Цель урока: помочь учащимся понять глубокий нравственный смысл сказки Э.Т.А. Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”.
Задачи урока: проанализировать текст сказки Гофмана, раскрыть значение образов главных героев, “показать единство двух миров” в произведении.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений обучающихся.
Оформление на уроке: выставка детских рисунков к произведениям Гофмана, музыка к балету П.И. Чайковского “Щелкунчик”, кроссворд по материалам сказки “Внимательный читатель”, презентация с портретом Гофмана, иллюстрациями к сказке.
Эпиграф:
“…в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые”
К.Г. Паустовский
Ход урока
Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами будем говорить о двоемирии Эрнста Теодора Амадея Гофмана – известного писателя, классика немецкой литературы – и о его сказке “Щелкунчик и мышиный король”. Эпиграфом к уроку послужат слова Константина Паустовского: “…в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые”. К эпиграфу мы вернемся позднее, а сейчас вспомним отдельные факты биографии писателя и поговорим, почему слово “музыкант” в названии темы взято в кавычки.
Опрос:
– Когда и где родился Э.Т.А. Гофман? (В 1766 году в Германии, в Кенигсберге.)
– Какое имя при рождении дали родители будущему писателю? (Эрнст Теодор.)
– Как появилось третье имя Гофмана – Амадей? (Гофман сам присвоил себе это имя в честь Моцарта.)
– Какое образование получил писатель? (Юридическое.)
– Как он называл службу в юридической конторе? (“Тюрьма”.)
– Если работа была для Гофмана “тюрьмой”, значит он был плохим юристом? (Нет, Гофман был хорошим юристом.)
– Действительно, Гофман был прекрасным юристом, но сердце его принадлежало другому миру. Чему отдает он всю свою любовь, свою привязанность? (Искусству: живописи, музыке, литературе.)
– Только в 43 года Гофман сделал выбор в пользу литературы, но на всю жизнь сохранил восторженную любовь к живописи и музыке. Он великолепно рисовал, сочинил балет и оперу, был хорошим музыкантом. Так почему же слово “музыкант” в теме нашего урока взято в кавычки?
Обобщение: Э.Т.А. Гофман говорил: “Как высший судия я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит… из хороших людей, но плохих музыкантов или вовсе не музыкантов, другая же – из истинных музыкантов…” – романтических мечтателей, которые живут в своем, придуманном мире и только там чувствуют покой и свободу.
– А что же такое “двоемирие” в представлении Гофмана?
– Можно ли самого писателя отнести к “истинным музыкантам” из двоемирия?
Обобщение: Жизнь Э.Т.А. Гофмана никогда не была легкой. Он знал и полуголодное существование, и непонимание окружающих, но у него было доброе, легко ранимое сердце, нетерпимое ко всякому злу. Надпись на надгробном камне Гофмана гласит: “Он был одинаково замечателен как юрист, как поэт, как музыкант, как живописец”. Писатель оставил богатое литературное наследие, но наиболее известное его произведение – сказка “Щелкунчик и мышиный король”, на сюжет которой великий русский композитор П.И. Чайковский создал свой бессмертный балет “Щелкунчик”. Прослушайте небольшой музыкальный отрывок из балета. Пусть музыка введет вас в мир сказки.
(Звучит отрывок из балета Чайковского “Щелкунчик”.)
– В каком году была создана сказка? (В 1816 году.)
– Когда сказка была переведена на русский язык и в каком сборнике она появилась? (В 1835 году в сборнике “Подарок на Новый год. Две сказки для больших и маленьких детей”.)
– Поговорим о героях сказки. С каким чувством Мари и Фриц ожидали Рождество?
– А кого из гостей они ждали с большим нетерпением?
– Работа с текстом. Найдите описание Дроссельмейера в главе “Елка”. (Читать отрывок.) Привлекателен ли этот портрет?
– А за что же дети любили своего крестного?
– Какое описание предшествует появлению в сказке Щелкунчика? (Читать отрывок из главы “Подарки”.)
– Почему писатель показывает своего некрасивого героя после описания великолепных подарков?
