Цель: погрузить учащихся в мир Пушкина, открыть новые факты жизненного и творческого пути, формировать коммуникативные информационные компетенции, воспитывать чувства прекрасного.
План:
- “Края Москвы, края родные…”
- 19 октября 1811 г.
- “Гроза двенадцатого года”.
- Верные друзья на всю жизнь – “первенцы” свободы…
Ход урока
“Пушкин – это наше всё”. Так Достоевский определил роль Пушкина в духовной жизни России.
“…Слово Пушкина и слава Пушкина живы сегодня, хотя почти два века разделят нас”, – сказал о Пушкине Гоголь
1. Пушкин А.С. родился 26 мая 1799 года в Москве. В то время, когда жил Пушкин, (слайд 2) столицей России был Петербург, город новый, европейский. А Москва “была сборным местом” для всего русского дворянства, которое из всех провинций съезжалось в нее на зиму. Во всех концах древней столицы гремела музыка и везде была толпа В зале Благородного собрания два раза в неделю было до 5-ти тысяч народу. Тут молодые люди знакомились между собой, улаживались свадьбы. Москва славилась невестами. Москвичи жили по-своему, забавлялись, как хотели, мало заботясь о мнении ближнего. Надменный Петербург издали смеялся и не вмешивался в затеи старушки-Москвы. Наряду с хлебосольной, патриархальной Москвой была еще и другая – просвещенная Москва. Знатные вельможи, оставив царский двор, селились в Москве и украшали ее дворцами лучших архитекторов. Москва гордилась Университетом, библиотеками. Россия училась читать и писать по-русски по книгам, издаваемым в Москве. Не сторонилась Москва и европейской культуры. На французской литературе воспитывалось не одно поколение русских дворян. Известный историограф и писатель Н.М. Карамзин (“Бедная Лиза”) основал в 1802 году журнал “ Вестник Европы”. В журнале принимали участие знаменитые поэты Г.Р. Державин и В.А. Жуковский. К образованной Москве принадлежал и дом Пушкина. Отец поэта – Сергей Львович Пушкин – потомок знатного рода. Об этом свидетельствуют летописи XII в. и фамильный герб, (слайд 3) По материнской линии Пушкин принадлежал к роду Ибрагима Ганнибала. Ибрагим – младший сын абиссинского князя – был выдан врагам во время войны с турками и жил в Константинополе. В 1706 г. посланник (русский) привез его в подарок Петру I, который окрестил Ибрагима, назвав его Абрамом Петровичем. По воле царя юноша учился за границей и стал офицером. После смерти Петра I Ганнибал был отправлен на службу в Сибирь, но в царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра I, его вернули в столицу. Ганнибал получил дворянский герб и большое поместье (усадьбу) в Псковской губернии. “Арап Петра Великого” – так назвал поэт свою неоконченную повесть, посвященную прадеду. Пушкин гордился своими предками как по отцовской линии, так и по материнской. Отец Пушкина (слайд 4) – образованный русский барин, поэт, светский человек по воспитанию. Мать поэта (слайд 5) – Надежда Осиповна Пушкина – “прекрасная креолка” (так называли ее за смуглый цвет лица) блистала на балах. Родители любили и ценили светские удовольствия – театр, карнавалы, салонные беседы. В их дом с удовольствием приходили образованнейшие люди того времени. В семье Пушкина было пятеро детей. Двое умерли в младенческом возрасте. Остались трое: старшая дочь – Ольга и два сына – Александр и Лев. Мать больше всех любила младшего – Льва. Александр рос молчаливым, замкнутым, капризным. Родители заботились о воспитании детей, дети читали книги из домашней библиотеки, где в основном была французская литература. Книги сделали свое дело. “Чтение – вот лучшее учение”, – любил говорить Пушкин. В семье помогала воспитывать детей няня – Арина Родионовна (крепостная Ганнибалов – бабушке Марии Алексеевне). (слайд 6)
2. 19 октября 1811 года. (Открытие лицея)
Петербург Петрополь. Град Петров. Так называли морской порт на севере России, в устье реки Невы. Город был основан Петром I в 1703 году. Сюда царь перенес столицу государства.
Прошло 100 лет – и на болотистых берегах Невы, на сорока ее островах вырос прекрасный город, город белых ночей, Санкт-Петербург. (cлайд 7)
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит...
Этот гимн городу и его основателю принадлежит зрелому Пушкину, а впервые Петербург поразил его воображении е в детстве.
