Урок литературы в 8-м классе по теме: "В конце концов он назвал себя Добрым" (по роману Мигеля де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот")

Разделы: Литература


Звучит Глинка «Арагонская хота».

Учитель:

Прозвучал фрагмент «Арагонской хоты» русского композитора Глинки.

Старинный испанский танец, пронизанный национальным духом этого народа.

Глинка – композитор XIX в. – словно воскрешает прошлое: обращаясь к давним векам, он дает старинному танцу новую жизнь.

Не так ли и испанский солдат Мигель де Сервантес Сааведра выбирает своего героя – осколок прежних рыцарских времен.

Испания /рубеж 16-17 веков/ Эпоха Возрождения

Всего грустнее в грустной сей истории,
Что мы смеемся, а герой-то прав.
Провозглашая славные теории
Борьбы с насильем и защиты прав.
Но мир его относит к категории
Безумцев, ничего не разобрав.

Кто такой Дон Кихот? – жалкая пародия на героя рыцарских романов или символ вечной борьбы за справедливость, добро и прекрасные идеалы?

О нем и речь. Вернее даже не о нем, а о том, благодаря чему он живет в веках.

Объявление темы урока: В конце концов он назвал себя Добрым.

Цели:

  1. Показать гуманизм и демократизм автора романа.
  2. Способствовать воспитанию уважения к человеку и рыцарского отношения к женщине.
  3. Убедиться в мысли, что подвиги идальго – основа характеристики нравственного облика героя.

Используемые методики:

  1. Информационная служба.
  2. «Всякое в жизни случается»…
  3. Страничка в конверте.
  4. Нестандартная ситуация.
  5. Валеологический компонент.

Краткая беседа с учащимися.

А с чего же все началось: итак в путь…

- С какой целью дон Алонсо решил стать странствующим рыцарем?

«Искоренять всякого рода неправду…».

Прежде всего это очень благодарная цель: бороться со злом. Подражая, он хочет стать лучше, чем он есть.

Сервантес был гуманистом. Он любил людей независимо от их происхождения и положения в обществе и сказал устами Дон Кихота: «Каждого человека должно судить по его делам».

- Какие дела будут совершать рыцарь и оруженосец во время своих странствий?

«О славной победе…в страшной битве с ветряными мельницами».

Анализ эпизодов.

Анализируя смешной эпизод «битва с ветряными мельницами», не забудьте отметить: каков перед нами герой?

Бесстрашный, хорошо относится к своему оруженосцу, фантазер, не жалуется (автор сочувствует ему, добродушно посмеивается.)

Вам смешно? Какой это смех?

Но душевные качества героя очень симпатичны. Добрый, храбрый, справедливый, доверчивый и бескорыстный. Цели его благородны, и мы уважаем его за это. Но его средства смешные, и мы смеемся над ним. Смех сменяется сочувствием, перерастающим в восхищение мужеством, бесстрашием.

Обратитесь к эпизоду «поединок со львами». Какое качество поражает?

Действительно, мужество, доводящее до безумия. Откуда оно в герое?

Сообщение учащегося.

Какое было побоище! Исступление и дикая толчея! Сервантес в общей куче, и слепо разит его меч. Рядом с его головой вдруг появляется голова недавно наказанного Галлего. Он смеется. Он убивает, сверкая своими клыками. Он кричит Сервантесу нечто зверски-дружеское – славная резня, лучше не надо! И Сервантеса радует, что его признал этот скот, и он стыдится своей радости. Безжалостен бой!

- Святая матерь божья! - стонет раненый.

- У Бога нет матери, собака! - кричит мусульманин и приканчивает его.

- Краткая теология, - успевает подумать Сервантес.

Вдруг в него вгрызается боль, раздирает его, он роняет щит. Это рука, левая, она раздроблена пулей, она повисла, словно кровавый лоскут. Ему некогда думать о руке. Товарищи уже на вражеском судне.

- Виктория! - кричат они. –Виктория!

Слава Христу! Корабль взят. Это значит отомстить за мучеников! – Мигель говорит громко, прислонясь к турецкому борту. Рука, обмотанная тряпкой, пылает адским огнем. Но на душе у него светло и ясно. Вокруг еще стреляют, но это ему безразлично. И тут две пули почти одновременно поражают его в грудь. Первая – пустяк, он тотчас же это сознает. Но вторая впивается в тело. Он поникает у борта, но оглушенный вопль Победы еще раз приподымает ему веки…

Действительно, по словам Луначарского, «Сервантеc был чрезвычайно благородным человеком, готовым на всякое самопожертвование и на всякие подвиги…»

Составление Кодекса благородного человека.

- Что же включает в себя кодекс благородного человека?

честность принципиальность
прямота настойчивость
смелость гуманизм
умение щадить слабого

- Может ли похвастаться благородством сегодняшний день, наше с вами время?

Нестандартная ситуация. / Вырезка из газеты «Комсомольская правда»./

Старый профессор умер от хамства. Он, правда, действительно был уже стар и болен, но ум его был светел, он еще работал – преподавал и, как многие интеллигенты, получившие классическое образование, к хамству не адаптировался, иммунитета к нему не выработал.

Профессор вернулся с женой из санатория, хотел позвонить детям и по рабочим делам, но телефон был нем. Он позвонил от соседей на телефонную станцию, где ему сказали, что телефон выключен за неуплату. Это было ошибкой – за телефон профессор платил аккуратно. Собрав документы – доказательства своей невиновности, он пошел на станцию и предъявил их девушке в окошке с просьбой включить телефон сегодня же. Девушка, равнодушно глядя на бумажки, стала кричать: «Ну и что, что уплачено? Такие, как вы, никогда не платят!» Профессор расстроился, пришел домой, лег на диван и умер.

