допускала при этом вмешательства   государства в дела чести. Позднее формулу ёмко и сжато выразил генерал Корнилов в своём жизненном кредо: «Душа – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь – никому.»

4-й ученик: Ко времени распространения в России дуэлей грозные статьи петровского артикула, каравшие смертью за поединок, были основательно позабыты, так как прошло шестьдесят лет со времени их опубликования. И перед «властями предержащими» встаёт проблема: как бороться с дуэлянтами? В 1787 году Екатерина Великая издала  «Манифест о поединках». В нём дуэли назывались чужестранным насаждением; участникам дуэли, окончившеюся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», – пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли наказание назначалось как за соответствующие умышленные преступления. Апогея своего дуэли достигли в первой половине XIX века. Запрещение дуэлей было вновь подтверждено в изданных при Николае I «Своде законов уголовных» 1832 года и  «Уставе военно-уголовном» 1839 года, обзывавшем воинских начальников «стараться примирять ссорящихся и оказывать обиженному удовлетворение взысканием с обидчика.»
Но ничто не помогло! Более того, дуэли в России отличались исключительной жестокостью условий неписаных кодексов: дистанция колебалась от 3 до 25 шагов (чаще всего 15 шагов),встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один, нередко дрались до смертельного исхода, порой стрелялись, стоя поочерёдно спиной у края пропасти ,чтобы в случае попадания противник не остался в живых (вспомним дуэль Печорина и Грушницкого в «Княжной Мэри»). При таких условиях нередко погибали оба противника (как это было в 1825 году на дуэли Новосильцева и Чернова). Более того, командиры полков, формально следуя букве закона, фактически сами поощряли в офицерской среде такое чувство чести и под разными предлогами освобождались от тех офицеров, которые отказывались драться на поединке.

5-й ученик: При этом Николай I относился к дуэлям с отвращением, известны его слова: «Я ненавижу дуэль. Это – варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил её в английской армии и хорошо сделал». Но именно на 20-40-е годы XIX века приходятся громкие дуэли Пушкина с Дантесом, Рылеева с князем Шаховским,  Грибоедова с Якубовичем, Лермонтова с  де Барантом и Мартыновым.
Новой вехой на этом этапе предстояло стать судам общества офицеров. Суды общества офицеров к тому времени существовали во многих европейских армиях, играя роль чего-то вроде товарищеских судов. В русской армии они существовали полуофициально с петровских времён (с1721 года). Общество офицеров полка могло выдавать аттестации офицерам и было весомым орудием общественного мнения в военной среде. Особенно расцвели они при Александре I, после 1822 года, когда сам император при разборе конфликта между судом общества офицеров и командиром полка встал на сторону первого. Но в 1829 году Николай I усмотрел в самом факте  существования независимых офицерских корпораций, наделённых немалыми правами, средство подрыва воинской дисциплины и повсеместно запретил их деятельность. Тем не менее эта мера, на первый взгляд разумная, на практике оказалась ошибочной, так как суды общества офицеров являлись ошибочной, так как суды общества офицеров являлись могучим средством морального, воспитывающего воздействия. Поэтому в период «великих реформ» 60-х годов они были (в 1863 году) восстановлены и приобрели официальный статус. Было издано положение об их устройстве (на флоте с 1864 года суды капитанов, в каждой флотской дивизии). При разработке этого положения многие предлагали передать на усмотрение этих судов вопросы о разрешении дуэли в каждом конкретном случае, но это предложение было отклонено. Тем не менее наказания за поединки становились всё мягче.
Наконец в 1894 году, в самом конце царствования Александра III,поединки были официально разрешены.