В Царском Селе, летней резиденции императора открывался Лицей – учебное заведение для юношей благородного происхождения, “предназначенного к важным частям службы государственной” (слайд 8) (на важных государственных постах). В семье решили отдать туда учиться Александра. Брат отца (т.е. дядя Пушкина) привез племянника в столицу. Остановились в доме на набережной Мойки, рядом с Невским проспектом и улицей Большой Морской. Александр поражен был великолепием: в центре города крепость и шпиль собора, памятник Петру I – Медный всадник – вознесся как будто на гребне волны из гранита. Проспекты, дворцы, улицы, сады, каналы – все здесь устремлено к Неве, к простору, к морю. (слайд 9)
Вступительный экзамен в Лицей был назначен на август. В зале роскошного дворца министра просвещения собрались юные кандидаты в сопровождении родственников. Перед экзаменаторами А. Пушкин (слайд 10) отвечал легко и уверенно.
– Какого французского писателя ты знаешь лучше всего? – был один из вопросов.
– Вольтера! – бойко ответил Александр. Все засмеялись. Но он в свои 12 лет действительно любил и знал Вольтера. Он был готов прочесть им наизусть.
Экзамен был сдан. И в этот счастливый день нашел он друга – Ивана Пущина, друга на всю жизнь. “По сходству ли фамилий, или по чему другому, неосознанно сближающему, только я его заметил с первого взгляда”, – вспоминал Пущин. С той поры установилась и росла их дружба.
На открытие Лицея приехал царь, собрались министры, знатные гости, воспитатели. Долго говорили речи. 30 мальчиков в одинаковых синих мундирах с красными воротниками стояли в стороне. К детям обращались как к гражданам государства. “Любовь к славе и Отечеству должна быть вашим руководителем”, – говорил профессор нравственных и политических наук Куницын. Слова западали в юные сердца. Это была высокая, светлая минута. Рождалось лицейское братство, возникала “лицейская республика”.
Каждый год потом собирались лицеисты, чтобы праздновать 19 октября. А самый первый день завершился по-мальчишески весело: после торжественного обеда, сбросив парадную одежду, лицеисты играли в снежки перед Лицеем. В том году рано наступила зима. Шел к концу 1811 год.
(слайд 11, 12)
3. Приближалась “гроза 12-го года”.
Когда до Царского Села дошла весть о том, что Наполеон в Москве, лицеисты не спали по ночам, многие плакали. Гвардейские полки из Царского Села уходили на фронт, лицеисты подбегали к окнам и смотрели им вслед. Сердца бились тревожно и гордо. (Позже он об этом напишет стихотворение). В такие минуты душа открывалась для чести, для дружбы, для подвига. Первая лицейская годовщина – 19 октября 1812 года – была освещена всеобщей радостью победы:
Наполеон оставил Москву, началось бегство “великой армии”. 4. Пушкин нашел в Лицее верных друзей на всю жизнь. Иван Пущин, (слайд 13) спокойный, серьезный, даже строгий юноша. Умный добрый “Большой Жанно” – прозвали его товарищи. “Мой первый друг. Мой друг бесценный”, – писал о нем Пушкин.
Антон Дельвиг. (слайд 13) Грузный (полноватый), медлительный, ленивый, с мягким характером, добрым сердцем и острым умом. Он хорошо писал стихи, но еще лучше понимал, чувствовал красоту слова и мысли. Он с первых строк оценил гений Пушкина. “Ленивец сонный”, “Дельвиг милый”,- ласково называл его Пушкин.
Вильгельм Кюхельбекер. (слайд 13) Длинный, худой, нескладный юноша.
Его прозвище – “Кюхля”. Это был поэт-романтик, мечтатель-идеалист.
И Александр Пушкин, (слайд 14) по прозвищу “француз”, живой, веселый, озорной, порывистый в движениях и беспокойно талантливый.
Все они были разными, не похожими один на другого. Но все они были умны, благородны и одинаково понимали слова Родина, Свобода, Равенство, Братство.
В Лицее пришла слава к Пушкину. На экзамене 1815г. Пушкин читал свои “Воспоминания о Царском Селе” – стихи о величии Родины, ее сынов, ее побед. Голос звенел, сердце билось от счастья. На экзамене присутствовал знаменитый русский поэт Державин. Он с восторгом слушал юного Пушкина и сказал торжественно: “Вот кто заменит Державина”. “Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал, – вспоминал Пушкин. – Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли ... ” Были и старшие друзья: Петр Чаадаев, Николай Михайлович Карамзин, Василий Андреевич Жуковский. (слайд 15)
В 1817 году (6 лет учились в Лицее: с 1811–1817 гг.) состоялся первый выпуск Лицея. Лицей окончен. Было грустно и радостно. Грустно потому, что пришел час разлуки с друзьями.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
………………………………………..
………………………………………..
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Радостно потому, что начиналась жизнь независимого взрослого человека. Хотелось любви, славы, свободы... “Пари, как орел, но не останавливайся в полете”, – сказал Карамзин Пушкину.