Цели: подготовить учащихся к выполнению творческого задания, дать понятие о реминисценции, обнаружить скрытые цитаты из “Слова…” в стихотворении И.А. Бунина, показать их роль, подвести учащихся к пониманию того, какие традиции “Слова…” наследуются в литературе; развитие аналитических умений и навыков, творческих способностей, углубление интереса к творчеству И.А. Бунина.
Дополнительный материал: зрительный ряд (на переносной доске) из увеличенных копий с иллюстраций Ю.И. Селиверстова к “Слову о полку Игореве”
и репродукций картин В.М. Васнецова “Боян”, “После побоища Игоря Святославича с половцами”.
Эпиграфы:
1. “ … старость новаторства – традиция.”. (В.Д. Цыбин)
2. “Кого же слушать мне?”. (О.Э. Мандельштам)
3. “Слово о полку Игореве” представляет собой вечно цветущий ствол, протягивающий тяжёлые от плодов ветви в будущее”. (П.Г. Антокольский)
Оформление доски:
Словарь: реминисценция | Зрительный ряд из репродукций картин В.М. Васнецова | Дата. Тема. Эпиграфы |
Переносная доска с иллюстрациями Ю.И. Селиверстова |
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
- Знакомство со “Словом о полку Игореве” мы закончили. Какова же будет тема сегодняшнего урока, если исходить из главной проблемы нынешнего курса литературы? Эту проблему напомнит вам первый эпиграф на доске. (Традиции и новаторство)
- Сформулируйте тему урока.
Учащиеся: Жизнь “Слова…” в литературе (учитель записывает на доске тему).
Учитель: Жизнь “Слова…” продолжается, очень хорошо об этом сказал поэт П.Г. Антокольский (учитель зачитывает с доски третий эпиграф к уроку), она продолжается в переводах, в оригинальных произведениях по мотивам “Слова…”. Речь о переводах у нас пойдёт на творческом практикуме, а сегодня в центре нашего внимания - оригинальное произведение по мотивам “Слова…”.
Сформулируем цели урока, ответив на вопрос: зачем мы обращаемся к подобным произведениям?
Учащиеся: Чтобы посмотреть, какие традиции “Слова…” живы, какие образы древнерусского памятника используют писатели и зачем они к этим образам обращаются.
Учитель: Мы будем говорить об образах древнерусского памятника в произведениях новейшей литературы. Получается, что авторы цитируют текст предшественника. В каких случаях мы в жизни обращаемся к цитатам? Зачитайте свои сочинения-миниатюры, в которых вы дома размышляли над этим вопросом (зачитываются 3-4 работы).
Воспроизведение фрагмента чужого текста в литературном произведении называется реминисценцией (в переводе с латинского - “воспоминание”).
Роль реминисценции Энциклопедический словарь юного литературоведа [1] определяет так:
- опора на авторитет,
- указание на традицию, ученичество,
- средство полемики,
- средство пародирования,
- расширение смыслового “пространства” произведения (учитель: и это - главное).
Выявить реминисценции – значит обнаружить скрытые глубины в том, что казалось простым, расшифровать то, что казалось загадочным или бессмысленным. Посмотреть, как “работают” реминисценции в стихотворении И.А. Бунина “Ковыль” – задача нашего сегодняшнего урока.
2. Аналитическая работа по тексту стихотворения.
1. Чтение стихотворения „Ковыль” (наизусть учащимся при закрытых учебниках).
2. Учащиеся читают стихотворение про себя по учебнику с карандашом.
3. Словарная работа (балки, вежи, клёктом, ковыль, яруги и т.п.).
4. Беседа по содержанию в русле темы и целей урока.
Учитель: Ваши впечатления и вопросы?
Впечатления учащихся: отсутствие звуков (Катя И.), стихотворение красивое, понравилось, ощущается нарастание тревоги (Матвей К.), густота образов (Серёжа Ш.), преобладание тёмных тонов (Алёша К.), переплетаются темы человека и природы (Таня П.); обратили внимание на „двойные” слова, „несоответствие” названия, отсутствие рифмы в первой части, неожиданность некоторых эпитетов, многочисленные цитаты из “Слова…”, двухчастность композиции.