6-й ученик: Что же вызывало дуэль между дворянами?
Все причины можно поделить на две группы. Первая группа – это оскорбление чести дворянина. И вторая – это оскорбление человеческого достоинства. Дрались из-за женщин, за право владения землёй, ради мести, наконец, просто, чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника.
Цель дуэли – удовлетворение поруганной чести. Дуэль отличалась от убийства строгими правилами. Правила эти со временем стали традицией. Дуэль начиналась с вызова. Ему предшествовала ссора или столкновение, в результате которой какая-либо сторона считала себя оскорблённой и требовала удовлетворения. С этого времени противники уже не общались. Это делали лишь секунданты-помощники в  дуэли. Каждый из противников секундантов выбирал сам. С секундантами обсуждали обиды или оскорбления, характер будущей дуэли, возможность примирения. После обсуждения секундант оскорблённого направлял противнику письменный вызов – картель.
Секунданты прикладывали максимальные усилия к примирению сторон. Все способы мирного разрешения конфликта  должны быть испробованы. Даже когда противники выходили на поле боя, то секунданты обязаны были предпринять попытку к примирению. Секунданты вырабатывают условия дуэли. Они стараются, чтобы поединок был как можно менее опасным для противников. Условия они излагают письменно. В них было записано расстояние, на которое противники удаляются друг от друга. В начале XIX века оно могло составлять 10-20 шагов, и даже – 6, а в последующее время 20-30 шагов. Смягчением условий дуэли могло быть требование секундантов об остановке противников в момент первого выстрела. По условиям более жёсткой дуэли, после того как один из дуэлянтов выстрелил, второй мог продолжить движение ,а также потребовать противника к барьеру. Сменить выработанные правила один из участников дуэли не смел.

7-й ученик: В секунданты найти человека было нелегко. Участие в дуэли в качестве секунданта влекло за собой  всяческие неприятные последствия: разжалование офицера, ссылка на Кавказ. Секундантами становились, как правило, близкие друзья, а ломать карьеру и вовлекать друга в неприятную историю дворянин не хотел. Секундант тоже оказывался в трудной ситуации: если поддержать друга и заступиться за его честь, то тогда надо поплатиться службой и карьерой или даже вызвать гнев государя. Вообще в России любая дуэль считалась преступлением. Она разбиралась в суде. Уголовную ответственность несли и противники и секунданты. Последние чаще: дуэлянты могли быть убиты.

Учитель: Вопрос к классу: что такое дуэль? (Суть вариантов ответов сведётся к одному: защита своей чести (дворянина, рыцаря, благородного человека).
Учитель даёт учащимся  определение по «Толковому словарю» В.И.Даля: «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
Дуэль – это поединок, борьба, состязание двух сторон.
Дуэли как способ решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у дворян. Поединок вошёл в литературу, с одной стороны, как  часть дворянского быта той эпохи, с другой – как приём, помогающий писателю обострить конфликт, довести его до кульминации или до развязки.
Сегодня нам предстоит выяснить, какова же роль дуэли в композиции и в идейном содержании произведений А.С.Пушкина «Выстрел», «Евгений Онегин» и в жизни самого А.С.Пушкина (дуэль с Дантесом).
(Продолжить разговор о дуэли на примере художественных произведений. Аналитическая работа ведётся по группам, специально подготовившим материал, в обсуждении участвует весь класс.)
Итак, дуэль. Помните, у Пушкина:

…злобно
Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сне,
Один друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно…
Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В гранёный ствол уходят пули,
И щёлкнул первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надёжно ввинченный кремень
Введён ещё…

II группа: А.С.Пушкин. «Выстрел»

1-й ученик: «Повести Белкина» были опубликованы в 1830 году и сразу завоевали своего читателя, покоряя современников Пушкина новаторством прозаического литературного языка, воспроизведением реальной жизни, рассказом о событиях, о которых мало писали в русской литературе.
«Выстрел»,открывающий цикл повестей, трагически ставит тему противоборства личности с судьбой.
В повести А.С.Пушкина «Выстрел» граф явился к барьеру с черешнями, которые он спокойно ел под дулом пистолета. Это взбесило противника, отложившего свой выстрел до случая, когда граф будет больше дорожить своей жизнью. Подобный случай рассказывали о самом Пушкине: «В Кишинёве Пушкин имел две дуэли. Одну из-за карт с каким-то офицером. Дуэль была оригинальная. Пушкин явился с черешнями и пока офицер целился в него, преспокойно кушал ягоды. Офицер стрелял первым, но не попал. Наступила очередь Пушкина. Вместо выстрела поэт спросил:
– Довольны ли вы? 
И тогда дуэлянт бросился к Пушкину в объятия, он отстранил его и со словами «это лишнее» – спокойно удалился.
Пушкину в это время было всего 20 лет. В Кишинёве он оказался окружён военными, многие из которых прошли поля сражений 1812 года, а ему, молодому человеку, ещё надо было доказать свою храбрость, своё презрение к смерти. Он выстоял под дулом пистолета, но отказался от своего выстрела. По правилам дуэльной чести отказаться от выстрела или выстрелить в воздух мог только тот, кто стрелял вторым – ведь он уже доказал свою смелость – и только в том случае, когда оскорбление было несерьёзным.

