У счастья нет завтрашнего дня:
У него есть настоящее и то не день, а мгновение:
И. ТургеневЗорко одно лишь сердце:
Самого главного глазами не увидишь.
А. Экзюпери
Цели:
- Проследить развитие чувств героев, психологические изменения их души.
- Показать мастерство Тургенева и Распутина в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев.
- Помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность распутинской прозы, глубокий психологизм и лиричность тургеневской прозы.
Задачи:
- Обучающие: формирование объективной оценки произведения на основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и сравнивать, делать выводы.
- Развивающие: совершенствование навыков анализа художественного произведения; повторение теоретических понятий: жанр, изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства, создания образа, психологизм, развитие навыков сравнение и сопоставления, умения выделять главное.
- Воспитательные: воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе, формирование читательского вкуса, интереса к чтению произведений Тургенева и Распутина.
Оборудование: текст повести Тургенева "Ася" рассказа В.Г. Распутина "Рудольфио", музыкальное сопровождение (Бетховен, "Лунная соната", П.И.Чайковский "Времена года. Июнь", иллюстрации к повести "Ася").
Словарная работа: "Тургеневские" девушки - героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту, сердечную искренность, это пленительные натуры без какой-либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям.
Ход урока
I. Мотивационно-установочный этап.
Вступительное слово учителя.
Любовь: Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств. Все тургеневские герои, герои произведений Распутина проходят "испытание любовью", своего рода проверку на жизнеспособность.
Любящий человек, по мнению Тургенева, прекрасен, душевно окрылен.
Среди миров в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя:
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной молю ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.
(И. Анненский)
Настоящее чувство больше слов о нем.
Звезда вводит героя в отличную от обыденной систему координат, где законом становится как раз отсутствие всяческих ориентиров.
Один из исследователей творчества Тургенева, Анненков, писал, что повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта - в каждой из них есть "психологическая загадка".
Вот нам и предстоит на уроке разгадать эту загадку, понять, какими средствами пользуется писатель, чтобы открыть тайны, душевных переживаний героев.
А счастье было так возможно:
- Какой смысл придает этой фразе многоточие?
- Как изменится содержание, если поставить вопрос?
II. Погружение в атмосферу произведений Тургенева.
Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами они ассоциируются?
Бетховен
"Лунная соната" (Ася и господин Н. танцуют вальс)
(Ио сообщает ранним звонком, что отныне они Рудольфио).
Чайковский (сцена объяснение в главе 16, душевное переживание героев; сцена у реки - объяснение Ио и Рудольфио)
Важно, что вы почувствовали музыкальность произведений, их психологизм.
Обращение к эпиграфам урока:
У счастья нет завтрашнего дня:
У него есть настоящее и то не день, а мгновение:
(И.Тургенев).
Зорко одно лишь сердце:
Самого главного глазами не увидишь.
(А.Экзюпери).
III. Работа по группам.
"Экая сумасшедшая:", "Что за хамелеон эта девушка", "Ее душа мне нравилась".
Решить проблему: найти ответы на противоречивые мнения о героине можно только вглядываясь в текст повести.
Можно ли так же охарактеризовать Ио? ("Экая сумасшедшая:", "Что за хамелеон эта девушка", "Ее душа мне нравилась").
Есть ли у главного героя жизненные принципы? ("Я жил без оглядки") Был ли он счастлив? Господин Н. - Рудольф.
На "празднике жизни" судьба подготовила господину Н. подарок - встречу с Асей, а Рудольфу - встречу с Ио, именами которых названы произведения, девушками, воспоминание о которых не сотрется у памяти героя до глубокой старости. Что же в них особенного?
(Портреты героинь - внешний вид и внутренний мир героинь).
Были ли счастливы господин Н. и Рудольф до встречи с Асей и Ио? (словесное рисование: художественно-выразительные средства).
Когда у человека вырастают крылья? Удалось ли героям "взлететь"?
"Что в имени тебе моем?"
- Как зовут наших героев?
- Вдумайтесь в значения имен:
Анна - грация, миловидность, благодать.
Анастасия (Ася) - рожденная заново. - Почему Тургенев миловидную Анну упорно
называет Асей? Пока оставим этот вопрос открытым?
Ио - имя древнегреческое (см. "Мифы древней Греции"). - А что же наш герой? Почему Тургенев отказывает
ему в имени?
Рудольф (древнегерм.) - "красный воин". Словарь имен характеризует мужчин с таким именем как упрямых, основательных, надежных. - А что же наш Рудольф? Соответствует ли характеристика имени нашему герою?
- Докажите, что истоки счастья героев и героинь различны.
- Найдите приемы реминисценции в повести Тургенева.
- Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной?
(гл. IX - Её душа мне нравилась
- А я хотела бы быть Татьяной?)
А Ио напоминает пушкинскую героиню?
(Первыми признаются в любви, решительность, чуждость, естественность поведения, искренность, драматическая развязка отношений главных героев).
IV. Анализ двух встреч.
гл. 9 "Ася" Интонация светлая, но печальная. Почему? гл. ~ "Рудольфио"
Задушевным этот разговори является только для героинь: именно они открывают душу, а не герои. Эти люди не предназначены друг другу судьбой.
Он веселый
не думал ни о чем
вошел
ему очень хорошо
смеется
Она печальная
о многом думала
хочет убежать
мысль о смерти
дает клятву
(Тургенев "Ася")
Он засмеялся
не думал ни о чем
после ее ухода
стало
тоскливо
Она плакала
грустная
задумчивая
печальная
уходит
(Распутин "Рудольфио")
Сцена разрыва.
Тургенев "Ася" (гл. 16); Распутин "Рудольфио" (гл. ~)
Докажите, что образ птицы "ключевой". Почему Ася на свидании "словно мертвая птица"? Этот образ птицы поможет понять мысль писателя: не судьба!
Распутин "Рудольфио": Они перешли через пустырь, к реке, где, наконец, в открытое пространство готовы вырваться их чувства.
И вдруг: "В губы целуют только самых близких людей", - мучаясь, выдавил он. Эта фраза "выключает" читателя. Только пощечина Ио возвращает нас туда.
Почему Рудольф говорит такие слова? Чем же он так обидел Ио?
И приходит озарение. Да! Это же "Маленький принц". "Ты всегда в ответе за тех, кого приручил".
Как и принц, героини одиноки, они живут сердцем. Сердцем Ася угадывает господина Н, Ио - Рудольфа. Сердцем (а не умом!) они читают и понимают книги, и именно сердце героинь принимает на себя жестокий удар.
Что значит "приручить?"
Это поверить в другого человека, открыть сердце и душу, доверять ему. Незаметно для себя господин Н. приручил Асю, а Рудольф - Ио. Любить - значит нести ответственность за любимых. Но звучат убийственные слова господина Н. (см. сцену разрыва гл. 16), Рудольфа (гл.~ ).
Почему после сцены разрыва Ася не появляется на страницах повести? (Родилась новая женщина Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир "светлыми черными глазами", не будет мечтать о полете. Да, в ней остается миловидная грация (Анна), но Аси уже не будет.
А Ио? Изменилась ли она, повзрослела? Что произошло с ней в ту ночь? Где она была? О чем думала?
(Ио стала другой. Скорее всего, она больше не будет мечтательной, ранимой девочкой, больше не будет плакать над героями книг, не будет никогда верить людям. Детство оборвалось, пришелица с другой планеты стала обыкновенной девчонкой, которая запросто может сказать: "Иди ты к чёрту!").
Каков финал?
Тургенев "Ася": "Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы. Что осталось от меня?".
"Ни одни глаза не заменили мне тех".
Распутин "Рудольфио": Финал открытый. Читатель вынужден размышлять, сохранит ли героиня в себе хоть немного детства, или станет такой же обыкновенной, как все. А что станет с Рудольфом? Он будет жить по-прежнему? Или что-то изменится в его жизни?
Сюжеты произведений закончились кульминацией? Почему? (см. эпиграф)
V. Рефлексивный этап.
Какие нравственные уроки вы извлекли из содержания прочитанного?
Заключительное слово учителя.
Окрыленность - это воспарение над обыденностью, поэтическая мечтательность.
Взаимосвязь между миром человеческих чувств и миром природы. Повесть о любви становится повестью о выборе жизненной позиции. Предав героинь, герои предают себя, свои "крылатые стремления".
Герои поступают по правилам, а любовь - это не правило, не закон. Любовь - нарушение всех правил, буря чувств, стихия. Тургенев и Распутин наказывают своих героев за то, что они не узнали любовь, засомневались в ней. В любви сомневаться нельзя, любовь нельзя откладывать на завтра.
Итак, мы проследили развитие чувств героев, пережили вместе с ними психологические изменения их души. Любовь - тайна. Нам пришлось быть очень внимательными и чуткими читателями, чтобы разгадать "психологическую загадку" повести Тургенева и рассказа Распутина.
По мнению авторов, человеческое счастье состоит из "мгновений", которыми нельзя пренебрегать, мгновения длиною в жизнь.
Домашнее задание. Сочинение-раздумье.
"Чем же оказалась первая любовь для героинь Тургенева и Распутина - счастьем или бедой? Почему же всё так случилось?"