Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М.Шукшина; обсуждая рассказы писателя “Мастер” и “Стенька Разин”, проследить, каких людей считает автор чудаками и что особенно ценит в них.
Оформление:
- Рассказы В.М.Шукшина “Мастер” и “Стенька Разин”
- Презентация к уроку, рассказывающая о жизни и творчестве писателя, о музее-заповеднике В.М.Шукшина
- Эпиграф к уроку
Мне хочется рассказать об этих странных
людях, пример которых учит тому, как жить
интересно.
В.М.Шукшин
Ход урока
1) Слово учителя.
Есть имена, при произнесении которых возникает чувство чего-то близкого и родного. Это необыкновенно легкое чувство мы испытываем, когда слышим о Василии Макаровиче Шукшине.
(Сообщение темы и целей урока.)
Бог дал Шукшину дар, который редко кому дает. Он умел понять и познать жизнь и умел рассказать о ней ярко, просто, с чувством юмора. Трудно складывалась судьба Шукшина и как писателя и как режиссера. А он, несмотря ни на что, писал: “Мне повезло на умных и добрых людей”.
Время неумолимо. Оно идет вперед, унося в небытие имена многих. Но Шукшин продолжает жить в своих книгах и фильмах. И пока существует на свете память, она будет сохранять прекрасные образы простых русских людей, созданных рукой великого мастера.
12) Биография В.М.Шукшина (с экскурсией по музею-заповеднику писателя).
(Слайд 4.) (Рассказывает учитель)
Только одна дорога существует на родину Василия Макаровича – Чуйский тракт – дорога жизни для Алтая.
Чуйский тракт… В горах Алтая он давно стал героем легенд и песен. В один прекрасный день по нему отправится простой деревенский парень. Звали его – Василий Шукшин…
(Слайд 5.)
Нельзя постичь до конца творческую природу Шукшина, не побывав в Сростках, не повидав Алтая, где жили родные, близкие, дорогие его сердцу люди. Дороги ведут к берегу Катуни.
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков…Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьет о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки –
Это родина Шукшина.
(Слайд 6, 7,8.)
(Далее рассказывает ученица.)
Родился Василий Макарович Шукшин 25 июля 1929 в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912–1933) был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации Мать, Мария Сергеевна (1909 – 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. Несмотря на все трудности, она дожила до глубокой старости. Сестра – Наталья Макаровна Шукшина (16 ноября 1931 – 10 июля 2005).
(Слайд 9, 10 – дом, где прошли детские и юношеские годы В.М.Шукшина.)
1943 Шукшин оканчивает 7 классов школы в селе Сростки и поступает в Бийский автомобильный техникум. Учится там два с половиной года, однако техникум не заканчивает. Вместо этого в 1945 идет работать в колхоз в селе Сростки. Но и в колхозе работает он недолго: в 1946 Шукшин покидает родное село. Работал в Калуге, во Владимире, на стройках Подмосковья. Работал разнорабочим, слесарем, учеником маляра, грузчиком…(Слайд 11.)
В 1949 году Шукшина призвали служить в Военно-Морской флот. Сначала он матрос на Балтийском флоте, потом радист на Черноморском. В 1953 году его демобилизуют с флота по состоянию здоровья, и он возвращается в село Сростки.
(Слайд 12 – Здание бывшей Сростинской школы, где учился и работал В. М. Шукшин.)
В родном селе Василий Макарович сдает экстерном экзамен на аттестат зрелости и начинает работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодежи. Некоторое время был директором этой школы.
(Далее учитель читает отрывок из статьи В. Шукшина “Монолог на лестнице”):
“Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно. (Я преподавал русский язык и литературу.) Я любил их в такие минуты. Ив глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье”.
В 1954 году Шукшин поступает на режиссерское отделение ВГИКа, заканчивает его в 1960 году (мастерская Ромма).
(Далее говорит учитель.)
