I. Организационный момент.
II. Вступление. Слово учителя.
За окном моросила весна…
Нагрузив свои души заботой,
Два приятеля шли на работу,
Не вполне пробудившись от сна.Они шли, погрузившись в свои
Думы разные, шли и молчали.
И лишь капли ритмично стучали,
Да машины шумели вдали.“Серый день. Сырость, слякоть и грязь, -
Прозвучало как эхо глухое. –
Настроение никакое,
Как бы в липкой тоске не увязть.”“Ты не прав! Неужели не видишь,
Как ликует сегодня природа,
Ей по нраву такая погода.
Посмотри. Неужели не видишь”.
Что-то внутри каждого человека делает нас непохожими друг на друга. Одного это “что-то” наделяет способностью видеть звуки и слышать цвета. Мы можем смотреть на одну и ту же вещь и видеть ее абсолютно по-разному. Эта уникальная способность дарит миру Моцартов и Чайковских, Пушкиных и Гоголей, Репиных и Малевичей. Но даже обладающие этим даром уникальны своим видением мира – своей индивидуальностью.
III.
а) Предлагаю провести небольшое исследование. Перед вами два полотна. На обоих изображены женщины, красивые, притягивающие взор. (Боровиковский В.Л. “Портрет М.И. Лопухиной”, Серебрякова З.Е. “За туалетом. Автопортрет”). Я хочу спросить у вас, кисти одного ли художника принадлежат эти полотна? (Нет).
Почему вы пришли к такому выводу? (Разные стили, манеры взгляды, характеры, краски и т.д.).
Но каждый художник ставил перед собой определенную задачу. Справился ли он, по-вашему, с этой задачей? Является ли данное полотно цельным и завершенным произведением? (Да, является).
А как вы думаете, одинаковыми или нет средствами и приемами пользовались художники? (Наверное, нет).
А в чем это выражается? (В подборе цветов, раскрытии характеров, расставлении акцентов и т.д.).
Вывод: Эти две картины принадлежат кисти различных художников, которые творили в разное время и принадлежали к различным направлениям искусства.
б) Продолжим наше исследование. Но если до этого мы с вами созерцали, то теперь прошу вас превратиться в слух. Послушайте строки.
- “Слушай, продолжал я, видя его доброе расположение. – Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу… Но Бог видит, что жизнию моей рад бы заплатить за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши, что начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души..”
- “Да что ж делать?... я не виноват… я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни. Он больше виноват: говядину мне подает такую твердую, как бревно; а суп – он черт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морит голодом по целым дням … чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. За что ж я … Вот новость!”
Перу одного автора принадлежат эти строки? (Нет).
Почему вы пришли к такому выводу? (Язык, стиль, манера излагать, характер предложений).
Кому принадлежат эти строки, и кто их произносит? (Пушкин – Гринев, Гоголь – Хлестаков).
Как вы узнали героев? (По их манере говорить – по тому, как они говорят, что они говорят, мы видим, что за человек перед нами).
Вывод: Речь героев может нам о многом рассказать. В ней – они сами. Писатель создает своего героя долго и кропотливо, он точно собирает его по крупинкам, чтобы в итоге получить цельный образ, характер.
IV. Тема урока.
На сегодняшнем уроке мы постараемся разобраться, как создавал своего Хлестакова Гоголь. Попробуем определить те самые крупинки, из которых складывал писатель своего героя. Тема нашего урока “Средства создания образа Хлестакова”.
Хлестаков – центральный образ комедии. Гоголь считал его роль самой труднейшей, считал, что для нее нужен решительный талант.
V.
Итак, давайте попробуем разобраться, какими средствами создает Гоголь образ Хлестакова?
Рис.1
Ребята, а что из названного вами будет стоять на первом месте? (Речь героя). А дальше?
Скажите, а если бы мы сейчас говорили о каком-нибудь другом произведении (повести или рассказе), с чего мы обычно начинали характеристику героя, что ставили на первое место? (Описание героя).
А почему же здесь иначе. В чем разница? Какое это произведение? (Драматическое).