Учитель: Найдите и назовите реминисценции из “Слова…”. Реминисценцией является эпиграф стихотворения. Каков смысл этой фразы в “Слове…”?
Учащиеся: Она передаёт чувства автора: это и тревога, рождённая любовью, и нежелание поверить в происходящее, жалость, сочувствие, скорбь, это и боль, и надежда.
Учитель: Зачем Бунину понадобилась эта фраза в эпиграфе?
Учащиеся: Чувства автора “Слова…” – это чувства Бунина. Цитируя, Бунин расширяет смысловое пространство стиха, ощущения лирического героя стихотворения Бунина даются на фоне переживаний автора “Слова…”, тем самым они значительно усиливаются.
Учитель: Почему у Бунина “шумит-звенит” - двойной глагол (а в “Слове…”: „Что шумит, что звенит вдалеке рано перед зорями…”)? В конце первой части стихотворения появится ещё один двойной глагол (в других стихотворениях Бунина такие глаголы тоже встречаются) - “бежит-звенит”.
Учащиеся: Два действия совмещаются в более сложный образ…
Учитель: Найдите в стихотворении Бунина другие образы из “Слова…”.
Учащиеся перечисляют (приведенный перечень может быть ещё дополнен) [2]:
Реминисценции из “Слова…” в произведении И.А. Бунина | Соответствующие строчки, фразы из “Слова о полку Игореве” |
ЗАРЯ: перед ЗАРЁЮ, РАССВЕТ ненастный |
ЗАРЯ свет зажгла, кровавые ЗОРИ свет предвещают, погасли вечером ЗОРИ, соловьи РАССВЕТ предвещают. |
ТЁМНОЕ, ПОЛЕ: НОЧЬ, СУМРАК, ЗАДЫМИЛСЯ, серая МГЛА, тень от ТУЧ ТЕМНЕЕТ, в глухую НОЧЬ, НЕНАСТНЫЙ день |
Светлое солнце …прикрыло его
воинов ТЬМОЮ, солнце ему путь ТЬМОЮ заграждало, долго НОЧЬ меркнет, оба молодых месяца ТЬМОЮ… заволоклись, идут ТУЧИ вихрями; копьё преломить на границе ПОЛЯ половецкого, в ПОЛЕ неведомом, и поехал по чистому ПОЛЮ, туман ПОЛЯ покрыл, широкие ПОЛЯ …перегородили, в ПОЛЕ безводном. |
ВЕТЕР: вольный ВЕТЕР, ВЕТЕР буйный, колышет ВЕТЕР, пустынный ВЕТЕР веет. |
Вот ВЕТРЫ…веют с моря стрелами, о ВЕТЕР, ветрило! Зачем, господин, веешь ты наперекор? |
СТЕПЬ: в СТЕПИ безбрежной, СТЕПНОЙ орёл, безмолвна СТЕПЬ, кругом всё СТЕПЬ да СТЕПЬ. |
Зачем, господин, моё веселье по КОВЫЛЮ развеял? |
ЯРУГИ: в ЯРУГАХ волки выли |
Волки грозу накликают по ЯРУГАМ,
притоптал холмы и ЯРУГИ, ЯРУГИ известны. |
ВОЛКИ: В яругах волки выли |
ВОЛКИ грозу накликают, Гзак бежит серым ВОЛКОМ, сами скачут, как серые ВОЛКИ в поле, скакнул ВОЛКОМ, а сам ночью ВОЛКОМ рыскал, соскочил с него босым ВОЛКОМ, Овлур ВОЛКОМ побежал. |
ПОЛКИ: над глубоко спящими ПОЛКАМИ, Игоря ОБОЗЫ проходили, или это РАТНЫЙ СТАН белеет. |
…со всех сторон русские ПОЛКИ
обступили, на ВОИНОВ моей лады, Игорь к Дону ВОЙСКО ведёт, поганые ПОЛКИ половецкие, а Игорева храброго ПОЛКА не воскресить. |
ТОСКА: в ТОСКУЮЩИХ полях, ветер ТОСКЛИВЫЙ |
ТОСКА разлилась по Русской
земле, ПЕЧАЛЬ обильная потекла, УНЫЛИ городские стены и веселье поникло, ТОСКА ум полонила, горе и ТОСКА сыну Глебову, дерево в ТОСКЕ к земле приклонилось. |