Режиссер Михаил Ильич Ромм рискнул и взял ершистого парня на свой курс. И это несмотря на то, что во время собеседования Шукшин накричал на Ромма. Мастер попросил рассказать его о переживаниях Пьера Безухова при Бородине.
– А я “Войну и мир” не читал, больно книжка толстая, руки не доходят.
– Да какой же вы директор школы, вы же просто некультурный человек и режиссером быть вряд ли сможете! – возмутился Ромм.
И тут Василия понесло. Он кричал, что у директора школы голова болит не о чувствах Пьера, а об учебниках, партах и дровах на зиму, чтоб дети не померзли. А дрова еще выбей, привези, поколи, да все сам, все по грязи! Тут уж не до книжек… Вердикт Ромма был однозначен: взгляды нетрадиционные, но человек талантливый.
(Продолжает ученица.)
В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме Сергея Герасимова “Тихий Дон” (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде – изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актера.
(Слайд 14.)
Во время учебы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме Марлена Хуциева “Два Федора” и опубликовал свой первый рассказ “Двое на телеге” в журнале “Смена”. В своей дипломной работе “Из Лебяжьего сообщают” Шукшин выступил как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли.
(Слайд 15,16.)
Первая книга Шукшина – “Сельские жители” вышла в 1963 году в издательстве “Молодая гвардия”. В этом же году он начинает работать режиссером на киностудии имени Горького. Снимает по своему сценарию фильм “Живет такой парень”. Фильм вышел на экран в 1964 году и сразу же привлек внимание зрителей и критики.
В 1965-м году Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, впоследствии сценарий был переработан в роман “Я пришел дать вам волю”.
В 1969 году за заслуги в области советской кинематографии удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
(Слайд 17.)
Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Писал он от руки в толстую тетрадь и обычно по ночам.
(Слайд 18.)
В 1973–1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм “Калина красная”, получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов “Характеры”. На сцене Большого драматического театра готовилась постановка пьесы “Энергичные люди” – режиссером Товстоноговым.
(Слайд 19.)
В 1974 Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме Сергея Бондарчука.
2 октября года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съемок фильма “Они сражались за Родину”, на теплоходе “Дунай”. Первым обнаружил его близкий друг актер Георгий Бурков.(Слайд 20.)
Похоронен В.М.Шукшин в Москве на Новодевичьем кладбище.
3) Звучит песня Владимира Высоцкого “На смерть Шукшина” в исполнении автора. (Слайды 21, 22.)
4) Беседа по рассказам В.М.Шукшина “Мастер” и “Стенька Разин”.
Кто же они – герои Василия Макаровича Шукшина? Простые деревенские жители, земляки, бесхитростные и безыскусственные. Некоторые критики называли Шукшина “деревенщиком”, певцом патриархальности, ненавистником города. Но писатель задумывался не только о деревне и городе, а о всей России, о русском национальном характере. Любимый герой В.М.Шукшина – человек с особинкой, с чудинкой. Именно такими предстают пред нами герои рассказов “Мастер” и “Стенька Разин”.
– Кто герой рассказа “Мастер”?
– Семка Рысь – непревзойденный столяр, мастер своего дела. Казалось бы, его должны уважать в деревне, но все называют его именно Семкой, а не иначе. Как вы думаете, почему?
– Почему Семка пьет?
– Но вот привлекла к себе героя рассказа талицкая церковь. Чем? Подтвердите свой ответ словами текста.
– Но ведь в Чебровке была своя церковь. Почему же Семка Рысь отдает предпочтение именно талицкой церкви?
– О чем же думал Семка, глядя на талицкую церковь?
5) Особенности древнерусской архитектуры.
Знаете ли вы, что появление архитектуры как искусства на Руси связано с принятием христианства в Х веке, и учителями русских были византийские зодчие, но полного копирования византийских образцов не было никогда: почти сразу появились свои национальные формы.