- Чего же не знал старый профессор?

Что за справедливость нужно бороться (жаловаться, доказывать, обивать чьи-то пороги). Он думал, что перед ним просто должны извиниться и включить телефон.

А вот другая ситуация, где молодые люди нашли выход и в сегодняшней трудной жизни, защищая честь и достоинство женского пола.

Страничка в конверте. /Журнал «Ровесник»/

«Я потеряла веру в пацанов. Это произошло, когда меня оскорбил один из них, причем незнакомый. А я ведь пыталась постоять за себя. За это он ударил так, что я потом две недели ходила с синяком. Домой пришла вся в слезах, но плакала больше от обиды. И это мужчина? И теперь я не верю, что есть честные, благородные юноши. Я была веселой, доброй, наивной девчонкой. А сейчас, когда со мной хотят познакомиться парни, я груба и резка с ними. Хотя чуточку доброты и веселости у меня осталось. А ведь были же в прошлом рыцари, в их сердцах были честь, доблесть, уважение к прекрасному полу. Почему же их нет сейчас? Большинство ребят курят, пьют, бранятся и всегда готовы обмануть. А может быть это совсем не так, возможно, я просто невезучая?»

- Что вы об этом думаете? Нужны ли рыцари сегодня?

Так вот где с тоской вспоминаем «хитроумного идальго», ставшего олицетворением человеческого благородства.

Анализ эпизода «губернаторство Санчо Панса»

Какие советы дает Дон Кихот своему оруженосцу перед вступлением на пост губернатора?

Будучи мудрым, ты избежишь ошибок…

- О своем художестве, Санчо, говори с гордостью и признайся не краснея, что ты из крестьян, ибо никому не придет в голову тебя этим стыдить, коль скоро ты сам этого не стыдишься.
- Не руководствуйся законом личного произвола.
- Всячески старайся обнаружить истину, что бы тебя ни сулил и ни преподносил богач и как бы ни рыдал и ни молил бедняк.
- Если тебе когда-нибудь случится разбирать тяжбу недруга твоего, то гони от себя всякую мысль о причиненной тебе обиде.

Советы героя – это свидетельство мудрости автора книги. Санчо Панса проникся благородными идеями, он оказывается справедливым судьей.

Какими принципами, по мнению Дон Кихота, должен руководствоваться хороший правитель?

Служить справедливости, полагаться на здравый смысл и мудрость. Служить надо истине, а не своим интересам.

- Принесли ли советы Дон Кихота добро людям?

Сообщение учащегося. «…поступать надо в пользу добра». (Из главы 39 –ой)

Возле одного места стояла виселица, и стражники спрашивали у каждого прохожего, с какой целью ему нужно перейти через мост. Если человек говорил правду, пропускали, если лгал – вешали. Но однажды некий путник заявил, что пришел к мосту с единственной целью – чтобы его повесили. Стражники не могли решить, что делать. Если человек сказал правду, его следует отпустить, но ведь он сказал, что его надо повесить, как поступить? Санчо долго ломает голову и в конце концов велит отпустить путника с миром, т.к. «если не знаешь, как поступить, поступать нужно в пользу добра».

- Чем же дорог нам Дон Кихот?

Перед вами несколько имен Дон Кихота.

- Как вы считаете, каково его истинное имя?

Дон Кихот Ламанчский
Рыцарь Львов
Рыцарь Печального Образа
Алонсо Кихано Добрый

Последнее имя – это истинное имя Дон Кихота, здесь самое главное - прозвище. Он Добрый – и это качество остается у него и после того, как спадают доспехи и прочая рыцарская шелуха. Это человеческое качество оказывается основным и главным у героя Сервантеса. Качество, подчеркивающее его гуманизм.

Как высоко предназначение рыцарства, как необходимы долг и верность.!

Герой Сервантеса дорог нам за нетерпимость к злу и несправедливости, за стремление помогать всем слабым и угнетенным, наконец, за чистую веру в свои идеалы. Воля творить добро – вот основа благородства Дон Кихота.

Думайте сами, решайте сами.

Предлагается самим разобраться, какое мнение вам симпатичнее и ближе.

Что важнее:

Признать свою ошибку, сохранить
извиниться, собственное
не бояться попасть в глупое положение достоинство.
ради выручки товарища.

Перечисленное в первом столбике вовсе не значит поступиться собственным достоинством, а наоборот – сохранить собственное достоинство.

И если вам когда-нибудь придется встать перед выбором, думайте сами, решайте сами, но поступайте в пользу Добра.

Экспресс – опрос.

Поднимите руку, кто считает, что благородство Дон Кихота еще живет сегодня, оно есть в людях, вас окружающих, в ваших сверстниках, а, может быть, даже в ваших одноклассниках!?

Вам предлагаются результаты опроса экспертной группы, поработавшей в старших классах.

(Зачитываются результаты опроса).

Заключительное слово.

Вьется, петляя, проселочная дорога, а по ней, спотыкаясь, припадая на ногу и тяжко всхрапывая, плетется полуживая лошадь, носящая громкое имя Росинант.

На ней, кряхтя и охая от ушибов, еле держится страннный человек, будто вышедший из давних преданий и облаченный в одежду старой сказки, – это последний странствующий рыцарь планеты Дон Кихот

И дорога, идущая мимо харчевен и замков, мимо заброшенных деревушек и больших городов, через поля и холмы Испании, ведет седока прямо в бессмертие.