Цель: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини; подготовить учащихся к сочинению, составив план к нему.
Задачи:
- Определить, почему повесть называется «Ася»?
- Как название связано с темой повести?
- Какова главная мысль, идея всего произведения?
- Составить план к сочинению на тему: «Образ «тургеневской девушки» в повести И.С.Тургенева «Ася».
1. Итак, повесть называется «Ася». Почему?
– Но какое настоящее имя носит героиня?
Вдумаемся в значение имен: Анна – грация,
миловидность, а Анастасия (Ася) – рожденная
заново. Почему же автор миловидную, грациозную
Анну упорно называет Асей? Когда же
происходит рождение заново? Оставляем этот
вопрос открытым, мы еще вернемся к нему, но одна
особенность у нас уже есть: смысл названия, у
Тургенева оно всегда очень значимо.
– Как зовут нашего героя? Почему Тургенев отказывает ему в имени? Что вы можете о нем сказать? Каковы его занятия, увлечения? В какой момент мы с ним встречаемся? Перед нами человек, переживший несчастную любовь. Но Тургенев дает почувствовать читателю, что это не главное. А делает он это с помощью иронии («поражен в сердце», «жестоко меня уязвила», «краснощекий лейтенант»). Очевидно, любовь была не настоящая.
– Где начинается история? Она начинается
на берегу Рейна на каменной скамье, возле которой
стоит статуя Мадонны. Символично описание
ее:Сидя на «каменной скамье» под «одиноким
огромным ясенем», Н.Н. видит сквозь его ветви
«печальный» лик «маленькой Мадонны с почти
детским лицом и красным сердцем на груди,
пронзенным мечами…». «Почти детские щечки» и
«грациозное», но еще не вполне развившееся
сложение отметил Н.Н. и в облике Аси в момент
знакомства с девушкой. «Статуйка Мадонны» вновь
в контексте с Асей возникает в восьмой главе
повести, где девушка впервые косвенно обнаружила
свое чувство к Н.Н., вдруг подав ему при
расставании руку. Наконец, «маленькая Мадонна»,
«все так же печально» выглядывающая из темной
зелени старого ясеня, появится в концовке
событийной части произведения после получения
героем последней «маленькой записки» Аси со
словами «Прощайте навсегда!».
Анализируя портрет героев, выявляем вторую
тургеневскую особенность: ключевое слово,
которое играет свою роль в повествовании. В
портрете Гагина это слово «мягкий» (оно
повторяется дважды в одной строке), а в портрете
Аси это слова «Что-то особенное»,
подтверждающиеся затем «черными, светлыми» (!)
глазами.
– Какова же Ася? Правда ли, странная? В чем же ее странность? «Кудри на глаза падали», смех поведение в первую ночь знакомства.
– Какое же чувство испытывает герой в эту ночь? Почему «был счастлив»? Ответ на этот вопрос мы находим во второй главе.
– Зачем приходит к герою Гагин? Любоваться природой приглашает! Но ведь в этой главе нет описания природы! Почему? Обратим внимание, когда герой начинает восхищаться природой. Когда появляется Ася (глава четвертая).
Микровывод: Ася как бы освещает все
вокруг, с ней чувствуется живее, слышится звонче,
человек становится счастливее!
Вспомним ночь накануне, попытайтесь нарисовать
картину лунной ночи словесно (река, таинственный
блеск, пахучий воздух, звуки вальса, а над всем
эти – лунный, серебряный столб через всю реку). Случайно
ли его разбивает наш герой? Вспомните слова
Аси: «Вы его разбили». Ведь это символ (третья
особенность Тургенева), разбитый столб
можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, это
разбитая мечта девушки о герое, любви, полете…
– Понимает ли господин Н.Н., что Ася не пройдет мимо него в этой жизни? На основании чего он делает такой вывод? Почему, возвращаясь от Гагиных, он вспоминает Россию? (глава четвертая). Что русского в Асе? Она смела, красива, стройна, безрассудна… Но почему, когда в пятой главе он увидел ее «совершенно русскою», ему стало «чего-то жаль»? Чего? Оказывается, ему не хватает того, что раньше раздражало: Асиной неестественности, то есть поведения светского, понятного (так вели себя все девушки того времени), которое свидетельствует о том, что Ася неравнодушна к герою (доказательство этому – разговор брата и сестры (глава шестая).
