Литература
-
Урок-исследование по теме: "В.В. Розанов. Жанр трилогии "Уединенное" и "Опавшие листья" 2006
В школьной программе по литературе произведения В.В. Розанова не изучаются. Это имя знакомо даже не всем учителям литературы. Данный урок-исследование был первым из намеченных далее и проходил как внеклассное мероприятие для учащихся 9-го класса. Ход урока и его результаты показали, что В.В. Розанов как писатель вызвал интерес у школьников и желание продолжить в дальнейшем знакомство с его произведениями.
-
Урок-исследование по теме: "Живой любовью согретый мир души ребенка" (по рассказу В.П. Астафьева "Ангел-хранитель") 2008
Цели урока: сделать идейно-художественный анализ рассказа В.П. Астафьева, формируя навыки работы с эпическим текстом, языком писателя; развивать читательские интересы учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала; стимулировать развитие навыков анализа, синтеза, обобщения, развивать речь.
-
Урок-исследование по теме: "М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и поэтического стиля". 8-й класс 2007
Представлен конспект урока-исследования по литературе в 8-м классе, который рассказывает о М.В. Ломоносове.
-
Урок-исследование по теме: Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание" 2005
Предлагаемая вашему вниманию разработка урока опробована в слабом классе. До изучения романа Ф.Достоевского "Преступление и наказание" ребята получили задание нарисовать Петербург таким, каким они его себе представляют. Все рисунки были нарисованы в красочных светлых тонах и поражали разнообразием. Проведенный урок-исследование удивил ребят самостоятельно сделанными открытиями и новыми образами Петербурга. Учащиеся с большим удовольствием работали на уроке. Атмосферу заинтересованности на уроке вызывало наличие большого количества наглядного материала, а также использование песен "Город, которого нет" (И.Корнелюк) и "Город" (группа "Танцы минус").
-
Урок-исследование поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" 2012
Осенью 2011 года исполнилось 190 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова. Урок-исследование поэмы "Кому на Руси жить хорошо" посвящен "любимому детищу" Некрасова. В процессе предварительной работы, а также на занятии, во время обмена информацией сделать выводы о том, как соотносятся реальные факты с вымыслом, какова роль художественной детали и насколько актуальна поэма сегодня.
-
Урок-исследование с использованием технологии коллективного взаимообучения. Тема: "Правда о Бабе Яге" 2009
Урок-исследование с использованием технологии коллективного взаимообучения. Организуется работа диалоговых пар, при этом осуществляется обучение путем общения в парах, когда каждый учит другого. Тема урока способствует воспитанию любви к национальным истокам русского народа, внимательному отношению к слову, формированию читательской культуры учащихся.
-
Урок-исследование с элементами дискуссии: "Возможно ли возрождение человека, оступившегося в жизни?" 2005
Проект данного урока, на наш взгляд, является актуальным, так как здесь можно увидеть динамику формирования сложных надпредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии, работать над образом, делать выводы на основе сравнений и обобщений. Тема позволяет раскрыть внутренний мир ребенка, его нравственные суждения, отношения к тем или иным жизненным событиям. Проект направлен на коррекцию самооценки, на уверенность в себе, на определение выбора действий. Основная цель урока заключается в осмыслении изученного, обобщении, систематизации знаний и умении применять эти знания в жизненных ситуациях. Тип данного урока - исследовательский с элементами дискуссии, что позволяет использовать данный материал на уроке и во внеклассной работе.
-
Урок-исследование творческого метода писателя. Особенности изображения пейзажа в романе С.Крутилина 2009
Цели урока: знакомство с творческой судьбой писателя-земляка Сергея Крутилина, историей создания его романа "Липяги"; анализ отрывка-легенды о Денежном из главы "Назаркин клад"; исследование стиля Крутилина; формирование самостоятельной активной жизненной позиции; воспитание любви к родному краю и его знаменитым землякам, самостоятельности и ответственности. Занятие является уроком внеклассного чтения в 10-х или 11-х классах, а также может служить примером урока развития речи в старших классах.
-
Урок-исследование. "Почему должен гибнуть человек?" (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри») 2014
Цели урока: рассмотреть образ главного героя, дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия главного героя, исследовать причины его гибели; обобщить сведения, которые получат учащиеся на уроке; воспитывать чувствующего чужую боль читателя, сопереживающего герою; уметь правильно и логично выражать свои мысли; пробуждать интерес к литературе, развивать внимание, выдержанность, дисциплинированность.
