Обоснование методической идеи
Урок литературы “Любовь, исполненная отваги”, в трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта” и в повести И.С. Тургенева “Ася” задуман как поисковое занятие для восьмиклассников, изучающих литературу углублённо, и представляет собой проблемный семинар, рассчитанный на серьёзную подготовку учащихся, объединённых в поисковые группы в соответствии с рубриками:
- Теория литературы: тема, жанр, конфликт произведений Шекспира и Тургенева.
- Джульетта и Ася – героини, “исполненные отваги”.
- Проблема героя. Возлюбленный Джульетты и избранник Аси.
- Философия любви в трагедии Шекспира и в повести Тургенева.
Деление на рубрики предполагает рассмотрение
литературоведческих, философских, эстетических
и нравственных аспектов темы.
Музыка Чайковского звучит в начале урока как его
эмоциональный эпиграф.
Анализ киноэпизодов (из х/ф “Ромео и Джульетта”,
“Ася”) помогает более глубоко раскрыть
характеры героинь, подчеркнуть объединяющие их
качества.
Инсценирование эпизодов и защита эпиграфов к
уроку несут не только эмоциональную, но и
диагностическую нагрузку. В этой работе
проявляется понимание восьмиклассниками темы
урока, раскрывается уровень подготовки к нему.
Работа с иллюстрациями не имеет обязательного
значения и предлагается тем учащимся, которые не
показали глубины в постижении темы. Описание или
защита иллюстрации даёт возможность повторить
выводы урока, прозвучавшие в речи учителя или
других учеников.
Выводы оформляются как развёрнутые тезисы и
записываются в тетради.
Домашнее задание имеет проблемный характер и
является продолжением урока. Оно рассчитано на
самостоятельную поисковую работу.
Семинар проводится в течение двух академических
часов.
Предлагаю план-конспект урока.
Цели урока:
- Образовательные:
- раскрыть пафос и основной конфликт трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта в сопоставлении с повестью Тургенева “Ася”;
- показать непреходящее значение пьесы Шекспира, её высокую гуманность, вечность философских идей, “открытость” коллизии;
- помочь учащимся увидеть в произведении Тургенева “Ася” мотивы творчества Шекспира;
- углубление представлений о жанровых особенностях трагедии.
- Развивающие:
- формирование опыта сопоставительного анализа двух художественных произведений, умения видеть произведение в широком, общекультурном, контексте;
- развитие речи: совершенствование монологического высказывания, выразительного чтения художественной классики.
- Общепредметные:
- расширение общекультурного кругозора учащихся, воспитание интереса к русской литературной классике;
- совершенствование умения с подбирать материалы к уроку, пробуждение активности и самостоятельности;
- развитие аналитического мышления в обсуждении художественных произведений.
- Воспитательные:
- воспитание духовности, благородства, верности, ответственности на примере высоких поэтических образов.
Оборудование:
- портреты Шекспира и Тургенева;
- вопросы семинара;
- словарь и цитаты (эпиграфы урока);
- киноэпизоды из х/ф “Ромео и Джульетта”, “Ася”;
- фонограмма с записью музыки П.И.Чайковского и балета С.Прокофьева “Ромео и Джульетта”;
- иллюстрации к произведениям;
- распечатка инсценируемых эпизодов, элементы театральной декорации.
Тип урока: проблемный семинар.
Принципы: связи теории и практики, научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности.
Методы: проблемный, частичного поиска, объяснительно-иллюстративный
Внутрипредметные связи: “вечная тема” любви в творчестве Шекспира и Тургенева
Межпредметные связи: музыка (трагедия Шекспира в симфонической классике)
Пропедевтика: Тургенев “Рудин”, образы “лишних людей” в русской классике
Опережающие индивидуальные задания:
- инсценировка эпизодов повести Тургенева и трагедии Шекспира;
- конспект основных положений статьи Чернышевского “Русский человек на rendez-vous”.
Эпиграфы:
Для нас Шекспир не одно только громкое, яркое имя, которому поклоняются лишь изредка и издали; он сделался нашим достоянием, он вошёл в нашу плоть и кровь.
И.С. Тургенев
Не родовитость и не заслуги,
Не звонкое злато, не острые шпаги,
Не славные предки, не верные слуги,
А любовь, исполненная отваги.