Наиболее древняя из известных черт христианской русской архитектуры – многоглавие храмов. И самого начала, в отличие от византийского пологого купола, русские храмы венчаются небольшими слегка вытянутыми вверх куполами, затем купола имели формы “шеломов”, т.е. воинских шлемов. А в 16–17 веках на смену им приходят “маковки” или “луковицы”.
Плоский византийский купол символизировал восходящее солнце, русская глава с заостренным кверху “языком” подобна пламени над лампадой. В форме “шелома” пламя как бы становится более вытянутым. Форма “луковицы” – символ горящей свечи.
Купола покрывают золотым цветом тоже не случайно. Золотой цвет в христианском искусстве – это символ божественной энергии или сияния святости на земле.
6) Словарная работа. (Слайд 25.)
Архитектура – 1. Искусство проектирования и строения зданий, строений, зодчество. 2. Стиль постройки. 3. собир. Здания, сооружения.
Архитектор – специалист по архитектуре, зодчий.
Зодчество – То же, что архитектура в 1 значении.
Зодчий – То же, что архитектор.
7) Продолжение беседы по рассказу “Мастер”.
– Как в рассказе автор называет создателя талицкой церкви?
– Как вы думаете, почему ни разу Шукшин не называет мастера архитектором?
– Какое решение принимает Семка?
– К кому он обращается за помощью?
– Почему всюду он получает отказ?
– Что общего во взгляде на проблему чиновников и представителей церкви? (Все они только оценивают культурную и историческую ценность талицкой церкви. И никого не волнует духовность и красота.)
Не случайно для Шукшина и то, что герой обращается за помощью к священнику, писателю и представителю власти. Ведь все они должны отвечать за духовные ценности, доверенные им. А храм – это душа народа, опора нравственности.
– Почему рассказ называется “Мастер”? (В рассказе два мастера: Семка Рысь и неизвестный создатель талицкой церкви. Но слово стоит в единственном числе. Это говорит о единстве, слиянии душ Семки и неизвестного мастера.)
– Почему Семка перестал ходить к церкви?
– Наверняка, вы обратили внимание на то, что в рассказе упоминается еще одна церковь: Храм Покрова на Нерли. Ведь талицкая считалась поздней копией ее. Мы не имеем возможности полюбоваться талицкой церковью, но увидеть Храм Покрова на Нерли мы можем. Посмотрите на его удивительную красоту.
(Слайд 26.)
8) Беседа по рассказу “Стенька Разин”.
Герой Шукшина порой мечется, тоскует, печалится, даже бунтует именно оттого, что бывает не понят людьми, его окружающими. Сам для себя он – другой, не лучше и не хуже других, просто – другой. В свое время Шукшин выдвинул несколько неожиданную формулу: “Герой нашего времени – это всегда “дурачок” в котором наиболее выразительным образом живет его время, правда этого времени”. “Дурачок” – это и есть чудак.
Таким чудаком предстает перед нами и герой рассказа “Стенька Разин”.
“Его звали – Васека. Васека имел: двадцать четыре года от роду, один восемьдесят пять рост, большой утиный нос… и невозможный характер. Он был очень странный парень – Васека”. Таков зачин рассказа. Он дает ответ на вопрос: о ком же этот рассказ? О странном, необычном человеке, чье имя даже звучит необычно, о деревенском чудаке.
– В чем же странность, необычность героя?
– Почему Васека часто меняет место работы, но остается верен покорившей его страсти – резьбе по дереву?
– На что готов он ради своих кукол? (Может ночи не спать, трудиться за верстаком до боли в спине)
– В очередной раз Васека собирается бросить работу в кузнице, но не уходит. Почему? (Понимает, что в железе, как и в дереве, есть душа, если с ними имеет дело мастер.)
– Как воспринимают увлечение Васеки окружающие?
(Посмеиваются над ним люди, не понимают, понимает только один Захарыч.)
– Но читая рассказ, мы понимаем, что Васека действительно талантлив. В какой момент вы это поняли? (Показывает фигурку смолокура кузнецу.)
