Урок литературы в 8-м классе по произведению М.Горького "Песня о Соколе"

Разделы: Литература


Тема урока: «Безумству храбрых поем мы славу!». Идейно - тематическое содержание «Песни о Соколе».

Цели:

- обеспечить глубину восприятия произведения М Горького «Песня о Соколе» учащимися;
- работать над основной частью, над ее образным содержанием;
- выявить главную идею произведения, авторскую позицию;
- развивать умения работать с текстом, анализировать его, находить художественные особенности произведения;
- воспитывать активную гражданскую позицию, стремление жить не обывательскими интересами, а высокими идеалами.

Оборудование: портрет  М. Горького

Ход урока

Человек создан для счастья как птица для полета.
В. Короленко

1.  Организационный  момент.

2. Заранее подготовленный ученик  читает наизусть отрывок «Песни о Соколе» - «Безумству храбрых поем мы славу!»

3.  Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня  мы   поговорим  о   людях:   храбрых  и   безумных  в  своих стремлениях и трусливых, живущих мелкими насущными интересами.

- Как было сказано на прошлом уроке, в центре произведения песня, рассказанная Рагимом.

- Из скольких частей состоит она? (Из 2)

- Что изображается в первой части? (Гибель Сокола)

- А во второй? (Размышления о смысле жизни, счастье с разных сторон -Ужа и автора)

4. Выявление жизненных позиций Ужа и Сокола.

-  Став свидетелем последних минут жизни Сокола, Уж не проявляет враждебности к нему, сочувствует, пытается помочь советом. Но мы ощущаем несовместимость их позиций, полярную противоположность отношения.

-  О чем же идет спор между Ужом и Соколом? (О смысле жизни, о счастье)

Жизненная позиция Ужа и Сокола (составление сравнительной таблицы по плану).

1)  Что значит «жить» для Сокола и Ужа.
2)  Что значит небо?
3)  Где живет Уж и где обитает Сокол.
4)  Выписать эпитеты, характеризующие Сокола.

- Для Сокола жить - значит храбро биться, видеть небо. Счастье он видит в борьбе, и каждую минуту жизни хотел бы сделать яркой, насыщенной активным действием победы над врагом.

-  Уж живет без стремлений, без идеала: «Мне здесь прекрасно, тепло и сыро». Для него небо - пустое место, пустыня без дна и края.

- Уж живет в ущелье, где темно, пахнет гнилью, душно. Сокол выбирает небесную даль, что «вечно ласкает очи мечтой о счастье».

- Какие эпитеты характеризуют Сокола? (Смелый, свободная птица, гордая птица)

- Прекрасен подвиг во имя свободы. Но Сокол погиб. И заключительные строки 1 части проникнуты печалью. Прочитаем их. Стр. 58.

-  В этих строках вопрос: «Какой же след останется от героического деяния?» Может быть прав Уж, твердящий:  «Все в землю лягут, все прахом будет?»

- Но  даже  для  самого  Ужа  эта встреча  не  прошла  бесследно.  Он спрашивает: «зачем такие, как он, умерши, смущают душу...»

5. Работа над идеей произведения.

-  Почему Уж во 2 части песни осуждает тех, кто стремитьсявысоко в небо? (Они обманывают, прикрывают безумство своих желаний и скрывают за этим негодность для дела жизни)

- Я сам все знаю, я видел небо, - так говорит Уж. Так ли это? Знает ли он правду? (Нет, он не знает правды)

- Какую правду знает Уж, а какую Сокол? (Уж - прелесть полетов - в паденье, Сокол - безумство храбрых - вот мудрость жизни)

-  Для Ужа стремления Сокола - бредни, безумство. В концовкепесни Горький тоже говорит о безумстве храбрых. Какой смысл имеет слово безумство в устах Ужа и Сокола? (Глупость, для Сокола - мудрость, знак равенства, это слово приобретает иной смысл: дерзание, исключительная смелость, бесстрашие)

- Подберите афоризмы, выражающие суть противоположных позиций героев. (Рожденный ползать - летать не может. Безумство храбрых - вот мудрость жизни)

- Сравним  две  концовки произведения.   (Новые  детали  значительноусиливают смысл концовки, утверждающей бесстрашие подвига. Сокол погиб, но подвиг его останется живым примером для других.)

6. Выявление авторской позиции.

- Чья позиция вам более близка:Ужа или Сокола? А автор на чьей стороне?

- Как вы понимаете, в образе животных выступают люди. Горький не первый применил прием одушевления животных, до него мы читали Басни Крылова. Уж и Сокол - это образы-символы.

- Подберите эпитеты к образу Сокола и Ужа. (ГорьковскийСокол - символ   свободолюбия,   бесстрашия,   беззаветного   служения   высоким идеалам. Уж - символ приземленности, бескрылости, самодовольства, общественной пассивности)

-  И в повседневной жизни можно различить тех, кто подобно Соколустремиться ввысь, и тех, кто живет «Мудростью» Ужа. Приведите примеры.

7. Подведение итогов урока, выставление оценок.

8. Домашнее задание. Выучить отрывок наизусть.