2-й ученик: «Выстрел» Пушкина – рассказ из «Повестей Белкина», то есть рассказчик – носитель русского ментальности (как и Максим Максимыч), что очень важно для понимания авторского замысла.
В центре обсуждения главный герой рассказа Сильвио и природа конфликта: зависть личности сильной, тщеславной, самолюбивой к своему удачливому сопернику, желание любым способом утвердить себя, возвыситься над окружающими.
Зависть не только грех, но и свидетельство слабости человека, его зависимости от успеха или неуспеха другого человека.

(Прослушивание г/записи, эпизод первый)

Граф богат. А Сильвио беден. По крайней мере, рассказчик в этом почти не сомневается: «ходил вечно пешком, в изношенном чёрном сюртуке, а держал открытый стол для офицеров нашего полка. Правда, обед его состоял из трёх блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось притом рекою».
Он беден. Иначе, выйдя в отставку вскоре после ссоры с графом, не поселился бы в бедном местечке. Иначе, явившись к графу сделать свой ответный выстрел, приехал бы не в дорожной телеге, а в каком-нибудь экипаже побогаче».
Вот его поведение – от зависти и мести графу до «бедной и расточительной жизни в захолустном местечке – следствие того общественного положения, которое он занимает.
1) Сильвио в первой дуэли злобный, он во что бы то ни стало хотел отомстить. И всё же граф отказывается от выстрела, потому что он безразличен к жизни. Ему всё равно, выстрелит Сильвио или нет. Ничто его больше не беспокоило.
2) Сильвио был оскорблён (граф дал ему пощёчину) и поэтому получил первый выстрел. В первый раз «волнение злобы было в нём столь сильным, что он надеялся на верность руки и , чтобы дать себе время остыть, уступил первый выстрел».

(Прослушивание г/записи, эпизод второй)

3-й ученик: Вторая дуэль. Во второй раз Сильвио уступает графу первый выстрел, вновь склонив его бросить жребий. Правда, на этот раз Сильвио был иным: видимо, к этому времени изменился и он сам: «Мне всё кажется, что у нас не дуэль, а убийство: я не привык целить в безоружного. Начнём сызнова; кинем жребий; кому стрелять первому».
Вот это-то и было не «по правилам». Не по правилам дуэли. Граф это очень хорошо понимает. Поэтому как первый раз, так и второй он не соглашается бросит жребий. Характерно, что в рассказе Сильвио это немаловажное обстоятельство скрыто: «противник мой не соглашался».
В рассказе графа о второй их встрече об этом сказано так: « Голова моя кругом…Кажется, я не соглашался…»
Таким образом, в обоих случаях Сильвио принудил графа получить свой шанс. В особенности это существенно для заключительной стадии. Это противоречило понятию дворянской чести. Но граф выстрелил. Сильвио вправе был предположить то, что позже, когда граф придёт в себя, мысль об этом станет для него образным возмездием: «Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей жизни».
В одном лишь не прав Сильвио: когда говорит о том, что видел робость. Робости не было. Граф не менее храбр, чем Сильвио.
Когда-то тот признавал, что в графе «храбрость была самая беспечная». Но во второй встрече граф уже не один – он женат. И боится он не за себя, а за жену.
Когда Сильвио и графа с пистолетами в руках застаёт жена графа, а затем на её глазах Сильвио прицеливается в мужа, она бросается к ногам Сильвио.
«Встань, Маша, стыдно!» – кричит граф. «…А вы сударь, перестаньте издеваться над бедной женщиной! Будете ли вы стрелять…»
Теперь Сильвио вызывает в нём гнев. Сильвио говорит спокойно, дрожание голоса прекратилось. На лице у него удовлетворённость, страшная в свете камина улыбка. Он быстро выходит, у дверей останавливается, оглядывает комнату горящим взглядом, стреляет в картину и быстро уходит».
Герой «Выстрела» ищет предлог для драки, дабы утвердить своё первенство в гусарском полку; в нём чувствуются бретёрские замешки. Его противник – богатый граф, «любимец счастья» – демонстрирует наигранное презрение к смерти: ест черешни по дулом пистолета. Как люди, действующие в угоду своему самолюбию, они стоят друг друга.

