Урок литературы в 8-м классе по теме "Тема войны в творчестве поэтов послевоенного поколения"

Разделы: Литература


Цели урока:

– познакомить учащихся со стихотворениями о Великой Отечественной войне, созданными поэтами, не участвовавшими в войне; показать, как в этих стихах раскрывается тема памяти, нравственного величия подвига русского народа, преемственности и личной ответственности каждого;

– постараться ответить на вопрос: “Почему, хотя прошло столько лет после войны, не уменьшается поток произведений о Великой Отечественной войне, почему они так тревожат душу современного читателя”?

– совершенствовать умения и навыки, необходимые учащимся для анализа лирического произведения;

– развивать мышление, память, умение анализировать ответы товарищей.

Тип урока: урок внеклассного чтения

Оборудование: выставка книг поэтов послевоенного поколения, обратившихся к военной теме; аудиозапись песен В. Высоцкого “Он не вернулся из боя” и А.Розенбаума “А может, не было войны?”

Ход урока

Слово учителя

Я думаю, что стихи Николая Майорова, Александра Межирова, Сергея Орлова, Давида Самойлова, Константина Симонова, Ярослава Смелякова, Александра Твардовского, Семена Гудзенко, Ольги Берггольц, Юлии Друниной и других поэтов, побывавших на войне и опаленных ее пламенем, сумевших по-своему рассказать о пережитом, пишущих неподдельную правду, которую невозможно выдумать, потому что их жизненный опыт позволяет им говорить так, что за их словами читатели чувствуют пролитую кровь и смерть их товарищей, остались в вашей памяти и в вашем сердце. О творчестве этих поэтов мы говорили на предыдущих уроках.

Но литература о войне – это огромный материк. Сегодня мы постараемся исследовать ту его часть, которая принадлежит поэтам послевоенного поколения, обратившимся к военной теме, и ответим на вопрос: “ Почему, хотя после окончания войны прошли десятилетия, не иссякает поток книг о минувшей войне, становятся известны все новые имена писателей и поэтов, обратившихся к этой теме?”

Мы относительно подробно знаем, что сказано о войне участниками великих событий. Менее определенны наши представления о творчестве послевоенных поколений.

1.Годы, отделяющие нас от победного дня 1945 года, – серьезный срок, равный жизни зрелого человека. За это время возмужали не только те, кто встретил войну подростком, но и родившиеся в грозное лихолетье и даже те, кому довелось увидеть свет во вторую половину шестидесятых или семидесятых годов. Разумеется, при таком возрастном раскладе мы встречаемся с самыми различными потоками восприятия военного прошлого.

Одно дело, если человек, пусть в мальчишестве, пусть совсем ребенком, но тем не менее ощутил войну на собственном опыте. Другое, если конкретное знание о ней в основном почерпнуто из рассказов взрослых, из книг и кинофильмов. Но есть нечто, позволяющее объединить самые разные представления о военном прошлом в одно.

Звучит песня А. Розенбаума “А может, не было войны?”

Тема памяти отчетливо звучит в творчестве А. Розенбаума, нашего современника, сына солдата, прошедшего войну, врача скорой помощи, знающего жизнь не понаслышке. Он очень трепетно относится к военной теме.

Это память, понимание своей зависимости от того, что была война, осознание данного обстоятельства в разряде чрезвычайных, имеющих отношение ко всему и к каждому.

Вот как пишет об этом поэт Николай Дмитриев:

В пятидесятых рождены,
Войны не знали мы, но все же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с войны.

Чтение стихотворения Ю. Полякова “Ответ фронтовику”

– Какова основная мысль стихотворения?

(Человек не отделим от того, что было до его рождения, он частица истории. Анализируя прошлое, мы хотим предупредить о нем будущее)

2.Среди поэтов послевоенных поколений, писавших о войне, многие – даже большинство – больно задеты войной. Они были если не прямыми, то косвенными ее участниками. “Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной войне, но горечь первых отступлений, страдание под гнетом оккупации, блокадный холод, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших матерей, стремительный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в холщовом мешочке на шее, – все это было суровой начальной школой нашего поколения.