М. Алигер
Словарная работа с терминологической таблицей
Трагедия | Драматическое произведение с напряжённым, неразрешимым конфликтом, изображающее личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя. |
Трагическое в искусстве | Эстетическая категория, характеризующая неразрешимый художественный конфликт; определяется внутренней природой того, что гибнет, его несогласуемостью с существующим миропорядком. Герой сам, свободно выбирает свой путь, приводящий его к гибели. Поведение человека родственно героическому и возвышенному, оно неотделимо от идеи величия и достоинства, самоутверждения личности, её духовных ценностей даже ценой собственной жизни. |
Конфликт | противоречие, столкновение противоположных сил, интересов, стремлений, лежащее в основе действия художественного произведения. Употребляется как синоним понятия “конфликт” на событийном уровне. |
Традиция в искусстве | Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения; в литературе – темы, идеи, мотивы, образы, особенности поэтики. |
Идеал | Мечта, основанная на представлениях человека о совершенстве, о высшем пределе, которого можно достичь в тоё или иной сфере жизни. |
Идея | Авторская оценка, авторское осмысление характеров героев, их поступков, фактов и явлений жизни, которые изображает писатель. |
Иллюзия | Несбыточная надежда – результат искажённого восприятия мира. |
Литературный тип | Характер, в котором художник с наибольшей полнотой запечатлел общественно значимое, существенное для той или иной среды, эпохи. |
Мотив | Устойчивый образ, формально-содержательный компонент литературного текста. Может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя, так и в контексте всего его творчества; наиболее связан с миром авторских мыслей и чувств. |
ХОД УРОКА
I. Защита эпиграфа.
Эмоциональное вступление к уроку фоне музыки Чайковского и Прокофьева.
Учитель. Какие эпиграфы вы подобрали к уроку? Обоснуйте ваше понимание темы.
II. Анализ текстов.
Инсценировка эпизодов из произведений Шекспира и Тургенева (по выбору исполнителей)
Учитель. Как складываются отношения героинь Шекспира и Тургенева с миром? Что в этом смысле роднит Джульетту и Асю? (Тургенев: “Она хотела… заставить целый мир забыть её происхождение…” Ася одинока: она любит не по правилам. Шекспир: “Одна лишь в сердце ненависть была”. Одиночество Джульетты в семье, враждовавшей с родом Монтекки. Никто не может понять девушку, и она вынуждена скрывать своё чувство.)
Учитель. Джульетта и Ася. Какие личностные черты они проявляют в любви? Что объединяет героинь Шекспира и Тургенева? (Самоотверженность, высокие устремления, презрение к условностям, готовность умереть – вот качества, позволяющие сравнивать Джульетту и Асю. Ася признаётся Н.Н., что иногда ей кажется, будто она скоро умрёт: “Умереть лучше, чем жить так…”)
Учитель. Какими цитатами из трагедии и пьесы можно одинаково охарактеризовать героинь Тургенева и Шекспира?
(Тургенев:
“Умереть лучше, чем жить так…”
“Порох она настоящий… беда, если она кого полюбит!”
“Есть чувства, которые поднимают нас от земли.”.
“Другая бы сумела всё скрыть и выждать, но не она.”
“У счастья нет завтрашнего дня…у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.”
“Моя, как море, безгранична нежность.”
Шекспир:
И глубока любовь. Чем больше я
Тебе даю, тем больше остаётся:
Ведь обе бесконечныЛюбовь богаче делом, чем словами:
Не украшеньем – сущностью гордится.
Лишь нищий может счесть своё именье;
Моя ж любовь так возросла безмерно,
Что половины мне её не счесть.)
Учитель. Сравните, какие внутренние
изменения происходят в Асе и Джульетте под
влиянием высокого чувства? Обратитесь к текстам.
В начале трагедии эта девочка – непоседа,
козочка. Кормилица зовёт её “ягнёночек мой,
птичка”. Но из наивной девочки Джульетта
превращается в смелую, решительную защитницу
своей любви, способную пойти, не побоявшись
смерти, против предрассудков, устоявшихся
представлений, против воли родителей. Джульетта
взрослеет на глазах. Глубокое чувство пробуждает
мысль: что важнее, человек или его имя. Ведь она
полюбила Ромео, не зная его имени!
Ася тоже показана в духовном развитии.
Вспыльчивость, импульсивность уступают место
задумчивости. В сцене свидания Ася неузнаваема. В
ней происходят глубокие изменения ( Ася –
буквально, “рождённая заново”).
– Как героини выражают свои чувства в сцене
объяснения с возлюбленным? Обратите внимание на
речевую характеристику. (Непосредственность,
эмоциональность Джульетты, тайный психологизм
как способ выражения души Аси)
Комментарий учителя. Пропедевтическое знакомство с понятием “тургеневская девушка”
– Второстепенные женские образы – “коварная вдова” (в повести “Ася”) и Розалина (в трагедии “Ромео и Джульетта”). Какова их роль в каждом из произведений?
(Ромео.
Я – с Розалиной? Нет! Забыты мной
И это имя и весь бред былой.
Господин Н.Н. Непонятная мне самому досада меня разбирала. Наконец я сел и, вспомнив о своей коварной вдове (официальным воспоминанием об этой даме заключался каждый мой день), достал одну из её записок. Но я даже не раскрыл её; мысли мои тотчас приняли иное направление. Я начал думать… думать об Асе.)
– Возлюбленный Джульетты и избранник Аси. Что значит имя Ромео для Джульетты? Для самого Ромео?
(Джульетта.
Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть
нет;
Ты б был собой, не будучи Монтекки;
Ромео.
Я не знаю
Как мне себя по имени назвать,
Мне это имя стало ненавистно,
Моя святыня: ведь оно – твой враг,
Когда б его написанным я видел,
Я б это слово тотчас разорвал.
.......................................................