– Удалось ли Мари сразу увидеть положительные качества Щелкунчика? Подтвердите свой ответ текстом. (Читать отрывок из главы “Любимец”.)
– Чем похожи друг на друга брат и сестра? Чем они отличаются?
– Почему чудесные приключения выпали на долю именно Мари?
– Как можно объяснить слова крестного: “Ах, милая Мари, тебе дано больше, чем мне и всем нам. Ты, как и Пирлипат, – прирожденная принцесса: ты правишь прекрасным, светлым царством”?
– Подтвердите словами из текста сказки, что Мари верит в двоемирие. (Читать отрывок из главы “Заключение”.)
– На какие жертвы пришлось пойти Мари, чтобы спасти Щелкунчика?
– Достоин ли этих жертв сам Щелкунчик? Какими качествами он обладает?
– В каких трех обликах предстает в сказке Щелкунчик?
– Кто и при каких обстоятельствах рассказывает “Сказку о твердом орехе”?
– Сказка в сказке. Почему Гофман использует такую интересную композицию?
– Кратко перескажите “Сказку о твердом орехе”.
– Какую основную мысль доносит до нас автор в “Сказке”? (Гофман показывает внешнюю и внутреннюю красоту, благородство и жестокость героев, убеждает нас, что чудеса могут творить только люди с добрым сердцем.)
– Чем помогает крестный Мари и Щелкунчику?
– Попробуйте определить, что в произведении – сказка, а что – реальность?
– А есть ли у Гофмана четко выраженная грань между сказкой и реальностью?
– Прочитайте, чем заканчивается сказка “Щелкунчик и мышиный король”. (Читать последние строки произведения.) Что хотел донести до нас Гофман?
Обобщение: Конечно, заканчивая так сказку “Щелкунчик и мышиный король”, Гофман хотел донести до нас глубокий смысл своего произведения. И сегодня мы с вами попытаемся сделать вывод о главном смысле сказке, о ее нравственных уроках.
Письменная творческая работа “Каковы нравственные уроки сказки Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”? Во время работы звучит музыка к балету Чайковского.
Учащиеся читают свои творческие работы.
Обобщение после прочтения работ учащихся: Сказка Гофмана “Щелкунчик и мышиный король” будит фантазию, населяет мир ребенка сказочными образами, призывает к добру, состраданию, милосердию, пробуждает мужество и отвагу, воспитывает душевное благородство, приобщает к чудесам, которых так мало в реальной жизни. А теперь предлагаю вам ответить на вопросы кроссворда “Внимательный читатель”
Вопросы кроссворда:
1. В костюме куклы-Щелкунчика нелепым и неуклюжим Мари показался…? (Плащ.)
2. Кем работал в суде крестный Дроссельмейер? (Советник.)
3. Какого цвета были глаза у куклы-Щелкунчика? (Зеленые.)
4. Какой подарок крестного вызвал особый восторг детей? (Замок.)
5. Назовите фамилию Мари и Фрица (Штальбаум.)
6. Название столицы кукольного царства. (Конфетенбург.)
7. Кем был Дроссельмейер в “Сказке о твердом орехе”? (Часовщик.)
8. Одна из главных героинь “Сказки о твердом орехе” (Пирлипат.)
9. Имя любимой куклы Мари (Клерхен.)
Если кроссворд решен верно, в центре его можно прочесть по вертикали слово “Щелкунчик”.
– Как вы думаете, ребята, в чем секрет популярности сказки у многих поколений читателей?
В конце урока мне хотелось бы возвратиться к нашему эпиграфу: “…в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые” (К.Г. Паустовский). Нас, взрослых, сказка учит быть более чуткими к детям, не смеяться над их фантазиями, а попытаться проникнуть в те видения, которыми полна душа ребенка. Поэтому я пожелаю вам прочесть эту сказку немного позднее, когда вы станете взрослыми, и тогда, может быть, сделаете для себя важное открытие, лучше поймете душу своего ребенка.
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
При подготовке урока использованы: – материалы Интернета; – “Методические рекомендации для учителя. Уроки литературы в 6 классе” Е.С. Баровой, Образовательная система “Школа 2100”, издательство “Баласс”, серия “Свободный ум”