В чем же особенность драматического произведения? (Изображение жизни через конфликт и в форме диалога).
Теперь понятно, почему речь героя является важнейшим средством создания образа? (Да. Речь – визитка).
Итак, вы получаете таблицу.
VI. Введение Хлестакова. Монолог Осипа.
Перед вами таблица, которая включает в себя те средства создания образа, которые мы сейчас с вами назвали. Это словно мозаика, собрав которую, мы получим представление о Хлестакове, каким его видел Гоголь. Но вот первая колонка еще не озаглавлена. Мы что-то пропустили. Давайте вспомним, как появляется на сцене Хлестаков? Когда и как мы слышим впервые о нем, как бы заочно знакомимся с ним? (Из монолога Осипа).
Ну что же, давайте предоставим слово Осипу. И подумаем над вопросом, зачем Гоголь выводит Хлестакова на сцену как бы “заранее” в монологе Осипа? Какова цель?
(Монолог Осипа. Комедия “Ревизор”, действие II, явление 1).
Так какова же роль этого монолога? (Гоголь изображает ревизора через рассказ Осипа. Мы понимаем, что Хлестаков не ревизор, а ничтожный “елистратишка”, прожигающий бессмысленно жизнь).
С какой целью дан? (Познакомить с истинным Хлестаковым. Мы знаем, а город – нет).
Можем ли мы считать такое выведение героя на сцену одним из средства создания образа? (Конечно!)
Как назовем неозаглавленную колонку? (Первое знакомство с Хлестаковым или выведение героя на сцену).
Давайте запомним ее.
Как же происходит первое знакомство? (Со слов Осипа).
Что узнаем? (Хлестаков не ревизор).
Что узнаем о Хлестакове? (“Елитратишка простой”, “делом не занимается”, “в картишки играет”).
Для чего это нужно? (Мы знаем, а город – нет).
Вывод: ничтожество приняли за важную персону.
VII. Сцена вранья.
Прежде чем мы с вами продолжим работу с таблицей, я прошу вас вспомнить, какой эпизод в развитии линии Хлестакова является кульминационным? (Эпизод вранья Хлестакова).
Почему? (Здесь он как бы представлен во всей красе).
Скажите, Хлестаков врет сознательно, преследуя какую-то цель? (Нет).
А зачем он врет? (Получается само по себе).
Давайте посмотрим этот эпизод.
(Инсценировка, действие III, явление VI).
Какой Хлестаков был сейчас перед нами? (Бессознательный врун, фантазер).
Я бы хотела, чтобы вы не забывали об этом в работе над таблицей.
VIII. Работа над таблицей (по группам).
Сейчас вы должны будете в своей группе проработать один из моментов таблицы. В помощь вам даны план и дополнительные материалы. Ваша задача заполнить вашу колонку в таблице.
Работа по группам.
Выступление заполнение таблицы.
IX. Вывод.
Итак, давайте подведем итоги нашего урока. Давайте обобщим, что же необходимо, что бы образ созданный писателем был целостным, являл собой написанный характер? (Показать разные грани характера героя, как бы показать читателю его с разных сторон).
Вывод (делает учитель): Гоголю удалось создать образ, приближенный к жизни. Вспомните фразу Хлестакова! “Я везде, я везде”. Как вы ее понимаете? (Хлестаков живет во многих из нас). Есть ли Хлестаковы среди вас? Гоголь писал: “Всякий хоть на минуту, если не несколько минут, делался или делается Хлестаковым”. Гоголь создал типичный образ, который в литературе (да и в жизни) получил нарицательное название “Хлестаковщина”. Как вы понимаете, что такое “Хлестаковщина”?
X.
Итак, на этом наш урок заканчивается.
Домашнее задание:
- откорректировать таблицу;
- письменно: “Характеристика Хлестакова” или почему Гоголь говорил, что роль Хлестакова “Труднее всего”?
Речь героя |
Хлестаков и другие |
Описание Гоголем Хлестакова |
Поступки. Развитие характера. |
Говорящие названия. |
См. Приложение 1