-
Урок-исследование. "Проблема ума и безумия в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" 2009
В статье представлен сценарий урока по изучаемой теме.
-
Урок-исследование. "Роль художественной детали в создании образа". По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2010
Исследовательская работа на уроке. Совершенствование навыка аналитического чтения, умения расшифровывать различные приемы создания художественного образа.
-
Урок-исследование: "Голос скрипки в пустоте". В. Набоков "Облако, озеро, башня" 2006
Предлагаемый урок - продолжение знакомства с творчеством Владимира Набокова, одного из интереснейших представителей Серебряного века и литературы русского зарубежья.
-
Урок-исследование: "Жизненные гарантии человека по рассказу В. Набокова "Облако, озеро, башня" 2011
В статье представленыметодические рекомендации и опыт изучения творчества В.В. Набокова и его творческой манеры на примере рассказа «Облако, озеро, башня». На уроке используется технология проблемного изложения материала в единстве формы и содержания; акцентно исследуется текст и составляется характеристика героя. Решая проблемную задачу, ученики обращаются к текстам В. Набокова и Ф. Тютчева и находят сильные и слабые стороны человеческого характера.
-
Урок-исследование: "Особенности пейзажа в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»" (5-й класс) 2010
В данной работе особое внимание уделено эмоциональному восприятию детьми стихотворения о природе «Зимнее утро», соотнесению ими красоты зимнего утра и красоты чувств, которые переживает лирический герой в стихотворении А.С. Пушкина. Развитие исследовательских навыков идет во время анализа лирического произведения.
-
Урок-исследование: традиции и новаторство прозы Андреева (по рассказу Л.Н. Андреева "Предстояла кража") 2009
Рассказ «Предстояла кража» относится к раннему, подражательному этапу творчества Л.Андреева. Уже в этом произведении писатель поднимает проблемы, которые станут традиционными для всего его творчества, - проблемы страха, одиночества, проблему конфликта между роком и человеком.
-
Урок-календарь "Ой ты, Русь моя, родина кроткая…" (по творчеству С.А. Есенина) 2009
Урок-календарь включает в себя три страницы, каждая из которых раскрывает суть праздников народного календаря. Через сообщения учащихся, аналитическую работу над стихотворениями из сборника «Радуница», разъяснения учителя учащиеся приобретают знания об основных канонах Троицы, Ивана Купалы и праздника Спас (медовый и ореховый). Для большей экспрессии используется сопровождение в виде презентации, музыкальное сопровождение и фрагменты фильма «Есенин», а также выразительное чтение стихотворений учителем и учащимися.
-
Урок-КВН "В мире литературных сказок". 5-й класс 2011
Урок по литературным сказкам целесообразно проводить при обобщении, закреплении или повторении пройденного. КВН способствует развитию творческого потенциала и мотивации школьников, содействует формированию эстетических вкусов юных читателей.
-
Урок-КВН в 5–6-м классе по теме "Родная природа в произведениях УНТ, в изображении русских поэтов, художников, композиторов" 2009
Урок способствует развитию умений выразительно читать стихотворения, составлять связный текст (сочинение-рассуждение "Осень (зима, весна, лето) – наше любимое время года"; сочинение-описание картины; сочинение-миниатюра по музыкальному произведению (отрывку)); сочинять четверостишия по заданным рифмам; работать со справочниками, книгами, сборниками, в интернете.
-
Урок-КВН по книге А.Дюма "Три мушкетера" 2016
Урок-КВН по книге "Три мушкетера" можно проводить как в классе, так и в зале с учащимися разных возрастов, чтобы привлечь их внимание к роману А.Дюма. Игра проходит в быстром темпе, оживленно, интересно.
-
Урок-КВН по книге Дж. Роулинг "Гарри Поттер и философский камень" 2007
Книги о Гарри Поттере – любимое чтение многих пятиклассников, и уроки по произведениям Дж. Роулинг воспринимаются ими с интересом. Задача учителя литературы – формировать внимательного читателя, показать, что ученики могут сами выбирать тексты для уроков, учить работать в группе. Форма урока КВН по первой книге о юном волшебнике даёт возможность и проверить знание текста, и оптимально выбрать материал для обсуждения, и организовать коллективную интересную работу. Задания – рассказ о себе от имени Гарри, узнавание героев и хозяев волшебных предметов, составление свидетельства об успехах – способствуют глубокому пониманию произведения.
