Цели урока:
Обучающие
- формирование умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- совершенствование умения работать с художественным образом, вычленяя его составляющие и определяя место каждого элемента.
Развивающие
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, мышления, творческого воображения;
- развитие устной речи учащихся.
Воспитательные
- формирование духовно развитой личности;
- формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Оснащение урока:
- экран,
- медиапроектор,
- магнитофон,
- аудиозапись песни А. Барыкина на стихи Н. Рубцова “Букет”,
- цветы,
- фотография поэта,
- книга-альбом Виктора Садчикова “Алтай”
Форма проведения: урок-практикум.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя с объявлением темы и совместным (вместе с ребятами) определением целей и задач урока.
(Звучит песня “Букет” на стихи Н. Рубцова в исполнении А. Барыкина)
- Ребята, у меня в руках букет, который я хочу мысленно “подарить” замечательному поэту, поэту России, Николаю Михайловичу Рубцову. А прозвучавшая песня – это подарок от самого поэта, так как слова её принадлежат именно ему, Николаю Рубцову…
Сегодня мы будем говорить о нем.
Но эта песня может быть символическим подарком ещё для одного именинника – нашей “малой” Родины, Алтайского края, которому недавно исполнилось 70 лет!
Поэтому говорить мы будем и об Алтайском крае! А тема нашего урока - “Природа Алтая в стихах Н. Рубцова: свет, цвет, звук, запах”.
(появляется первый слайд презентации “Приложение 1”)
- Давайте подумаем, что мы должны сделать в течение сегодняшнего урока? Каких результатов достичь?
(ребята формулируют)
- Да! А для этого возьмем несколько известных стихотворений поэта и в форме практического исследования, элементами которого станут символические составляющие мира природы у Н. Рубцова: свет, запах и т. д.
Это особая природа, особый мир! Это наша природа! Алтайская!!!
- А как связаны Алтай и Рубцов?
(ответы учащихся)
- Да, именно в селе Красногорское (предгорье Алтая) было написано стихотворение “Букет”. А в целом результатом четырехмесячного пребывания Рубцова на Алтае стал ряд известных произведений, которые, кстати, потом, в сентябре 1966 года, были опубликованы в газетах “Алтайская правда” и “Молодежь Алтая”. На деньги от публикации Рубцов и уехал назад в Москву…
Итак, пусть запахнет, зазвучит и засветится!..
(появляется слайд второй, за ним – третий)
- Читаем стихотворение “Весна на берегу Бии”.
Какое время года? Она везде! В том числе – и на берегу реки…
Каким образом мы слышим весну?
- “смех”;
- “рёв”… Это через “звуковые” глаголы и существительные.
А ещё?
- “вода”;
- “плеск”.
А какого цвета весна?
- “золото” (солнце);
- “голубое” (небо).
Есть ещё цвета. Которые обозначены не на прямую, а контекстуально. Найдите такие примеры.
А как заявлен свет в этом стихотворении?
Был – “мрак”, а теперь – “яркий”, “фонтан лучей”.
(учитель показывает фотографии из сборника В. Садчикова)
- Обратимся к стихотворению “Сибирь, как будто не Сибирь…”.
Свет? “Лучистый” и “солнечный”…А тень – “прошла”!
Звуки? “Скрип телеги” и “шум воды”.
Цвет? “Цветистый”, “радужный пузырь” + “ВСЕ (!) цвета”.
А запах? “Скотский (!??)” Обратимся к этимологическому словарю: “скот” - “имущество”, “состояние”, “сокровище”. Значит, это не плохой, противный запах, а ЖИВОЙ! НаЖИТЫЙ!..
И ещё одно стихотворение – “Шумит Катунь”.
- Название? Уже сразу звуки слышим! “Шум”, “напев былинный”.
А свет? “Закатный пламень”. Есть только “тень Чингисхана”…
Выводы и обобщение.
- “Собираем” все полученные данные и наблюдения в символический “круг наших исследований” (вычерчивается на доске и заполняется по ходу практической работы).
- Что получается?
Как мы можем в целом охарактеризовать составляющие мира природы в изображении Н. Рубцова?
Какой тогда воспринимает поэт природу нашего родного края?
Какое впечатление она произвела на него?
Какой философский смысл несут на себе “пейзажные” образы лирики Рубцова?
Только ли это простые “путевые заметки отдыхающего”?
Или с чем тогда связано желание поэта вернуться на Алтай ещё и ещё? “Когда в следующий раз появлюсь, - поедем на Белуху!!!”- замечает он…
Неужели большие города звучат как-то иначе? Ведь появляется и такое желание: “Пойду, Катунь послушаю.…Своя интонация! Ни с чем не сравнимая!..”
И о ней же, о нашей Катуни, Рубцов скажет: “МОЩЬ!!!”
А, увидев пронзительные поля в жарках (яркие оранжевые цветы), поэт напишет: “Жарки! - Жизни! Красиво!”…
“ЖИЗНИ…” Вот ключевое слово-доминанта! Вот истинное определение сути алтайской природы!
(учащиеся высказывают собственное мнение)
- Да! Природа – живая! Она подобна человеку! Она – хранилище времени, у неё есть память! Она живет в ожидании счастья, чуда. И человек вместе с ней.
Она – тайнодействие жизни…
Она чудесна и непредсказуема. Но и грозна, и тревожна, как сама жизнь, КОТОРАЯ ВЕЧНА!..
(открыть четвертый слайд)
(в конце урока учащийся представляет собственную фото-презентацию “Родина моя – Алтай!”)