Урок литературы в 8-м классе по теме "Тургеневская девушка в повести. Образ Аси"

Разделы: Литература


Цель:  провести синтез и углубление знаний об образе главной героини; подготовить учащихся к сочинению, составив план к нему.

Задачи:

  • Определить, почему повесть называется «Ася»?
  • Как название связано с темой повести?
  • Какова главная мысль, идея всего произведения?
  • Составить план к сочинению на тему: «Образ «тургеневской девушки» в повести И.С.Тургенева «Ася».

1. Итак, повесть называется «Ася». Почему?

– Но какое настоящее имя носит героиня?
Вдумаемся в значение имен: Анна – грация, миловидность, а Анастасия (Ася) – рожденная заново. Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда же происходит рождение заново? Оставляем этот вопрос открытым, мы еще вернемся к нему, но одна особенность у нас уже есть: смысл названия, у Тургенева оно всегда очень значимо.

– Как зовут нашего героя? Почему Тургенев отказывает ему в имени? Что вы можете о нем сказать? Каковы его занятия, увлечения? В какой момент мы с ним встречаемся? Перед нами человек, переживший несчастную любовь. Но Тургенев дает почувствовать читателю, что это не главное. А делает он это с помощью иронии («поражен в сердце», «жестоко меня уязвила», «краснощекий лейтенант»). Очевидно, любовь была не настоящая.

– Где начинается история? Она начинается на берегу Рейна на каменной скамье, возле которой стоит статуя Мадонны. Символично описание ее:Сидя на «каменной скамье» под «одиноким огромным ясенем», Н.Н. видит сквозь его ветви «печальный» лик «маленькой Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами…». «Почти детские щечки» и «грациозное», но еще не вполне развившееся сложение отметил Н.Н. и в облике Аси в момент знакомства с девушкой. «Статуйка Мадонны» вновь в контексте с Асей возникает в восьмой главе повести, где девушка впервые косвенно обнаружила свое чувство к Н.Н., вдруг подав ему при расставании руку. Наконец, «маленькая Мадонна», «все так же печально» выглядывающая из темной зелени старого ясеня, появится в концовке событийной части произведения после получения героем последней «маленькой записки» Аси со словами «Прощайте навсегда!».
Анализируя портрет героев, выявляем вторую тургеневскую особенность: ключевое слово, которое играет свою роль в повествовании. В портрете Гагина это слово «мягкий» (оно повторяется дважды в одной строке), а в портрете Аси это слова «Что-то особенное», подтверждающиеся затем «черными, светлыми» (!) глазами.

– Какова же Ася? Правда ли, странная? В чем же ее странность? «Кудри на глаза падали», смех поведение в первую ночь знакомства.

– Какое же чувство испытывает герой в эту ночь? Почему «был счастлив»? Ответ на этот вопрос мы находим во второй главе.

– Зачем приходит к герою Гагин? Любоваться природой приглашает! Но ведь в этой главе нет описания природы! Почему? Обратим внимание, когда герой начинает восхищаться природой. Когда появляется Ася (глава четвертая).

Микровывод: Ася как бы освещает все вокруг, с ней чувствуется живее, слышится звонче, человек становится счастливее!
Вспомним ночь накануне, попытайтесь нарисовать картину лунной ночи словесно (река, таинственный блеск, пахучий воздух, звуки вальса, а над всем эти – лунный, серебряный столб через всю реку). Случайно ли его разбивает наш герой? Вспомните слова Аси: «Вы его разбили». Ведь это символ (третья особенность Тургенева),   разбитый столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, это разбитая мечта девушки о герое, любви, полете…

– Понимает ли господин Н.Н., что Ася не пройдет мимо него в этой жизни? На основании чего он делает такой вывод? Почему, возвращаясь от Гагиных, он вспоминает Россию? (глава четвертая). Что русского в Асе? Она смела, красива, стройна, безрассудна… Но почему, когда в пятой главе он увидел ее «совершенно русскою», ему стало «чего-то жаль»? Чего? Оказывается, ему не хватает того, что раньше раздражало: Асиной неестественности, то есть поведения светского, понятного (так вели себя все девушки того времени), которое свидетельствует о том, что Ася неравнодушна к герою (доказательство этому – разговор брата и сестры (глава шестая).