ОРЛЫ: кричат ОРЛЫ, степной ОРЁЛ седой, ОРЛЫ…провожали и клёктом псов на кости созывали |
ОРЛЫ клёктом зверей на кости зовут |
ДОРОГА: ДОРОГА прихотливо уходит вдаль, а ПУТЬ бежит |
ПУТИ им ведомы, непроторёнными ДОРОГАМИ устремились, Игорю-князю Бог ПУТЬ указывает, дятлы стуком ПУТЬ к реке указывают |
ИГОРЬ: где ИГОРЯ обозы проходили |
ИГОРЬ к Дону войско ведёт, тогда ИГОРЬ взглянул, и сказал ИГОРЬ дружине своей, тогда вступил ИГОРЬ–князь, ИГОРЬ ждёт милого брата. |
СИНИЙ ДОН: обозы проходили на СИНИЙ ДОН |
И посмотрим на СИНИЙ ДОН, на СИНЕМ море у ДОНА. |
ТРАВЫ: ТРАВЫ шепчутся сухие, шумит ТРАВА дремотно и лениво |
Никнет ТРАВА от жалости, зашумели ТРАВЫ, расстилавшему ему зелёную ТРАВУ. |
КОВЫЛЬ: старый и сонливый, шуршит, склоняясь ровной чередой |
…веселье по КОВЫЛЮ развеял |
ОБРАЩЕНИЕ К ВЕТРУ: Ответь мне, ВЕТЕР буйный и тоскливый! |
О ВЕТЕР, ВЕТРИЛО! Зачем, господин… |
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА СЛИТЫ: или снова веет вольный ветер… и бежит-звенит старинной былью, ответь мне, ветер… |
В полночь свистнул Овлур коня за
рекой.… Кликнул, стукнула земля, зашумела трава;
Донец сказал: “Князь Игорь!” …Игорь сказал: “О, Донец!” Плачется мать Ростислава…Уныли цветы от жалости |
ВЕЖИ ПОЛОВЕЦКИЕ: ветер… ВЕЖИ ПОЛОВЕЦКИЕ колышет |
Зашумела трава, задвигались ВЕЖИ ПОЛОВЕЦКИЕ |
СОН: сладкий СОН их, по могилам СОННЫМ, над глубоко СПЯЩИМИ полками, ковыль… СОНЛИВЫЙ, шумит трава ДРЕМОТНО и лениво |
ДРЕМЛЕТ в поле Олегово храброе
гнездо, зло пробудили, которое перед тем УСЫПИЛ
было отец их, а Святослав смутный СОН видел, Игорь СПИТ и не СПИТ |
БЫЛЬ: и бежит-звенит старинной БЫЛЬЮ |
Пусть начнётся же эта песнь по БЫЛЯМ нашего времени, ему вещий Боян ещё давно припевку молвил, сев песнь старым князьям, потом – молодым петь! |
Учитель: Как можно прокомментировать ваши наблюдения?
Учащиеся: Образы “Слова…” пронизывают ткань стихотворения, она буквально соткана из этих образов, стихотворение невольно начинает восприниматься на фоне “Слова…”, которое украинский писатель Алесь Адамович очень хорошо охарактеризовал как “моление о будущем - великое слово наших предков… великое Слово о мире и братстве”, а значит, рождается другой уровень восприятия стихотворения как проникновенного раздумья о России. Именно реминисценции из “Слова…” создают основной настрой: тревоги, печали, ощущения беды.
Учитель: Почему такое настроение преобладает, на чём оно основано? Попробуем понять это, обратившись к композиции стихотворения. Давайте посмотрим, как построено стихотворение, как движется лирическая мысль.
Индивидуальное сообщение учащегося: стихотворение состоит из двух частей, примерно равных (первая часть – 21 стих, вторая – 18 + эпилог из двух строчек). Первая часть, в свою очередь, состоит из двух частей, тоже практически равных (10+11; первая часть – белый стих, вторая – рифмованный стих (пятистопный ямб).