-
Урок-КВН по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". 8-й класс 2015
КВН развивает творческий потенциал и мотивацию школьников, читательское восприятие. В ходе игры обсуждаются особенности жанра, ставится главный вопрос комедии.
-
Урок-КВН по пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор". 8-й класс 2016
Урок-КВН по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8-м классе обобщает и систематизирует наблюдения над текстом пьесы, формирует умение самостоятельно исследовать художественное произведение, развивает умение работать в группах, способствует развитию речи учащихся.
-
Урок-КВН по роману Булгакова "Мастер и Маргарита" (методические разработки) 2008
Заключительный урок по роману А.Булгакова «Мастер и Маргарита» представлен в занимательной форме (КВН). Вопросы подобраны по всему роману и помогают определить глубину прочтения, знание деталей, также ребята должны знать и биографию автора. Кроме этого, выполняя домашнее задание, готовясь к сценкам, ребята показывают своё мастерство. Урок проходит интересно, увлекательно.
-
Урок-КВН по творчеству В.Маяковского и С.Есенина 2016
2015 год был объявлен годом литературы. В этом году многие известные поэты и писатели стали юбилярами. 3 октября 2015, например, исполнилось 120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, а 14 апреля – 85 лет со дня смерти В.В. Маяковского, талантливого русского поэта и драматурга. В связи с этими важными событиями и в знак памяти о двух великих поэтах предлагаю разработку урока-КВН по творческим биографиям С.Есенина и В.Маяковского.
-
Урок-КВН по творчеству Н.А. Некрасова "Я лиру посвятил народу своему…" 2009
Урок-КВН помогает по-новому посмотреть на давно известные произведения Некрасова и его трудную и подвижническую жизнь, в наш технический век найти ключик к сердцу и уму ученика, заинтересовать темой, стимулировать познавательную активность, сделать обучение творческим, радостным, эффективным. Презентация, выполненная учащимися, делает материал урока наглядным. Собранный материал можно использовать на уроке обобщения творчества Некрасова и во время внеклассного мероприятия.
-
Урок-коллоквиум "С.Есенин и В.Маяковский – два лица одного времени" 2012
На уроке сравнивается творчество С.Есенина и В.Маяковского. Ученики глубже понимают стиль поэтов, учатся писать сочинение в форме сравнительной характеристики, расширяют свои знания по литературе.
-
Урок-композиция "Если душа родилась крылатой" (по творчеству М.Цветаевой) 2008
Творчество каждого из поэтов Серебряного"века - это уникальный мир , это еще одна грань прекрасного. После урока-семинара, где познакомились со многими из них, мы обращаемся к творчеству Цветаевой.
-
Урок-композиция "Любовь, любовь! — все в ней тайна…" 2006
Урок-композиция – первый урок по изучению произведения И.С.Тургенева «Ася» в 8-м классе – позволяет лучше узнать личность Тургенева, прочувствовать его возвышенную, но безответную любовь к П.Виардо. Уроку свойственны соединение художественного слова (отрывков писем и дневников, проясняющих историю создания «Аси») и музыки. На таком уроке дается предварительный комментарий, необходимый для восприятия произведения, и создается атмосфера чуткости и взволнованности, особый эмоциональный настрой.
-
Урок-композиция "Поэт ислама" 2006
Эмоционально-образные формы урока многосторонне приобщают учеников к творчеству: это попытка создания сценария композиции, творческое знакомство с критической литературой, отбор стихов и их исполнение, поиски живописных и музыкальных произведений, усиливающих эмоциональное впечатление. Сотворчество, способное сформировать любителей и ценителей искусства, - вот что дает такая работа для школьников.
-
Урок-композиция "Поэты в боевом строю…" 2012
Урок-композиция посвящен поэтам, участникам грозовых событий Великой Отечественной войны. Он включает в себя 3 раздела. В первом говорится о поэтах, которые с первых дней войны сражались с врагом, стихами, мобилизуя народ на войну. Второй раздел посвящен поэтам, погибшим на войне, а третий ‒ памяти, которая выражена в послевоенных стихах.