Ловлю тебя на слове: назови
Меня любовью – вновь меня окрестишь,
И стой поры не буду я Ромео)
– Случайно ли Тургенев не называет имени своего героя?
III. Индивидуальное сообщение сильного учащегося.
Основные положения статьи Н. Чернышевского “Русский человек на rendez-vous.
Комментарий учителя. Пропедевтическое знакомство с образом “лишнего человека”.
– Имя Ромео появляется в знаменитой статье Чернышевского “Русский человек на rendez-vous” в характеристике г-на Н.Н. В каком значении оно употреблено? Насколько это оправданно? (Н.Г. Чернышевский: Таковы-то наши “лучшие люди” – все они похожи на нашего Ромео…”, “…в том-то и беда, что едва ли встретится ей человек более достойный, в том-то и состоит грустный комизм отношений нашего Ромео к Асе…” )
Комментарий учителя. Пропедевтическое знакомство с образом лишнего человека на примере повести “Ася”.
– Как передаются сущностные черты этих героев в отношениях с друзьями? Сравните господина Н.Н. и Гагина, Ромео и Меркуцио. Какова функция этих образов? Что даёт сопоставление Гагина и г-на Н.Н. для понимания развязки повести Тургенева? (Гагина и г-на Н.Н. объединяет отношение к ситуации: “Есть предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе”. Как и г-н Н.Н., Гагин – добрый, славный, но не способный на поступок, на какое-то настоящее дело, требующее всех сил души. Меркуцио, образ которого был высоко оценён Пушкиным, с полуслова понимает своего друга и готов погибнуть, защищая истинную любовь.
Господин Н.Н. “Жениться на семнадцатилетней девочке, с её нравом, как это можно!”; “Завтра я буду счастлив!”
Ромео.
Нет, казнь – не милость! Небеса мои
Там, где Джульетта.)
IV. Проблемный вопросы.
1. Поступки героев Шекспира и Тургенева – проявление слабости или силы? Согласны ли вы с Чернышевским? Или поддерживаете современного учёного – Ю.В. Лебедева, считающего, что “виной всему не нравственная ущербность героя, а своенравная сила любви”?
2. Сравните тему, идею, конфликт в трагедии Шекспира и в повести Тургенева. (“Основной конфликт – в душе Н.Н. – конфликт между искренними устремлениями души и страхом перед законами света, между чистотой непосредственного чувства и условностями жизни ”. В основе сюжета “Ромео и Джульетты” – конфликт высокого чувства и долга перед семьёй и традициями рода.)
Заполнение таблицы:
Шекспир |
Тургенев |
|
Тема |
Трагичность любви в мире условностей и предвзятых представлений |
|
Идея |
Всепобеждающая сила любви, торжество высокого чувства, несмотря на трагический характер конфликта | “У счастья нет завтрашнего дня”: осуждение малодушия героя, испугавшегося своего чувства |
Конфликт |
Конфликт любви и долга перед семьёй и традициями рода | Внутренний конфликт искреннего чувства и силы условностей, традиций общества, класса |
3. Авторская позиция в произведениях Шекспира и Тургенева. Как выражается отношение авторов к героям? (В названии произведений. У Тургенева в размышлениях г-на Н.Н. в эпилоге повести (“У счастья нет завтрашнего дня…” и др.)
4. Идея любви как философская идея. Раскройте философский смысл любви в трагедии Шекспира и в повести Тургенева. (У Тургенева – любовь – благородный путь, высокое служение, подвижничество. Ася видит в своём избраннике героя, который может повести за собой. У Шекспира любовь – это сама Жизнь, её красота и счастье, независимо от условностей и предрассудков.)
5. Жанр пьесы Шекспира – трагедия.
Действительно ли коллизия безысходна? Можно ли
назвать пьесу Шекспира “оптимистической
трагедией”? Можно ли назвать трагической
развязку повести Тургенева “Ася”? (“Ромео и
Джульетта”. Несмотря на трагический финал,
пафос трагедии жизнеутверждающий. Любовь
победила предрассудки, помирила враждующие
семейства, она торжествует, потому что она всегда
права.
“Ася”. Мы ничего не знаем о судьбе
тургеневской героини. Рассказчик говорит:
“Тёмные слухи доходили до меня о нём, но она
навсегда для меня исчезла. Я даже не знаю, жива
ли она”. (Выделено мною. – Л.Л.). Рассказчик
понимает, что, предав любовь, он навсегда потерял
возможность стать счастливым.)
6. Правильным ли будет утверждение, что в обоих произведениях в контексте “вечной темы” любви раскрывается и “вечная тема” “отцов и детей”? Экзюпери принадлежит мысль о том, что “любовь – это труд души”. Попытайтесь постичь смысл этой фразы в контексте нашей темы.
V. Работа с иллюстрациями. Защита собственных иллюстраций.
Нравственные уроки трагедии Шекспира и повести Тургенева. Открытия урока. Оценка урока учащимися.
VI. Домашнее задание.
Письменная миниатюра-эссе по следам урока и на основе самостоятельного осмысления стихотворения в прозе Тургенева “Роза”.