ЦЕЛИ:
- аналитическое прочтение глав повести;
- умение проявить индивидуальность, корректируя эмоциональной интеллектуальностью;
- работать над развитием речи, подготовка к ЕГЭ по литературе.
ОФОРМЛЕНИЕ: Высказывания французского писателя Ги де Мопассана.
ХОД УРОКА
Учитель: Мы часто размышляем над вопросом: «Зачем мы читаем?» Вот мнение известного писателя Ги де Мопассана: «В сущности, публика состоит из множества групп, которые кричат нам: «Утешьте меня», «Позабавьте меня», «Дайте мне погрустить», «Растрогайте меня», «Дайте мне помечтать», «Рассмешите меня», «Заставьте меня содрогнуться», «Заставьте меня плакать», «Заставьте меня размышлять».
И только избранные умы просят художника: «Создайте нам что-нибудь прекрасное, в той форме, которая всего более присуща вашему темпераменту».
Учитель: А теперь постарайтесь ответить честно, во-первых, к какой группе вы относите себя? А во-вторых, какую из указанных задач, по-вашему, ставил перед собой автор «Аси», И.С. Тургенев.
(Диалог учителя и учеников)
Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о судьбе главных героев. Тема урока: «А счастье так было близко, так возможно…» Главная героиня повести И.С.Тургенева «Ася» рассказывает о себе…
(Ученик читает наизусть отрывок из главы 2)
Учитель: Итак, что же необычного в Асиной жизни?
А что говорит самый близкий для нее человек, ее брат Гагин?
(Работа по главе 8)
Учитель: Можем ли мы сказать, что Н. понравился ей с первого взгляда? Обратите внимание (Гагин уже это заметил), как она стала вести себя. Он говорит ей: «Полно, Ася, он не кусается».
(Работа по главе 4)
Учитель: Кажется, что эти слова и ветка гераниума- неожиданное и невольное признание в любви господину Н. Ася очень глубоко пережила, прочувствовала свое печальное признание. Н. увидел ее на следующий день и удивился перемене. Личико было желтоватое, угасшее.
(Работа по главе 5)
Учитель: Теперь многое стало понятно господину Н. Что же стало ему понятно? Прежде чем ответить на этот вопрос, мы с вами проведем психологическую минутку отдыха. Можно сесть свободно, руки положить на парту, можно закрыть глаза и слушать меня, мечтая о свое счастье, а можно и не слушать меня, это тоже разрешается.
(Чтение стихотворения «Счастье» В.Тушновой фон (музыка))
Сто часов счастья…
Разве этого мало?
Я его, как песок золотой,
намывала,
собирала любовно, неутомимо,
по крупице, по капле,
по искре, по блестке,
создавала его из тумана и дыма,
принимала в подарок
от каждой звезды
и березки…
Сколько дней проводила
за счастьем в погоне
на продрогшем перроне,
в гремящем вагоне,
в час отлета его настигла
на аэродроме,
обнимала его, согревала
в нетопленном доме.
Ворожила над ним, колдовала,
случалось, бывало,
что из горького горя
я счастье свое добывала.
Это зря говорится,
что надо счастливой родиться,
надо только, чтоб сердце
не стыдилось над счастьем трудиться,
чтобы не было сердце
лениво, спесиво,
чтоб за малую малость
оно говорило «Спасибо!»
Сто часов счастья,
чистейшего, без обмана…
Сто часов счастья!
Разве этого мало?
(Работа над 9 главой. Слова «Я ЗАГЛЯНУЛ В ЭТУ ДУШУ… ЕЕ ДУША МНЕ НРАВИЛАСЬ…»)
Учитель: Что Ася доверила Н? Гамма чувств героя передана Тургеневым через природу (тайное беспокойство, беспредметный восторг, смутное ощущение всеобъемлющих желаний.)
(Работа по 10 главе)
(Чтение наизусть гл. 10 на фоне музыки Шопена)
Учитель: Совсем немного осталось до полного счастья. Оно так было возможно. Нужно было сделать один шаг. Какой же шаг, ребята?
Ученики: Решительно объясниться.
(Чтение по ролям эпизода из главы 16)
Учитель: Какова развязка? Позор героя? Трагедия? Или справедливое решение судьбы? И только тогда, когда Ася исчезает, Н. чувствует любовь. Но уже поздно. Подводя итог своей жизни, как самое яркое, значительное событие, это мгновение в своей жизни вспоминает наш герой.
(На фоне музыки П.Чайковского «Осень» звучат слова: «Нет! Ни одни глаза не заменили мне тех…».)
Учитель: Творческое задание: Ваша строка для письма И. С. Тургеневу.
Ученики: Что за прелесть эта «Ася»?
Учитель: Да, повесть «Ася» впервые вам открыла, ребята, тургеневскую девушку. Она прекрасна и надолго запомнится вам. Великолепна и первая любовь. Может быть, будет и вторая, третья, но первая не возвратится никогда, потому что невозможно вернуть обаяние рождения первого чувства. Это как первый поцелуй, первый снег, рождение первого ребенка. И, закрывая страницы тургеневской повести, сохраним в памяти признание автора. «Писал я ее горячо, чуть не со слезами».
Заканчивая урок, вспомним слова поэта Н. Некрасова: «Вся повесть прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она - чистое золото поэзии».
Д.З. Написать размышление по вопросу: «Чем может привлечь нас тургеневская девушка?»