III группа: А.С.Пушкин Евгений Онегин»

1-й ученик: Евгений Онегин, напротив, не заботится о первенстве и не ведёт игру, более того, ему понятна легковесность вызова, сделанного Ленским – разгорячённым юношей- романтиком; тем не менее, он берёт в руки пистолет – берёт, подчиняясь нравам «большого света», опасаясь сплетен, «хохотни глупцов», иначе говоря, уступая тому, что в душе презирает. «Пружина чести» здесь играет роль ложного стимула, предопределяющего неизбежность бессмысленного убийства. Онегин – характер действительный, в том смысле, что в нём нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность. В Ленском Пушкин изобрази л характер, совершенно противоположный характеру Онегина. Характер совершенно отвлечённый, чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе.

С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч.

Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль, и нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слёзы;
Он пел поблёклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.

2-й ученик: Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Но в то же время «он сердцем милый был невежда», вечно толкуя о жизни, никогда не зная её. Действительность на него не имела влияния: его радости и печали были созданием его фантазии. Он полюбил Ольгу. Ленский украсил её достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было и о    которых она и не заботилась. Существо доброе, милое, весёлое, Ольга была очаровательна как все «барышни», пока они ещё не сделались барышнями, а Ленский видел в ней фею, сильфиду, романтическую мечту, нимало не подозревая будущей  барышни. Он написал «надгробный мадригал» старику Ларину, в котором ,верный себе, без всякой иронии, умел найти поэтическую сторону. В простом желании Онегина подшутить над ним он увидел и измену, и обольщение, и кровавую обиду.
Результатом всего этого была его смерть, заранее воспетая им в туманно-романтических стихах. Подробности дуэли Онегина с Ленским- верх совершенства в художественном отношении. Онегин и Зарецкий – оба нарушают правила дуэли. Первый, чтобы продемонстрировать своё раздражённое презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьёзность которой всё ещё не верит, а Зарецкий потому, что видит в дуэли забавную, хотя порой и кровавую историю, предмет сплетен и розыгрышей…

3-й ученик: В «Евгении Онегине» Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, потому что « в дуэлях классик и педант», он вёл дело с большими упущениями, сознательно игнорируя всё, что могло устранить кровавый исход. Ещё при первом посещении Онегина, при передаче картеля, он обязан был обсудить возможности примирения. Перед началом поединка окончить дело миром также входило в прямые обязанности, тем более что кровной обиды нанесено не было и всем, кроме Ленского было ясно, что заключается в недоразумении. Зарецкий мог остановить дуэль и в другой момент появление Онегина со слугой вместо секунданта было его прямым  оскорблением (секунданты, как и противники, должны быть социально равными), а одновременно и грубым нарушением правил, так как секунданты должны были встретиться накануне без противников и составить правила поединка.
Наконец, Онегин стрелял на ходу – не потому, что он боялся выстрела противника – он торопился потерять своё право первого выстрела, причём в самых невыгодных для себя обстоятельствах. Пистолеты Лепажа прекрасно «прилажены» по руке. Говорят, они так удобно ложатся в руку, как будто служат её естественным продолжением, и они бьют почти без промаха, но только если стрелять с места. На ходу даже опытный стрелок практически никогда не попадает в цель, потому что эти пистолеты имели ствол гладкий, без нарезки, и пуля, не получая первоначального вращения, легко отклонялась от цели. Современникам было понятно, что выстрел Онегина стал смертельным для Ленского только по роковой случайности. Онегин страшно переживал гибель своего юного друга, не мог оставаться в тех местах, где «окровавленная тень» ему являлась каждый день…»

4-й ученик: поэт любил Ленского и в прекрасных строфах оплакал его падение:

Друзья мои, вам жаль поэта
Во цвете радостных надежд,
Их не свершив ещё для света,
Чуть из младенческих одежд,
Увял! Где жаркое волненье,
Где благородное стремленье
И чувств и мыслей молодых,
Высоких, нежных, удалых?
Где бурные любви желанья,
И жажда знаний и труда,
И страх порока и стыда,
И вы, заветные мечтанья,
Вы, призрак жизни неземной,
Вы, сны поэзии святой!

Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рождён;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла. Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень.
Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас,
И за могильною чертою
К ней не домчится гимн времён,
Благословение племён.

В Ленском было много хорошего,  он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это была одна из тех натур, для которых жить – значит развиваться и идти вперёд. Он был романтик.
Люди, подобные Ленскому, при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистёров, или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются устарелыми мистиками и мечтателями, которые большие враги прогресса, нежели люди просто.

Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится;
Приятней, если он, друзья,
Завоет сдуру: это я !
Ещё приятнее в молчанье
Ему готовить честный гроб
И тихо целить в бледный лоб
На благородном расстоянье;
Но отослать его к отцам
Едва ль приятно будет вам.

IVгруппа: А.С.Пушкин и Дантес

1-й ученик: Судя по тому, что мы знаем о дуэлях Пушкина, он достаточно презрительно относился к ритуальной стороне поединка. Об этом свидетельствует и последняя его дуэль, перед которой он предложил противной стороне самой подобрать ему секунданта, хоть лакея. И это не было плодом особых обстоятельств. Это было принципом, который он провозгласил ещё в «Евгении Онегине», заставив его, светского человека и опытного поединщика, взяв в секунданты именно слугу, и при этом высмеял дуэльного педанта Зарецкого. Идеальный дуэлянт Сильвио в «Выстреле» окончательно решает свой роковой спор с графом тоже человек чести, один на один, без свидетелей. Для Пушкина в дуэли главным были суть и результат, а не обряды.
Всматриваясь  в бушевавшую вокруг дуэльную стихию, он ориентировался на русскую дуэль в её типическом, а не в ритуально-светском варианте.

Невольник чести беспощадный,
Вблизи он видел свой конец.
На поединках твёрдый, хладный,
Встречая гибельный свинец.

Отношение Пушкина к дуэли противоречиво: как наследник просветителей XVIII века, он видит в ней проявление «светской вражды», которая …дико… боится ложного стыда».

2-й ученик: В разное время отношение к дуэли менялось. В середине XVIII века такое распоряжение своей жизнью представлялось нерациональным, неразумным; в период романтизма дуэли случаются очень часто, как говорил Пушкин, всё, что грозит гибелью, для человека очень привлекательно. Главное даже не в лихости дуэлянтов – это доказательство того, что есть ценности, которые дороже самой жизни и которые неподвластны государству – честь, человеческое достоинство. При отсутствии законов, охраняющих личность, для порядочного человека дуэль оказывалась единственным средством защитить свою честь и честь своих  близких.
27 января 1873 года под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль, на которой  Пушкин был смертельно ранен в живот.
Ответным выстрелом Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку. Условия дуэли, по настоянию Пушкина, были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам: барьер отделял врагов едва на десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ К.К.Данзас, секундантом Дантеса – сотрудник французского посольства д,Аршиак.

