Урок литературы по теме "Двоемирие "музыканта" Э.Т.А. Гофмана и нравственные уроки сказки "Щелкунчик и мышиный король""

Разделы: Литература


Цель урока: помочь учащимся понять глубокий нравственный смысл сказки Э.Т.А. Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”.

Задачи урока: проанализировать текст сказки Гофмана, раскрыть значение образов главных героев, “показать единство двух миров” в произведении.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений обучающихся.

Оформление на уроке: выставка детских рисунков к произведениям Гофмана, музыка к балету П.И. Чайковского “Щелкунчик”, кроссворд по материалам сказки “Внимательный читатель”, презентация с портретом Гофмана, иллюстрациями к сказке.

Эпиграф:

“…в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые”
 К.Г. Паустовский

Ход урока

Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами будем говорить о двоемирии Эрнста Теодора Амадея Гофмана – известного писателя, классика немецкой литературы – и о его сказке “Щелкунчик и мышиный король”. Эпиграфом к уроку послужат слова Константина Паустовского: “…в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые”. К эпиграфу мы вернемся позднее, а сейчас вспомним отдельные факты биографии писателя и поговорим, почему слово “музыкант” в названии темы взято в кавычки.

Опрос:

– Когда и где родился Э.Т.А. Гофман? (В 1766 году в Германии, в Кенигсберге.)

– Какое имя при рождении дали родители будущему писателю? (Эрнст Теодор.)

– Как появилось третье имя Гофмана – Амадей? (Гофман сам присвоил себе это имя в честь Моцарта.)

– Какое образование получил писатель? (Юридическое.)

– Как он называл службу в юридической конторе? (“Тюрьма”.)

– Если работа была для Гофмана “тюрьмой”, значит он был плохим юристом? (Нет, Гофман был хорошим юристом.)

Действительно, Гофман был прекрасным юристом, но сердце его принадлежало другому миру. Чему отдает он всю свою любовь, свою привязанность? (Искусству: живописи, музыке, литературе.)

– Только в 43 года Гофман сделал выбор в пользу литературы, но на всю жизнь сохранил восторженную любовь к живописи и музыке. Он великолепно рисовал, сочинил балет и оперу, был хорошим музыкантом. Так почему же слово “музыкант” в теме нашего урока взято в кавычки?

Обобщение: Э.Т.А. Гофман говорил: “Как высший судия я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит… из хороших людей, но плохих музыкантов или вовсе не музыкантов, другая же – из истинных музыкантов…” – романтических мечтателей, которые живут в своем, придуманном мире и только там чувствуют покой и свободу.

– А что же такое “двоемирие” в представлении Гофмана?

– Можно ли самого писателя отнести к “истинным музыкантам” из двоемирия?

Обобщение: Жизнь Э.Т.А. Гофмана никогда не была легкой. Он знал и полуголодное существование, и непонимание окружающих, но у него было доброе, легко ранимое сердце, нетерпимое ко всякому злу. Надпись на надгробном камне Гофмана гласит: “Он был одинаково замечателен как юрист, как поэт, как музыкант, как живописец”. Писатель оставил богатое литературное наследие, но наиболее известное его произведение – сказка “Щелкунчик и мышиный король”, на сюжет которой великий русский композитор П.И. Чайковский создал свой бессмертный балет “Щелкунчик”. Прослушайте небольшой музыкальный отрывок из балета. Пусть музыка введет вас в мир сказки.

(Звучит отрывок из балета Чайковского “Щелкунчик”.)

– В каком году была создана сказка? (В 1816 году.)

– Когда сказка была переведена на русский язык и в каком сборнике она появилась? (В 1835 году в сборнике “Подарок на Новый год. Две сказки для больших и маленьких детей”.)

– Поговорим о героях сказки. С каким чувством Мари и Фриц ожидали Рождество?

– А кого из гостей они ждали с большим нетерпением?

Работа с текстом. Найдите описание Дроссельмейера в главе “Елка”. (Читать отрывок.) Привлекателен ли этот портрет?

– А за что же дети любили своего крестного?

– Какое описание предшествует появлению в сказке Щелкунчика? (Читать отрывок из главы “Подарки”.)

– Почему писатель показывает своего некрасивого героя после описания великолепных подарков?

