Звучит Глинка «Арагонская хота».
Учитель:
Прозвучал фрагмент «Арагонской хоты» русского композитора Глинки.
Старинный испанский танец, пронизанный национальным духом этого народа.
Глинка – композитор XIX в. – словно воскрешает прошлое: обращаясь к давним векам, он дает старинному танцу новую жизнь.
Не так ли и испанский солдат Мигель де Сервантес Сааведра выбирает своего героя – осколок прежних рыцарских времен.
Испания /рубеж 16-17 веков/ Эпоха Возрождения
Всего грустнее в грустной сей истории,
Что мы смеемся, а герой-то прав.
Провозглашая славные теории
Борьбы с насильем и защиты прав.
Но мир его относит к категории
Безумцев, ничего не разобрав.
Кто такой Дон Кихот? – жалкая пародия на героя рыцарских романов или символ вечной борьбы за справедливость, добро и прекрасные идеалы?
О нем и речь. Вернее даже не о нем, а о том, благодаря чему он живет в веках.
Объявление темы урока: В конце концов он назвал себя Добрым.
Цели:
- Показать гуманизм и демократизм автора романа.
- Способствовать воспитанию уважения к человеку и рыцарского отношения к женщине.
- Убедиться в мысли, что подвиги идальго – основа характеристики нравственного облика героя.
Используемые методики:
- Информационная служба.
- «Всякое в жизни случается»…
- Страничка в конверте.
- Нестандартная ситуация.
- Валеологический компонент.
Краткая беседа с учащимися.
А с чего же все началось: итак в путь…
- С какой целью дон Алонсо решил стать странствующим рыцарем?
«Искоренять всякого рода неправду…».
Прежде всего это очень благодарная цель: бороться со злом. Подражая, он хочет стать лучше, чем он есть.
Сервантес был гуманистом. Он любил людей независимо от их происхождения и положения в обществе и сказал устами Дон Кихота: «Каждого человека должно судить по его делам».
- Какие дела будут совершать рыцарь и оруженосец во время своих странствий?
«О славной победе…в страшной битве с ветряными мельницами».
Анализ эпизодов.
Анализируя смешной эпизод «битва с ветряными мельницами», не забудьте отметить: каков перед нами герой?
Бесстрашный, хорошо относится к своему оруженосцу, фантазер, не жалуется (автор сочувствует ему, добродушно посмеивается.)
Вам смешно? Какой это смех?
Но душевные качества героя очень симпатичны. Добрый, храбрый, справедливый, доверчивый и бескорыстный. Цели его благородны, и мы уважаем его за это. Но его средства смешные, и мы смеемся над ним. Смех сменяется сочувствием, перерастающим в восхищение мужеством, бесстрашием.
Обратитесь к эпизоду «поединок со львами». Какое качество поражает?
Действительно, мужество, доводящее до безумия. Откуда оно в герое?
Сообщение учащегося.
Какое было побоище! Исступление и дикая толчея! Сервантес в общей куче, и слепо разит его меч. Рядом с его головой вдруг появляется голова недавно наказанного Галлего. Он смеется. Он убивает, сверкая своими клыками. Он кричит Сервантесу нечто зверски-дружеское – славная резня, лучше не надо! И Сервантеса радует, что его признал этот скот, и он стыдится своей радости. Безжалостен бой!
- Святая матерь божья! - стонет раненый.
- У Бога нет матери, собака! - кричит мусульманин и приканчивает его.
- Краткая теология, - успевает подумать Сервантес.
Вдруг в него вгрызается боль, раздирает его, он роняет щит. Это рука, левая, она раздроблена пулей, она повисла, словно кровавый лоскут. Ему некогда думать о руке. Товарищи уже на вражеском судне.
- Виктория! - кричат они. –Виктория!
Слава Христу! Корабль взят. Это значит отомстить за мучеников! – Мигель говорит громко, прислонясь к турецкому борту. Рука, обмотанная тряпкой, пылает адским огнем. Но на душе у него светло и ясно. Вокруг еще стреляют, но это ему безразлично. И тут две пули почти одновременно поражают его в грудь. Первая – пустяк, он тотчас же это сознает. Но вторая впивается в тело. Он поникает у борта, но оглушенный вопль Победы еще раз приподымает ему веки…
Действительно, по словам Луначарского, «Сервантеc был чрезвычайно благородным человеком, готовым на всякое самопожертвование и на всякие подвиги…»
Составление Кодекса благородного человека.
- Что же включает в себя кодекс благородного человека?
честность | принципиальность |
прямота | настойчивость |
смелость | гуманизм |
умение щадить слабого |
- Может ли похвастаться благородством сегодняшний день, наше с вами время?
Нестандартная ситуация. / Вырезка из газеты «Комсомольская правда»./
Старый профессор умер от хамства. Он, правда, действительно был уже стар и болен, но ум его был светел, он еще работал – преподавал и, как многие интеллигенты, получившие классическое образование, к хамству не адаптировался, иммунитета к нему не выработал.
Профессор вернулся с женой из санатория, хотел позвонить детям и по рабочим делам, но телефон был нем. Он позвонил от соседей на телефонную станцию, где ему сказали, что телефон выключен за неуплату. Это было ошибкой – за телефон профессор платил аккуратно. Собрав документы – доказательства своей невиновности, он пошел на станцию и предъявил их девушке в окошке с просьбой включить телефон сегодня же. Девушка, равнодушно глядя на бумажки, стала кричать: «Ну и что, что уплачено? Такие, как вы, никогда не платят!» Профессор расстроился, пришел домой, лег на диван и умер.
