Урок литературы в 8-м классе по теме: "Жанровое и художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Разделы: Литература


Цель образовательная: освоение художественного текста в единстве формы и содержания.

Цель развивающая:

  • развитие речевых навыков;
  • совершенствование навыков сравнительно- сопоставительного анализа;
  • закрепление теоретико-литературных понятий.

Цель воспитательная: воспитание чести и достоинства через восприятие художественного текста поэмы М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:

  • на доске - иллюстрации М.В. Васнецова (сцена прощания, Калашникова с братьями, сцена гибели Кирибеевича),
  • И.Я. Билибина (“Вышел я на страшный бой, на последний бой…”, “Повалился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка…”),
  • портреты М.Ю. Лермонтова и В.Г. Белинского,

эпиграф:

“Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях”. (М.Ю. Лермонтов).

Проблемный вопрос: С какой целью М.Ю. Лермонтов использует традиции устного народного поэтического творчества?

I этап. Вступление.

Учитель: Сегодня урок начинаем с литературной разминки на знание текста поэмы М.Ю. Лермонтова.

Ученик (подготовленный заранее) :

1) О ком идёт речь в строках: “Словно ястреб взглянул с высоты небес / На младого голубя сизокрылого”? (Иван Грозный взглянул на Кирибеевича)

2) Как звали жену Калашникова? (Алёна Дмитриевна)

3) О чём просит Кирибеевич царя во время пира? (Отпустить в степи привольные воевать с бусурманами)

4) Кто такая Еремеевна? (Служанка в доме Калашниковых)

5) Кто и кому говорит: “Не боюся я смерти лютыя, /Не боюся я людской молвы, / А боюсь твоей немилости”? (Алёна Дмитриевна Калашникову)

6) Назовите героиню следующих строк: “Разметала кудри золотистые, / Умывается снегами рассыпчатыми, / Как красавица, глядя в зеркальце, / В небо чистое смотрит, улыбается”? (Алая заря)

7) Кому кланяется Калашников, выйдя на бой? (“Поклонился прежде царю грозному, / После белому Кремлю да святым церквам, / А потом всему народу русскому)

8) Где похоронили купца Калашникова? (“…за Москвой-рекой, / На чистом поле, поромеж трёх дорог: / Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской”. Степана Парамоновича нельзя было похоронить на кладбище, так как погибший в кулачном бою приравнивался к самоубийце)

9) Зачем царь даёт опричнику перстень и ожерелье? (Для сватовства у Алёне Дмитриевне)

10) Как Иван Грозный награждает братьев купца Калашникова? (Разрешает торговать беспошлинно)

II этап. Домашнее задание.

Учитель: Какое было задано домашнее задание?

Ученик: Подготовить устный рассказ об одном из героев поэмы и выучить один из отрывков наизусть.

Учитель: Рассказать о купце Калашникове.

Ученик: РАССКАЗ.

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации В.М. Васнецова, дети находят соответствия с лермонтовским текстом.

Учитель: С помощью какой стилевой доминанты М.Ю. Лермонтов воссоздаёт характерные для эпохи XVI века яркие, героические образы, которые действуют в обострённой ситуации, характерной для того времени?

Ученик: С помощью реализма М.Ю. Лермонтов достигает правды в изображении событий и характеров.

III этап. Новая тема урока.

Учитель: За счёт чего же М. Лермонтов достигает реализма в поэме? На этот вопрос поможет нам ответить разбор новой темы урока (зачитывается новая тема урока, эпиграф, а также проблемный вопрос).

Мини-лекция. Интерес к фольклору характерен для 30-х годов XIX века Россия переживала глубокий кризис, находясь на “перепутье”, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на “внутренние ресурсы”. Дворянская и народные культуры в России были разделены глубокой пропастью: у нас не было того среднего класса, буржуазии, который в Европе “соединял” аристократию и простонародье, обеспечивал взаимопроникновение культурных традиций и этических принципов. В 30-е годы такую роль посредника в России взяла на себя литература.

“Песня… про купца Калашникова” написана в особом жанре. В каком?

Ученик: “Песня…” написана в лиро-эпическом жанре поэмы.

Учитель: Уже в самом названии поэмы мы наблюдаем, что

М. Лермонтов стремился приблизить произведение к эпическим фольклорным сказаниям. К какому народному жанру приближается поэт?

Ученик: Поэт приближается к жанру исторической песни.

Учитель: Авторского голоса в поэме мы не слышим, кроме характеристики состояния Алёны Дмитриевны. Однако есть образы, которые играют важнейшую роль в структуре поэмы. Ребята, как вы думаете, какие это образы?

Ученик: Важную роль в структуре поэмы играют гусляры, тешащие “Песнью” “боярина и боярыню его белолицую”.

Учитель: Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оценивают персонажи “Песни…”, не лично авторские, а обобщённо- народные. Это многократно усиливает торжество “правды-матушки” в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь, стал фактом народной истории.

Итак, М. Лермонтов обращается к атрибутам песенно-былинной манеры.

Учитель объявляет работу в парах, на партах у ребят рабочие листы, выполняется первое задание (у каждой группы оно разное)

СМОТРЕТЬ РАБОЧИЙ ЛИСТ

Учитель: Ребята, вам нужно найти в тексте поэмы лексические, синтаксические, художественные средства характерные для устного народного поэтического творчества.

Учащиеся работают в парах, затем зачитывают результаты наблюдений.

Учитель: Предлагаю вам задание второе: сравнить отрывки из былины

“Кострюк” и поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про … купца Калашникова”. СМОТРЕТЬ РАБОЧИЙ ЛИСТ

Учитель читает отрывок из былины, после этого любой учащийся по желанию читает наизусть сцену боя из поэмы М. Лермонтова.

Учащиеся продолжают работать в парах, сравнивая и находя общее и отличное в данных отрывках, зачитывая свои наблюдения, делая выводы.

Учитель: Теперь мы подошли к проблемному вопросу: Для чего М.Ю. Лермонтов использовал традиции устного народного поэтического творчества в поэме “Песня про… купца Калашникова”?

Ученик: Используя песенные народные традиции, М.Ю. Лермонтов достигает жизненной правды, реалистичности в изображении и главных героев, и событий XVI века, доносит до читателя идею защиты чести и достоинства человека и его семьи.

Ребята фиксируют свои выводы в рабочих листах, которые после урока сдают учителю.

Учитель: Какие вы можете назвать ключевые слова урока?

Ученики могут назвать такие ключевые слова: РЕАЛИЗМ, ПОЭМА, ПЕСНЯ, УСТНОЕ НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ…

Учитель: Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на одну из следующих тем:

1) “Настоящий герой “Песни…” Кто он? ”

2) “Почему царь Иван Васильевич казнил купца Калашникова?”