Урок литературы в 8-м классе по теме "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Разделы: Литература


Цель урока: Познакомить со значением поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

  • Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст.
  • Способствовать развитию литературных способностей учащихся:
    - эмоциональной чуткости к слову;
    - образной конкретизации и образному обобщению словесных образов.
  • Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.

Оборудование: мультимедиа.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и цели урока.

Эпиграф к уроку:

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.И.Лебедев–Кумач

III. Вводное слово учеников.

Ученик 1. Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась.

Ученик 2. А многие сотни тысяч выпускников Советского Союза «окончили школьный роман». Перед вами одна из фотографий тех лет. Вглядитесь в эти лица, на них светлая грусть, предвкушение грядущей насыщенной, интересной и обязательно счастливой жизни.

Ученик 1. А позади: настоящая дружба, яркие победы, первая любовь.

Ученик 2. Последний аккорд детства и первая нота вступления во взрослую жизнь.

Ученик 1. Тогда ещё не знали вы,
Со школьных вечеров шагая,
  Что завтра будет первый день войны…

(слайд: голос Левитана о начале войны)

IV. Проверка домашнего задания.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»?

Прочитайте написанные вами синквейны.

V. Вступительное слово учителя.

Мирная жизнь советского народа была прервана вероломным нападением фашистской Германии.

Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

VI. Анализ содержания стихов и песен о Великой Отечественной войне.

А) Гимн сражающегося народа.

Частичный анализ стихотворения В.Лебедева-Кумача «Священная война»

  1. Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни «Священная война»
  2. Фронтальная беседа по содержанию стихотворения «Священная война»:
    -Какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?
    - В чём, по – вашему, патриотический пафос стихотворения?
  3. Сообщение ученика о памятнике песне «Священная война»

Б) Анализ стихотворения К.Симонова «Жди меня»

- О чём стихотворение?

- Каков, на ваш взгляд, жанр данного стихотворного произведения?

Почему именно так определили жанр стихотворения?

-Какое слово является ключевым?

В)

  1. Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни «В землянке»
  2. Анализ стихотворения А.Суркова «В землянке»
    - В чём секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне «В землянке»?
  3. Сообщение ученика о памятнике песне «В землянке»

Г) Поэт – песенник М.Исаковский

  1. Сообщение ученика кратких сведений о творческой биографии М.Исаковского.
  2. Сообщение ученика об истории создания песни «Катюша»
  3. Знаменитая, родная, и близкая миллионам людей «Катюша»

    Фронтальная беседа по материалам домашнего задания.
    - Какова фронтовая судьба песни «Катюша»?

  4. Сообщение ученика о памятнике песне «Катюша»
  5. – Каким настроением проникнута песня?
    (одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство)
  6. Великое и трагическое в песне «Враги сожгли родную хату»

Работа над содержанием стихотворения.

- Почему стихотворение можно назвать повестью?

- В чём, по – вашему, связь между стихотворением К.Симонова «Жди меня» и «Враги сожгли родную хату»?

(солдат выполнил своё обещание, слово : «Жди меня, и я вернусь…»)

Д)

  1. Индивидуальное сообщение ученика о творческой судьбе Б.Ш.Окуджавы.
  2. Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания «Песенки о пехоте»
  3. - Какой нарисовал войну в этом стихотворении Б.Окуджава?
    - Почему стихотворение можно назвать трагедией?
  4. Песня по заказу. Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания «Мы за ценой не постоим».
  5. Прослушивание песни

- Какие картины могли бы нарисовать к прослушанному?

- Какие краски при этом использовали бы?

Е) Раздумья о предстоящем и свершившемся в стихотворении Л.Ошанина «Дороги»

  1. Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни.
  2. – Почему песню называют исповедью?

- О чём она?

Ж) Песня сердца и души.

А.Фатьянов, В.Соловьёв – Седой

  1. Выступление заранее подготовленного ученика о творческой судьбе песни.
  2. – О каком периоде войны здесь идёт речь?

– Почему песню «Соловьи» называют народной?

VI. Прослушивание объявления Левитана о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

- Какие чувства, на ваш взгляд, в этот радостный момент испытывал каждый советский человек?

VII. Заключительное слово учителя.

Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей. Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство».

VIII. Итог урока

Звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли»

И озвучиваются статистические данные:

1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война.

27 миллионов жизней она унесла.

Если произвести математические расчёты, то можно представить эти страшные потери так: в среднем ежедневно погибало 19 тысяч человек, в час – 800 человек, в минуту – 13.

Презентация в архиве совместно с аудио-файлами в нее включенными.