Мы – дети войны, мы – зеленые, еще не окрепшие побеги на древке Знамени Победы, водруженном над рейхстагом. Мы – дети тяжелых послевоенных лет, когда наш народ поднимал еще усталыми от оружия руками фабрики и заводы из руин”,– говорил о себе и своем поколении Евгений Евтушенко. Это поколение дало нашей поэзии Владимира Соколова, Анатолия Жигулина, Глеба Горбовского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Владимира Цыбина, Андрея Вознесенского и многих других поэтов.

Некоторым из них, например Жигулину и Горбовскому, довелось самим увидеть войну, другие видели, как жил народ в тылу. Через годы они напишут пронзительные строки о пережитом.

Чтение стихотворения В. Цыбина “Мы родились от будущих вдов”

– В чем необычность судьбы того поколения, к которому принадлежит В. Цыбин?

– Как он пишет об этом в стихотворении?

Чтение стихотворения О. Шестинского “ Я жизнь свою помню с огня и печали”

– Какие строчки вы считаете наиболее выразительными?

3. “Дети и война – нет более ужасного сближенья противоположных вещей на свете”, – писал А. Твардовский. Многие стихотворения дают возможность убедиться в справедливости этих строк.

Чтение стихотворения А. Прасолова “Тревога военного лета”.

4. Думой о мужественной терпеливости России, о сокровенном молчании ее лесов и полей, о тишине, которая таит в себе знание грозных раскатов истории, проникнуты многие стихи. Среди них и великолепное стихотворение Н. Рубцова “Русский огонек”

Как предстает прошлое в этом стихотворении? (В образе одинокой старухи, потерявшей на войне всех своих близких. На первый взгляд, уже не встрепенуться, не выйти из каменного молчания убитой горем душе, но инстинктивно в силу врожденных народных качеств старуха предлагает ближнему и кров, и одежду и, конечно же, отказывается при этом от денег)

– В чем же заключается тайна русских огоньков? (Это тайна простых людей, чье душевное благородство война не смогла сломить. Об этом последние строки стихотворения)

5. В стихотворении В. Кузнецова “Ушел. Растаял снег в окне” не гремят военные залпы, но, тем не менее, трагично звучит правда о войне.

– В чем особенность композиции этого стихотворения?

– Что мешает забыть о войне?

6. Что есть Добро? Истина? Совесть? Справедливость? Сострадание? Нет, не устарели вечные вопросы и в наш век. С особой остротой ставит перед нами эти вопросы стихотворение Николая Рачкова “Воспоминание о 46 годе”. Хотя стихотворение называется “Воспоминание о 46 годе”, но мы с вами чувствуем, как оно перекликается с нынешними днями.

– Каким рисует фронтовика-инвалида стихотворение?

– Какие чувства в вас будит оно?

(Стихотворение рисует войну не только с героической, но и трагической стороны. Тяготы положения – и гордость фронтовика. Мы видим, какой дорогой ценой нам досталась победа)

7. В современной поэзии звучит сильнее мотив памяти о павших, ответственности живых перед мертвыми. Послушайте песню В. Высоцкого “Он не вернулся из боя” и стихотворение Ю. Кузнецова “Сигнал”

Поэты послевоенного поколения не только отдают дань павшим героям, но и решают для себя главный вопрос: насколько они готовы к принятию ответственности за судьбы жизни и мира.

Сегодня мы услышали замечательные стихотворения. Мне кажется, они не оставили никого равнодушными. Давайте же ответим на вопрос, который прозвучал в начале урока: “Почему не уменьшается поток произведений о Великой Отечественной войне, почему они так тревожат душу современного читателя?”

Память о Великой Отечественной войне будет священной всегда. Эта память вечна, ибо в ней величие нашей истории, мужество и доброта людей, творящих ее ради жизни на земле.

Нельзя забывать тех, кому мы обязаны жизнью и свободой, нужно быть достойными наследниками их дел и стремлений. Нет в литературе более серьезного и глубокого движения в защиту жизни, чем эти произведения. Уроки прошлого должны служить настоящему и будущему. Эстафета памяти в поэзии подхвачена у фронтовиков – бывших солдат следующим поколениями.

Домашнее задание: выучить понравившиеся стихотворения.