– Почему у Гагиных бывать герою не хочется после подслушанного разговора? Чем занимается он в эти дни? Почему вновь появляется описание природы, ведь Аси нет рядом? Все дело в том, что чувство есть! Анализируя разговор о происхождении героини, докажем, что герой испытывает глубокое чувство к Асе (глава восьмая). Итак, чувство есть, но что же с ним происходит, с этим чувством? Ответ на это дает автор, показывая, что этим людям не судьба быть вместе: они живут в разных измерениях, которые не могут совпасть   (М и к р о в ы в о д).

Проанализируем две встречи, два разговора: первый разговор и сцену разрыва. Интонация первого задушевного разговора (глава девятая) светлая, но печальная. Почему возникает такое настроение? Ведь, казалось бы, тропинка друг к другу найдена?  Анализируем художественные детали: цвет и свет, слова, которые произносят герои, ключевой образ – образ летящей птицы. Видим, что задушевным этот разговор является лишь для Аси: именно она открывает душу, а не герой. Он не испытывает то, что чувствует Ася, не понимая, почему, цитируя Пушкина, Ася заменяет слово «нянею» на слово «матерью». Эти два человека не предназначены судьбою.

Обратимся к сцене разрыва (глава шестнадцатая). Какой цвет и свет?  Что и как говорят герои? Почему Ася на свидании «словно мертвая птица», ведь она надеется на любовь? Этот ключевой образ птицы поможет понять мысль писателя: не судьба! Ася убегает, понимая, что любовь не будет иметь продолжения. На протяжении всей повести автор подводит нас к этому через художественные детали несоответствия у Аси и у Н.Н. (главы одиннадцатая и двенадцатая):

Он                                                              Она

Веселый                                                     печальная
Любуется                                                   боится
Вошел                                                         хочет бежать
Не думал ни о чем                                     о многом думала
Ему очень хорошо                                      мысль о смерти
Смеется                                                       дает клятву.

Ася раньше героя понимает все. А герой – счастлив!
– Почему же Гагин убежден, что свадьбы не будет? (Глава четырнадцатая).

Микровывод:  Гагин видит, что Н.Н. поступает по правилам, а любовь – это не правила, не законы. Любовь – это нарушение всех правил, море звезд, буря чувств, лунный свет и лунный столб, который разбивает наш герой. Разбил – и Аси нет! А кто есть? Вспомним, после разрыва Ася не появляется, мы ее не видим. Почему? А потому, что родилась новая женщина – Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир «светлыми черными глазами», не будет «наклоняться с забавной нежностью», не будет «смеяться тихим легким смехом», не будет мечтать о полете. Да. В ней остается миловидная грация (Анна), но Аси уже не будет…

Вывод: Повесть называется «Ася» по имени главной героини, так как она не только оказалась главной, то есть лучшей, истинной по сравнению с Н.Н., но и потому, что осталась на всю жизнь неповторимой в памяти и мыслях рассказчика.

2. Главная тема повести – любовь, в основе сюжета – история любви, закончившаяся разлукой не из-за каких-то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.

3. Главную мысль, идею всего произведения Тургенев вкладывает в уста своего героя, который только после разрыва с Асей убеждается в своей любви к ней. Автор наказывает своего героя за то, что тот не узнал любовь, что сомневался в ней. В любви нельзя сомневаться, любовь нельзя откладывать на завтра.

Идея: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье».

4. Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволяют нам подойти к понятию литературного типа (обобщенного образа) «тургеневской девушки» Что же для него характерно?
– Душа, которую невозможно не полюбить.
– Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства.
– Устремленность в будущее.
– Сильный характер, готовность к самопожертвованию.
– Активность и самостоятельность в решении своей судьбы.
– Строгое отношение к жизни и предчувствие неизбежности возмездия за стремление к личному счастью.

План к сочинению на тему: «Образ «тургеневской девушки» в повести И. С. Тургенева «Ася»

1. «Тургеневская девушка» как историко-литературное понятие.
2. Образ» тургеневской девушки» в повести «Ася»:
а) Портрет героини: подвижность, изменчивость как главные черты внешнего облика; обаяние и грация.
б) Основные черты характера Аси: непосредственность, естественность; самобытность; любовь к природе; сложность, «странность» внутреннего мира героини; большие духовные запросы; стремление к самосовершенствованию, нравственный максимализм; требовательность в выборе любви, «окрыленность».
в) Образ Аси как олицетворение жизни.
г)  Драматизм судьбы «крылатой» натуры в мире «бескрылых» существ.
3. В чем привлекательность тургеневской героини для современного читателя?