Урок литературы в 8-м классе: "Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан"

Разделы: Литература


Эпиграф к уроку:

“Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан”.
К.Ф. Рылеев

Цели урока:

  • Развитие познавательных способностей в процессе изучения нового поэтического жанра – думы с использованием инновационных методов обучения и ИКТ.
  • Учить выразительному чтению, артистичности и коммуникативным качествам общения.
  • Формирование навыков чтения, используя различные виды чтения, развитие словарного запаса, используя литературные понятия, развитие связной речи.
  • Воспитание нравственных качеств через историческое прошлое, воспитание культуры речи, эмоционального восприятия текста.

Оборудование урока: Портрет К.Ф.Рылеева, эпиграф к уроку, словарь терминов

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о судьбе К.Ф.Рылеева

А) К.Ф.Рылеев и декабристы.

2  Знакомство с понятием жанра дума.

3  Работа с учебником. Чтение статьи стр.

А) Определение черт нового жанра.

4. Знакомство с презентацией учителя о думах К.Ф.Рылеева

 В 1821–1823 годах Рылеев пишет цикл исторических дум – небольших стихотворных рассказов, в которых отразилась русская история от 10 до начала19 веков. Всего К.Ф.Рылеев написал 31 думу. В них воспеваются люди смелые, сильные, готовые всем пожертвовать ради счастья родного края. Это– Олег Вещий, Дмитрий Донской, покоритель Сибири - Ермак, Иван Сусанин.

5. Работа над думой “Смерть Ермака”:

А) Чтение про себя.

Б) Выразительное чтение вслух

В) Словарная работа (народная речь)

6 Слово учителя:

Дума Рылеева “Смерть Ермака” была частично положена на народную музыку и стала русской народной песней

7. Прослушивание думы в музыкальном исполнении хора имени Пятницкого

8. Работа над эмоциональным восприятием думы: Какие чувства испытывали при прослушивании?

9. Самостоятельная работа: Найдите и определите виды троп в думе.

10. Повторение знаний об изобразительных средствах языка и их значении для выразительности речи сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись, “высокая” лексика

11. Ввод новых понятий, запись в тетрадь: аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность

  • ассонанс – повторение одинаковых гласных
  • звукопись - повтор звука, повтор фонетически близких звуков,
  • противопоставление фонетически контрастных звуков.

12. Повторение понятий

Метафора — вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению

Эпитет – троп, определение при слове, которое изменяет его значение, украшает слова.

Олицетворе?ние  — поэтический троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

Высокая лексика - лексика, частотная в поэзии и ораторском искусстве: кончина – смерть, титанический – большой. Культурная традиция ценила и оберегала  высокую лексику. Она зафиксирована во множестве текстов художественной литературы VIII и XIX веков.

13. Обобщение по теме урока: Кто же может называть себя гражданином?

  • Почему К.Рылеев может считать себя гражданином?
  • Какое “роковое время” переживал народ?

14. Тренировка в выразительном чтении думы

15. Домашнее задание:

  • Прочитать статью стр.
  • Выразительное чтение думы “Смерть Ермака”
  • Повторить определения изобразительных средств речи