Словарная работа. (Слайд 27.)
Смолокур –1. Тот, кто занимается смолокурением. 2. Специалист в области смолокурения.
Смолокурение – 1. Получение смолы, скипидара и угля из древесины хвойных деревьев при нагревании без доступа воздуха.
– Зачитайте отрывок из рассказа со слов “ Кузнец развернул тряпку…” до слов “Это ж все-таки кукла”.
– Как бы вы ответили на вопрос кузнеца: какая польза от кукол?
– Как относился сам Васека к окружающим его людям? (“Он любил свои родные края, горы свои, Захарыча, мать…всех людей. И любовь эта жгла и мучила – просилась из груди. И не понимал Васека, что нужно сделать для людей. Чтобы успокоиться”.)
– Какого литературного героя напоминает Васека именно таким отношением к людям и ко всему живому на Земле? (Платоновского Юшку.)
– Почему рассказ называется “Стенька Разин”?
– Каким предстает перед нами Стенька Разин в работе Васеки? (Чтение отрывка со слов “Стеньку застали врасплох”.)
– Какое впечатление произвела работа на Захарыча? Почему отказывается от выпивки? Для сравнения вспомните мастера Семку Рыся. Он к конце рассказа вновь идет к пивному ларьку.
– Васека творит настоящее искусство. Он создает деревянные скульптуры редкой правдивости. Ведь он никогда не видел смолокуров, а только слышал о них. Он никогда не встречался с актрисой, а приметил ее в кинокартине. Но он угадал этих людей, угадал так верно, что вызвал восхищение кузнеца фигуркой смолокура и заставил Захарыча рыдать при виде фигурки Стеньки Разина.
9) Заключительное слово учителя.
“Есть люди, – говорил Шукшин, – в городе или селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут “чудаками”. А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят за эту их отзывчивость в радости и беде. Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы ни были, изгоняется скука…”
10) Обращение к эпиграфу. (Слайд 28.)
Мне хочется рассказать об этих странных людях,
пример которых учит тому, как жить интересно.
В.М. Шукшин
– Что же ценит в чудаках В.М.Шукшин? (Они не похожи на других, обладают доброй душой, тянутся к прекрасному и непонятны окружающим их людям.)
Вызывает у людей недоумение Семен Рысь, непревзойденный мастер, который мог бы “как сыр в масле кататься”, но не хочет он так жить – “склизко”. Смеются и жалеют люди “непутевого” и непонятного Васеку, без устали вырезающего “никому не нужные куклы”.
Герои Шукшина не выдуманы, они взяты из жизни. В них, как и во всяком человеке, намешано разного: хорошего и плохого. Но именно такие люди с чудинкой, по мнению Шукшина, учат жить интересно, жить по-настоящему.
11) Итоги урока.
12) Домашнее задание: прочитать рассказы Шукшина “Чудик” и “Микроскоп”, написать миниатюру “Чудаки в рассказах В.М.Шукшина”. (Слайд 29.)
13) Список использованной литературы:
- Шукшин В.М. Рассказы. Повести. – М.: Дрофа, 2003.
- Шолпо И.Л. Мастера и геростраты. Рассказы В.М.Шукшина в 7 классе.// Журнал “Литература в школе”, 1996, № 4. – С.128-137.
- Елшина Т.А. Диалоги о Шукшине.// Журнал “Литература в школе”, 1987, № 6. – С.61-65.
- Быстров В. “Мне бы только правду рассказать…” “Логика жизни” в рассказах В.Шукшина. // Журнал “Литература в школе”, 1987, № 6. – С.2-7.
- Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: “ВАКО”, 2003. – С.293.
- Читаем, думаем, спорим.: Кн. для самостоят. работы учащихся по лит.: 8 кл. /Авт. – сост. Г.И.Беленький, О.М. Хренова. – М.: Просвещение, 1995. – С. 221-230.
См. презентацию к уроку в приложении 1