Урок литературы в 8-м классе по рассказу В.П. Астафьева "Хвостик" по теме "Земля – наш дом"

Разделы: Литература


Форма урока – педагогическая мастерская.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

– провести анализ художественного произведения с помощью вопросов и различных заданий;

– повторить понятия “композиция рассказа”, “художественные средства языка”;

  • определить проблемы, поднятые в рассказе;
  • формировать умение работать со словом;
  • формировать навык высказывать свое мнение.

2. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать чувство гражданской ответственности.

3. Развивающие:

  • развивать внимание, логическое мышление;
  • активизировать мыслительную деятельность при анализе эпизодов;
  • развивать коммуникативные способности при работе в группах;
  • развивать речь учащихся, культуру речи, творческие способности.

Оборудование:

  • портрет В.П.Астафьева;
  • словарь Ожегова;
  • рисунки: “ГЭС”, “Корабль на реке, дачники”, “Мальчик и убитый зверек”, “Дерево”, “Сердце”.

Ход урока

I. Организационный момент (настрой на урок).

II. Актуализация новой темы.

Слово учителя:

Писатель и время. Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе в этом мире. Как жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал? Кто же для нас В.П.Астафьев? Это писатель. Личность. Человек. Гражданин, проживший жизнь с веком наравне.

Чтец:

“Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется, – свидетельствует седая мудрость. Так было, так есть, так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы. Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни”, – так появилась удивительная книга “Затеси”.

III. Работа над рассказом “Хвостик”.

1. Что такое затесь? Давайте посмотрим, какое толкование этому слову дает Толковый словарь Ожегова.

Стес, сделанный на дереве топором или другим острым предметом; мета, по которой люди искали в тайге тропы, дороги.

Затесь – это мета, место, которое врезалось в память писателя, и при мысли о нем “сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно”. “Затеси”, собранные в книгу с таким названием писались почти четверть века.

2. Чтение и обсуждение рассказа.

  • Что увидели, услышали?
  • Какие ощущения испытали?
  • Какие картины предстают перед глазами?
  • На что настраивает первая фраза?
  • А потом?
  • Какие проблемы вы могли бы выдвинуть? (Основные проблемы записать на доске)
  • Что такое бездуховность?
  • Какова композиция рассказа?
  • Каковы особенности композиции?
  •  

3. Работа в группах по рисункам.

  • Какие проблемы отображены на рисунках?
  • Опираясь на текст, определите, какими художественными средствами языка, приемами автор раскрывает эти проблемы? Примеры художественных средств записать на рисунках.(1 группа – “ГЭС”, 2 группа – “Корабль на реке, дачники”, 3 группа – “Мальчик и убитый зверек”.)
  • Только ли отрицательное принес в нашу жизнь научно-технический прогресс?
  • Как можно решить эти проблемы?
  • Как автор относится к тому, что показал в своем рассказе?
  • Можем ли мы сказать, какой след оставил этот случай в душе автора?

Чтец:

“Нам не привыкать к потерям, – писал С.Залыгин, – но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу – после этого терять уже будет нечего”. Как чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения природы. А мы, люди, продолжаем ее уничтожать. И как возмездие – разрушение природы человека, посягнувшего на живой мир. Астафьевские “Затеси” оставляют добрые меты в памяти людей, и одна из самых глубоких зарубок будет как напоминание: в отношении к людям, к природе проявляется человек: его доброта, совестливость, любовь к родине, чувства гражданина. “И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть причастный всему великому и живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро”.

IV. Итог урока.

Какую мету оставил в ваших душах рассказ “Хвостик”?

(Сопоставить “Дерево” и “Сердце”. Высказываются все участники мастерской)

VI. Домашнее задание.