– Удалось ли Мари сразу увидеть положительные качества Щелкунчика? Подтвердите свой ответ текстом. (Читать отрывок из главы “Любимец”.)

– Чем похожи друг на друга брат и сестра? Чем они отличаются?

– Почему чудесные приключения выпали на долю именно Мари?

– Как можно объяснить слова крестного: “Ах, милая Мари, тебе дано больше, чем мне и всем нам. Ты, как и Пирлипат, – прирожденная принцесса: ты правишь прекрасным, светлым царством”?

– Подтвердите словами из текста сказки, что Мари верит в двоемирие. (Читать отрывок из главы “Заключение”.)

– На какие жертвы пришлось пойти Мари, чтобы спасти Щелкунчика?

– Достоин ли этих жертв сам Щелкунчик? Какими качествами он обладает?

– В каких трех обликах предстает в сказке Щелкунчик?

– Кто и при каких обстоятельствах рассказывает “Сказку о твердом орехе”?

– Сказка в сказке. Почему Гофман использует такую интересную композицию?

– Кратко перескажите “Сказку о твердом орехе”.

– Какую основную мысль доносит до нас автор в “Сказке”? (Гофман показывает внешнюю и внутреннюю красоту, благородство и жестокость героев, убеждает нас, что чудеса могут творить только люди с добрым сердцем.)

– Чем помогает крестный Мари и Щелкунчику?

– Попробуйте определить, что в произведении – сказка, а что – реальность?

– А есть ли у Гофмана четко выраженная грань между сказкой и реальностью?

– Прочитайте, чем заканчивается сказка “Щелкунчик и мышиный король”. (Читать последние строки произведения.) Что хотел донести до нас Гофман?

Обобщение: Конечно, заканчивая так сказку “Щелкунчик и мышиный король”, Гофман хотел донести до нас глубокий смысл своего произведения. И сегодня мы с вами попытаемся сделать вывод о главном смысле сказке, о ее нравственных уроках.

Письменная творческая работа “Каковы нравственные уроки сказки Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”? Во время работы звучит музыка к балету Чайковского.

Учащиеся читают свои творческие работы.

Обобщение после прочтения работ учащихся: Сказка Гофмана “Щелкунчик и мышиный король” будит фантазию, населяет мир ребенка сказочными образами, призывает к добру, состраданию, милосердию, пробуждает мужество и отвагу, воспитывает душевное благородство, приобщает к чудесам, которых так мало в реальной жизни. А теперь предлагаю вам ответить на вопросы кроссворда “Внимательный читатель”

Вопросы кроссворда:

1. В костюме куклы-Щелкунчика нелепым и неуклюжим Мари показался…? (Плащ.)

2. Кем работал в суде крестный Дроссельмейер? (Советник.)

3. Какого цвета были глаза у куклы-Щелкунчика? (Зеленые.)

4. Какой подарок крестного вызвал особый восторг детей? (Замок.)

5. Назовите фамилию Мари и Фрица (Штальбаум.)

6. Название столицы кукольного царства. (Конфетенбург.)

7. Кем был Дроссельмейер в “Сказке о твердом орехе”? (Часовщик.)

8. Одна из главных героинь “Сказки о твердом орехе” (Пирлипат.)

9. Имя любимой куклы Мари (Клерхен.)

Если кроссворд решен верно, в центре его можно прочесть по вертикали слово “Щелкунчик”.

– Как вы думаете, ребята, в чем секрет популярности сказки у многих поколений читателей?

В конце урока мне хотелось бы возвратиться к нашему эпиграфу: “…в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые” (К.Г. Паустовский). Нас, взрослых, сказка учит быть более чуткими к детям, не смеяться над их фантазиями, а попытаться проникнуть в те видения, которыми полна душа ребенка. Поэтому я пожелаю вам прочесть эту сказку немного позднее, когда вы станете взрослыми, и тогда, может быть, сделаете для себя важное открытие, лучше поймете душу своего ребенка.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

При подготовке урока использованы: – материалы Интернета; – “Методические рекомендации для учителя. Уроки литературы в 6 классе” Е.С. Баровой, Образовательная система “Школа 2100”, издательство “Баласс”, серия “Свободный ум”