Эти особенности формы тесно связаны с содержанием:
- в первой части описывается рассвет, наполненный туманом (и в душе героя смутно, сумрачно), – время перехода от ночи ко дню, поэтому в первой части преобладают чувства, ощущения: поэт прислушивается, присматривается, взгляд лирического героя дважды проходит по тем же местам (место действия – степь – традиционный в русской литературе символ России). Это продиктовано желанием объяснить душевную тревогу, связанную с мыслями о России, поэтому лирический герой пытается вглядеться, рассмотреть - отсюда и повторы, обилие вопросительных знаков.
- во второй части стихотворения описывается день, время трезвого взгляда на мир. Всё отчётливо видно, возникает образ дороги. На смену ощущениям, чувствам приходит рассуждение; напряжённо работает мысль поэта (стих неслучайно становится рифмованным), и читатель понимает, что лирический герой не просто всматривается в окружающие его места – он всматривается во время.
Учитель: Что же при этом обнаруживает лирический герой?
Учащиеся: Он обнаруживает, что прошлое и настоящее сблизились, он в настоящем ощущает прошлое, оно не кажется далёким, оно рядом, близко. Ситуация повторяется - как и много лет назад возникает ощущение неотвратимо надвигающейся беды, ещё нет отчётливых объективных признаков, но есть её предчувствие. Как и древний автор, лирический герой тревожится за судьбы родной земли. Сила его чувства столь же велика, и он тоже ищет ответы у орла, у ветра, но ответов нет.
Учитель: Стихотворение заканчивается своеобразным эпилогом, состоящим из двух строк. О чём повествуется в эпилоге?
Учащиеся: Степь молчит, она пустынна и спокойна. Нет признаков тревоги. “Ковыль сонливый шуршит, склоняясь ровной чередой…”
Учитель: Поверить этому спокойствию? Или поверить себе, своим ощущениям? Что выбрать?
Обратимся ко второму эпиграфу нашего урока, это строчка Мандельштама: “Кого же слушать мне? Гомер молчит, а море Чёрное шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью”.
Спросим текст: ещё раз обратимся к самым “сильным позициям” текста, каковыми являются начало, конец, эпиграф, название. Увидим повторы важнейших образов, ключевых слов, вслушаемся в звукопись. Что вам открывается?
Учащиеся: На первом плане оказываются образы ковыля, степи; повтор звуков по ассоциации вызывает образ пересыпающегося в песочных часах песка. Образы ковыля, степи вырастают до символов (что-то постоянное, вечное, как земля, мир). Ковыль сухой, старый, сонливый шуршит, шепчется, склоняясь в сладком сне ровной чередой, - идут времена ровной чередой, сменяются добро и зло, и жизнь продолжается, потому что существует какой-то мировой баланс.
Учитель: У Ф.И. Тютчева есть интересный образ, который уместно здесь вспомнить: всепоглощающей и миротворной бездны.
Думаю, что вы уже готовы поразмышлять дома над вопросами: Почему стихотворение И.А. Бунина называется “Ковыль”? или “О чём же шепчет ковыль?” в сочинении-миниатюре.
А теперь обратимся к иллюстрациям на доске (художник Ю.И. Селиверстов - уроженец Пермской области [3]). Почему вам предложен сегодня именно такой зрительный ряд?
Учащиеся: Принцип изображения у Ю.И. Селиверстова тот же, что и у И.А. Бунина: совмещает то, что видится и кажется, реальность и ощущения.
Учитель: Но с какой целью этот принцип используют Ю.И. Селиверстов и И.А. Бунин? Есть ли сходство? Какую авторскую идею “Слова…” иллюстрирует художник?
Учащиеся: Ю.И. Селиверстов, как и автор “Слова…”, показывает, что природа живая. И цель у художника та же, что и у И.А. Бунина: показать, что прошлое живёт в настоящем, ситуация повторяется, память предков жива в современном человеке.
Учитель: Мне остаётся только назвать второе домашнее задание: создать двойную иллюстрацию к стихотворению И.А. Бунина “Ковыль” в стиле Ю.И. Селиверстова.
Список литературы.
1. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с.: ил. С. 258.
2. В мире литературы. 8 кл.: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений / Авт.-сост. А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др. – 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999. – 496 с.: ил. С.70-82.
3. Булахов М.Г. “Слово о полку Игореве” в литературе, искусстве, науке: Крат. энцикл. слов. / Под ред. Л.А. Дмитриева. – Мн: Университетское, 1989. - 247 с., [4] л. Ил.; ил. С. 194-199.