Цель образовательная: освоение художественного текста в единстве формы и содержания.
Цель развивающая:
- развитие речевых навыков;
- совершенствование навыков сравнительно- сопоставительного анализа;
- закрепление теоретико-литературных понятий.
Цель воспитательная: воспитание чести и достоинства через восприятие художественного текста поэмы М.Ю. Лермонтова.
Оборудование:
- на доске - иллюстрации М.В. Васнецова (сцена прощания, Калашникова с братьями, сцена гибели Кирибеевича),
- И.Я. Билибина (“Вышел я на страшный бой, на последний бой…”, “Повалился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка…”),
- портреты М.Ю. Лермонтова и В.Г. Белинского,
эпиграф:
“Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях”. (М.Ю. Лермонтов).
Проблемный вопрос: С какой целью М.Ю. Лермонтов использует традиции устного народного поэтического творчества?
I этап. Вступление.
Учитель: Сегодня урок начинаем с литературной разминки на знание текста поэмы М.Ю. Лермонтова.
Ученик (подготовленный заранее) :
1) О ком идёт речь в строках: “Словно ястреб взглянул с высоты небес / На младого голубя сизокрылого”? (Иван Грозный взглянул на Кирибеевича)
2) Как звали жену Калашникова? (Алёна Дмитриевна)
3) О чём просит Кирибеевич царя во время пира? (Отпустить в степи привольные воевать с бусурманами)
4) Кто такая Еремеевна? (Служанка в доме Калашниковых)
5) Кто и кому говорит: “Не боюся я смерти лютыя, /Не боюся я людской молвы, / А боюсь твоей немилости”? (Алёна Дмитриевна Калашникову)
6) Назовите героиню следующих строк: “Разметала кудри золотистые, / Умывается снегами рассыпчатыми, / Как красавица, глядя в зеркальце, / В небо чистое смотрит, улыбается”? (Алая заря)
7) Кому кланяется Калашников, выйдя на бой? (“Поклонился прежде царю грозному, / После белому Кремлю да святым церквам, / А потом всему народу русскому)
8) Где похоронили купца Калашникова? (“…за Москвой-рекой, / На чистом поле, поромеж трёх дорог: / Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской”. Степана Парамоновича нельзя было похоронить на кладбище, так как погибший в кулачном бою приравнивался к самоубийце)
9) Зачем царь даёт опричнику перстень и ожерелье? (Для сватовства у Алёне Дмитриевне)
10) Как Иван Грозный награждает братьев купца Калашникова? (Разрешает торговать беспошлинно)
II этап. Домашнее задание.
Учитель: Какое было задано домашнее задание?
Ученик: Подготовить устный рассказ об одном из героев поэмы и выучить один из отрывков наизусть.
Учитель: Рассказать о купце Калашникове.
Ученик: РАССКАЗ.
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации В.М. Васнецова, дети находят соответствия с лермонтовским текстом.
Учитель: С помощью какой стилевой доминанты М.Ю. Лермонтов воссоздаёт характерные для эпохи XVI века яркие, героические образы, которые действуют в обострённой ситуации, характерной для того времени?
Ученик: С помощью реализма М.Ю. Лермонтов достигает правды в изображении событий и характеров.
III этап. Новая тема урока.
Учитель: За счёт чего же М. Лермонтов достигает реализма в поэме? На этот вопрос поможет нам ответить разбор новой темы урока (зачитывается новая тема урока, эпиграф, а также проблемный вопрос).
Мини-лекция. Интерес к фольклору характерен для 30-х годов XIX века Россия переживала глубокий кризис, находясь на “перепутье”, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на “внутренние ресурсы”. Дворянская и народные культуры в России были разделены глубокой пропастью: у нас не было того среднего класса, буржуазии, который в Европе “соединял” аристократию и простонародье, обеспечивал взаимопроникновение культурных традиций и этических принципов. В 30-е годы такую роль посредника в России взяла на себя литература.
“Песня… про купца Калашникова” написана в особом жанре. В каком?
Ученик: “Песня…” написана в лиро-эпическом жанре поэмы.
Учитель: Уже в самом названии поэмы мы наблюдаем, что
М. Лермонтов стремился приблизить произведение к эпическим фольклорным сказаниям. К какому народному жанру приближается поэт?
Ученик: Поэт приближается к жанру исторической песни.
Учитель: Авторского голоса в поэме мы не слышим, кроме характеристики состояния Алёны Дмитриевны. Однако есть образы, которые играют важнейшую роль в структуре поэмы. Ребята, как вы думаете, какие это образы?
Ученик: Важную роль в структуре поэмы играют гусляры, тешащие “Песнью” “боярина и боярыню его белолицую”.
Учитель: Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оценивают персонажи “Песни…”, не лично авторские, а обобщённо- народные. Это многократно усиливает торжество “правды-матушки” в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь, стал фактом народной истории.
Итак, М. Лермонтов обращается к атрибутам песенно-былинной манеры.
Учитель объявляет работу в парах, на партах у ребят рабочие листы, выполняется первое задание (у каждой группы оно разное)
Учитель: Ребята, вам нужно найти в тексте поэмы лексические, синтаксические, художественные средства характерные для устного народного поэтического творчества.
Учащиеся работают в парах, затем зачитывают результаты наблюдений.
Учитель: Предлагаю вам задание второе: сравнить отрывки из былины
“Кострюк” и поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про … купца Калашникова”. СМОТРЕТЬ РАБОЧИЙ ЛИСТ
Учитель читает отрывок из былины, после этого любой учащийся по желанию читает наизусть сцену боя из поэмы М. Лермонтова.
Учащиеся продолжают работать в парах, сравнивая и находя общее и отличное в данных отрывках, зачитывая свои наблюдения, делая выводы.
Учитель: Теперь мы подошли к проблемному вопросу: Для чего М.Ю. Лермонтов использовал традиции устного народного поэтического творчества в поэме “Песня про… купца Калашникова”?
Ученик: Используя песенные народные традиции, М.Ю. Лермонтов достигает жизненной правды, реалистичности в изображении и главных героев, и событий XVI века, доносит до читателя идею защиты чести и достоинства человека и его семьи.
Ребята фиксируют свои выводы в рабочих листах, которые после урока сдают учителю.
Учитель: Какие вы можете назвать ключевые слова урока?
Ученики могут назвать такие ключевые слова: РЕАЛИЗМ, ПОЭМА, ПЕСНЯ, УСТНОЕ НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ…
Учитель: Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на одну из следующих тем:
1) “Настоящий герой “Песни…” Кто он? ”
2) “Почему царь Иван Васильевич казнил купца Калашникова?”