– Почему у Гагиных бывать герою не хочется после подслушанного разговора? Чем занимается он в эти дни? Почему вновь появляется описание природы, ведь Аси нет рядом? Все дело в том, что чувство есть! Анализируя разговор о происхождении героини, докажем, что герой испытывает глубокое чувство к Асе (глава восьмая). Итак, чувство есть, но что же с ним происходит, с этим чувством? Ответ на это дает автор, показывая, что этим людям не судьба быть вместе: они живут в разных измерениях, которые не могут совпасть (М и к р о в ы в о д).
Проанализируем две встречи, два разговора: первый разговор и сцену разрыва. Интонация первого задушевного разговора (глава девятая) светлая, но печальная. Почему возникает такое настроение? Ведь, казалось бы, тропинка друг к другу найдена? Анализируем художественные детали: цвет и свет, слова, которые произносят герои, ключевой образ – образ летящей птицы. Видим, что задушевным этот разговор является лишь для Аси: именно она открывает душу, а не герой. Он не испытывает то, что чувствует Ася, не понимая, почему, цитируя Пушкина, Ася заменяет слово «нянею» на слово «матерью». Эти два человека не предназначены судьбою.
Обратимся к сцене разрыва (глава шестнадцатая). Какой цвет и свет? Что и как говорят герои? Почему Ася на свидании «словно мертвая птица», ведь она надеется на любовь? Этот ключевой образ птицы поможет понять мысль писателя: не судьба! Ася убегает, понимая, что любовь не будет иметь продолжения. На протяжении всей повести автор подводит нас к этому через художественные детали несоответствия у Аси и у Н.Н. (главы одиннадцатая и двенадцатая):
Он Она
Веселый печальная
Любуется боится
Вошел хочет бежать
Не думал ни о чем о многом думала
Ему очень хорошо мысль о смерти
Смеется дает клятву.
Ася раньше героя понимает все. А герой –
счастлив!
– Почему же Гагин убежден, что свадьбы не
будет? (Глава четырнадцатая).
Микровывод: Гагин видит, что Н.Н. поступает по правилам, а любовь – это не правила, не законы. Любовь – это нарушение всех правил, море звезд, буря чувств, лунный свет и лунный столб, который разбивает наш герой. Разбил – и Аси нет! А кто есть? Вспомним, после разрыва Ася не появляется, мы ее не видим. Почему? А потому, что родилась новая женщина – Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир «светлыми черными глазами», не будет «наклоняться с забавной нежностью», не будет «смеяться тихим легким смехом», не будет мечтать о полете. Да. В ней остается миловидная грация (Анна), но Аси уже не будет…
Вывод: Повесть называется «Ася» по имени главной героини, так как она не только оказалась главной, то есть лучшей, истинной по сравнению с Н.Н., но и потому, что осталась на всю жизнь неповторимой в памяти и мыслях рассказчика.
2. Главная тема повести – любовь, в основе сюжета – история любви, закончившаяся разлукой не из-за каких-то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.
3. Главную мысль, идею всего произведения Тургенев вкладывает в уста своего героя, который только после разрыва с Асей убеждается в своей любви к ней. Автор наказывает своего героя за то, что тот не узнал любовь, что сомневался в ней. В любви нельзя сомневаться, любовь нельзя откладывать на завтра.
Идея: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье».
4. Наблюдения и выводы о характере и
поступках Аси позволяют нам подойти к понятию
литературного типа (обобщенного образа)
«тургеневской девушки» Что же для него
характерно?
– Душа, которую невозможно не полюбить.
– Нежность, способность на искренние сильные
чувства, отсутствие искусственности, фальши,
кокетства.
– Устремленность в будущее.
– Сильный характер, готовность к
самопожертвованию.
– Активность и самостоятельность в решении
своей судьбы.
– Строгое отношение к жизни и предчувствие
неизбежности возмездия за стремление к личному
счастью.
План к сочинению на тему: «Образ «тургеневской девушки» в повести И. С. Тургенева «Ася»
1. «Тургеневская девушка» как
историко-литературное понятие.
2. Образ» тургеневской девушки» в повести «Ася»:
а) Портрет героини: подвижность, изменчивость как
главные черты внешнего облика; обаяние и грация.
б) Основные черты характера Аси:
непосредственность, естественность;
самобытность; любовь к природе; сложность,
«странность» внутреннего мира героини; большие
духовные запросы; стремление к
самосовершенствованию, нравственный
максимализм; требовательность в выборе любви,
«окрыленность».
в) Образ Аси как олицетворение жизни.
г) Драматизм судьбы «крылатой» натуры в мире
«бескрылых» существ.
3. В чем привлекательность тургеневской героини
для современного читателя?