3-й ученик: В глубоком снегу утопали дорожки для поединка, шинелями секундантов обозначились барьеры. Подполковник Данзас  махнул шляпой, и Пушкин , быстро подойдя к барьеру, прицелился, чтобы выстрелить наверняка. Но Дантес выстрелил раньше, не дойдя шага до барьера. Пушкин упал на шинель Данзаса, смертельно раненный в правую половину живота. Он нашёл в себе силы, чтобы лёжа  прицелиться и выстрелить. Дантес  стоял правым боком, согнув правую руку в локте, закрывая грудь и разряженным пистолетом голову. Его это и спасло. Пуля пробила правое предплечье и сплющилась о пуговицу мундира. Дантес упал, Пушкин крикнул: «Браво!» – но Дантес быстро поднялся: ранение было не опасным.
У Пушкина развилось сильное кровотечение, а врача не было, и нечем было наложить повязку на рану. По оценке М.Ундермана Пушкин потерял 2 литра крови.
На санях его довезли до Комендантской дачи, где Дантес предложил Данзасу для перевозки раненого карету, которую ему прислал Геккерн. Красивый жест! Если бы Пушкин знал, чья это карета, он, конечно бы, отказался, но Данзас сказал, что это он нанял карету. Пушкина доставили домой. Всё время до самой смерти он был в сознании. Пуля пробила кишечник поэта в нескольких местах и, раздробив часть крестцовой кости, застряла поблизости от неё. Пушкин держался мужественно, но был момент, когда он, не выдержав мучительной боли, хотел застрелиться. Данзас успел отобрать у него пистолет, уже спрятанный под одеялом, сказав: «Не нужно, Сверчок» (лицейское прозвище Пушкина).
Через два дня после дуэли, 29 января 1837 года, Пушкин скончался в 2:45 в своём доме по адресу: набережная реки Мойки, дом 12.
Поэт обрёл вечный покой на кладбище Святогорского монастыря в Псковской губернии.

Условия дуэли, подписанные секундантами Пушкина и Дантеса (подлинник по-французски):

  • Противники становятся на расстоянии двадцати шагов друг от друга и пяти шагов(для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется десяти шагам.
  • Вооружённые пистолетами противники по данному знаку, идя один на другого , но ни в коем случае не переступая барьеры,  могут стрелять.
  • Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место для того, чтобы выстреливший первым, огню своего противника подвергался на том же самом расстоянии.
  • Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультативности поединок возобновится как бы в первый раз: противники становятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются  те же барьеры и те же правила.
  • Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.
  • Секунданты, нижеподписавшиеся и облечённые всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.

«Д’Аршак рассказал нам, что Пушкин во время дуэли поражал своим мужеством и спокойствием, что он во всём этом деле выказал чрезвычайный такт и рыцарскую простоту, исполненную достоинства. Он был очень серьёзен, сосредоточен, как человек, рискующий жизнью; в нём не было ни тени притворной беззаботности, чтобы придать себе вид по-храбрее».
Д’Аршак сказал в заключение: «Это был великий характер…»

(Прослушивание г/записи – дуэль Пушкина и Дантеса)

Звучит стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта».

III. Подведение итогов урока

Приложение к уроку.

  
Схема анализа эпизода (общие рекомендации)

1. Место эпизода в произведении, характер изображённого события, действующие лица.
2. Краткая  характеристика персонажей и события на момент начала действия эпизода.
3. Характеристика персонажей, их поведения и переживаний в момент кульминации и развязки.
4. Вывод о выявленных чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей.
5. Роль эпизода как этапа развития конфликта, важного для понимания идейного смысла произведения.


Список использованной литературы:

  • Пушкин А.С. “Выстрел”. Пушкин А. С. П – 91 Проза. – М.: Правда, 1985. – 368 с.
  • Пушкин А.С. “Евгений Онегин” Пушкин А.С. П – 91 Проза. – М.: Правда, 1985. – 368 с.
  • Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин": Комментарий: Пособие для учителя / Изд. 2-е. Л., 1983. С. 293
  • Набоков В. Комментарий к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" / Пер. с англ. СПб., 1998. С. 443
  • Дуэль Пушкина с Дантесом-Геккереном. Подлинное военно-судное дело 1837 г. СПб., 1900, с. 133.
  • Эйдельман Н. О гибели Пушкина. (По новым материалам). – Новый мир, 1972, № 3, с. 201-226.
  • Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. Исследования и материалы. Изд. 3-е. М. – Л., 1928, с. 371-417 (далее: Щеголев)
  • Дурасов В. Дуэльный кодекс. СПб., 1908. С. 56

 

Список видеофильмов:

  1. Худ. фильм по повести А.С.Пушкина «Выстрел». Режиссёр Наум Трахтенберг «Мосфильм», 1966г.
  2. Худ. фильм по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Британо-американский фильм. Режиссёр Марта Файнс, 1999г.
    1. Худ. Фильм. Пушкин. «Последняя дуэль». Режиссёр Наталья Бондарчук. Россия. 2006 г.