- Чего же не знал старый профессор?
Что за справедливость нужно бороться (жаловаться, доказывать, обивать чьи-то пороги). Он думал, что перед ним просто должны извиниться и включить телефон.
А вот другая ситуация, где молодые люди нашли выход и в сегодняшней трудной жизни, защищая честь и достоинство женского пола.
Страничка в конверте. /Журнал «Ровесник»/
«Я потеряла веру в пацанов. Это произошло, когда меня оскорбил один из них, причем незнакомый. А я ведь пыталась постоять за себя. За это он ударил так, что я потом две недели ходила с синяком. Домой пришла вся в слезах, но плакала больше от обиды. И это мужчина? И теперь я не верю, что есть честные, благородные юноши. Я была веселой, доброй, наивной девчонкой. А сейчас, когда со мной хотят познакомиться парни, я груба и резка с ними. Хотя чуточку доброты и веселости у меня осталось. А ведь были же в прошлом рыцари, в их сердцах были честь, доблесть, уважение к прекрасному полу. Почему же их нет сейчас? Большинство ребят курят, пьют, бранятся и всегда готовы обмануть. А может быть это совсем не так, возможно, я просто невезучая?»
- Что вы об этом думаете? Нужны ли рыцари сегодня?
Так вот где с тоской вспоминаем «хитроумного идальго», ставшего олицетворением человеческого благородства.
Анализ эпизода «губернаторство Санчо Панса»
Какие советы дает Дон Кихот своему оруженосцу перед вступлением на пост губернатора?
Будучи мудрым, ты избежишь ошибок…
- О своем художестве, Санчо, говори с гордостью и
признайся не краснея, что ты из крестьян, ибо
никому не придет в голову тебя этим стыдить, коль
скоро ты сам этого не стыдишься.
- Не руководствуйся законом личного произвола.
- Всячески старайся обнаружить истину, что бы
тебя ни сулил и ни преподносил богач и как бы ни
рыдал и ни молил бедняк.
- Если тебе когда-нибудь случится разбирать тяжбу
недруга твоего, то гони от себя всякую мысль о
причиненной тебе обиде.
Советы героя – это свидетельство мудрости автора книги. Санчо Панса проникся благородными идеями, он оказывается справедливым судьей.
Какими принципами, по мнению Дон Кихота, должен руководствоваться хороший правитель?
Служить справедливости, полагаться на здравый смысл и мудрость. Служить надо истине, а не своим интересам.
- Принесли ли советы Дон Кихота добро людям?
Сообщение учащегося. «…поступать надо в пользу добра». (Из главы 39 –ой)
Возле одного места стояла виселица, и стражники спрашивали у каждого прохожего, с какой целью ему нужно перейти через мост. Если человек говорил правду, пропускали, если лгал – вешали. Но однажды некий путник заявил, что пришел к мосту с единственной целью – чтобы его повесили. Стражники не могли решить, что делать. Если человек сказал правду, его следует отпустить, но ведь он сказал, что его надо повесить, как поступить? Санчо долго ломает голову и в конце концов велит отпустить путника с миром, т.к. «если не знаешь, как поступить, поступать нужно в пользу добра».
- Чем же дорог нам Дон Кихот?
Перед вами несколько имен Дон Кихота.
- Как вы считаете, каково его истинное имя?
Дон Кихот Ламанчский
Рыцарь Львов
Рыцарь Печального Образа
Алонсо Кихано Добрый
Последнее имя – это истинное имя Дон Кихота, здесь самое главное - прозвище. Он Добрый – и это качество остается у него и после того, как спадают доспехи и прочая рыцарская шелуха. Это человеческое качество оказывается основным и главным у героя Сервантеса. Качество, подчеркивающее его гуманизм.
Как высоко предназначение рыцарства, как необходимы долг и верность.!
Герой Сервантеса дорог нам за нетерпимость к злу и несправедливости, за стремление помогать всем слабым и угнетенным, наконец, за чистую веру в свои идеалы. Воля творить добро – вот основа благородства Дон Кихота.
Думайте сами, решайте сами.
Предлагается самим разобраться, какое мнение вам симпатичнее и ближе.
Что важнее:
Признать свою ошибку, | сохранить |
извиниться, | собственное |
не бояться попасть в глупое положение | достоинство. |
ради выручки товарища. |
Перечисленное в первом столбике вовсе не значит поступиться собственным достоинством, а наоборот – сохранить собственное достоинство.
И если вам когда-нибудь придется встать перед выбором, думайте сами, решайте сами, но поступайте в пользу Добра.
Экспресс – опрос.
Поднимите руку, кто считает, что благородство Дон Кихота еще живет сегодня, оно есть в людях, вас окружающих, в ваших сверстниках, а, может быть, даже в ваших одноклассниках!?
Вам предлагаются результаты опроса экспертной группы, поработавшей в старших классах.
(Зачитываются результаты опроса).
Заключительное слово.
Вьется, петляя, проселочная дорога, а по ней, спотыкаясь, припадая на ногу и тяжко всхрапывая, плетется полуживая лошадь, носящая громкое имя Росинант.
На ней, кряхтя и охая от ушибов, еле держится страннный человек, будто вышедший из давних преданий и облаченный в одежду старой сказки, – это последний странствующий рыцарь планеты Дон Кихот
И дорога, идущая мимо харчевен и замков, мимо заброшенных деревушек и больших городов, через поля и холмы Испании, ведет седока прямо в бессмертие.