Литература
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе на тему: "Сопоставительный анализ произведений М.Ю. Лермонтова "Мцыри" и Э.Л. Войнич "Овод" 2007
Обращение к русско-зарубежным параллелям, при котором сопоставляются близкие по идейно-тематическому принципу произведения, помогают найти новые возможности для глубинного понимания той или иной проблемы. Сопоставительный анализ обогащает работу над характеристиками действующих лиц, близких по своим внутренним качествам. Громкое чтение отдельных глав, чтение-сопереживание, чтение-размышление - основа основ при подготовке к уроку внеклассного чтения. Коллективное чтение важно еще и потому, что одновременно учитель дает историко-литературный комментарий, приобщая школьников к литературоведению.
-
Урок внеклассного чтения по литературе на тему "Что тебе в имени моем?" 2008
Урок внеклассного чтения по литературе на тему «Что тебе в имени моем?». Цель урока: дать сведения о татарских именах, об их значении, об обряде имянаречения; воспитание любви и уважения к татарским именам как неотъемлемой части татарского языка, истории, религии и культуры; развитие связной речи; воспитание речевой культуры.
-
Урок внеклассного чтения по литературе на тему: "Сверкающий печальным юмором серьезный Чехов" 2006
Урок внеклассного чтения "Сверкающий печальным юмором серьезный Чехов" предполагает глубокий литературный анализ рассказов "Ванька", "Спать хочется", "Тоска", дает возможность театрализовать отдельные фрагменты. Учит состраданию и сопереживанию, повышает интерес учащихся к творчеству писателя.
-
Урок внеклассного чтения по литературе по творчеству М.Твена "Марк Твен фантазирует" 2014
Цели урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством М.Твена; развивать интерес учащихся к произведениям нравственной тематики; формировать умение учащихся размышлять над нравственными качествами героев произведения; проанализировать основные идеи произведения, поступки героев и события романа; учить учащихся наблюдать за психологией человека, наделённого властью, рассуждать о милосердии как одном из лучших качеств человека, развивать в себе это качество; продолжить работу по развитию речи учащихся, сформировать представление о сценическом действии и его особенностях.
-
Урок внеклассного чтения по мифам Древней Греции (6-й класс) 2009
Предлагаемый урок внеклассного чтения поможет обобщить и систематизировать знания учащихся о мифах Древней Греции, укрепить связь литературы с историей и мировой художественной культурой. На уроке предусмотрен ряд заданий творческого характера, направленный на развитие речи учащихся.
-
Урок внеклассного чтения по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая" 2005
Урок рассчитан на учащихся 9-11 классов. Урок внеклассного чтения поднимает актуальную в наше время нравственную проблему межнациональных отношений. Основная задача урока - подвести детей к пониманию того, что не бывает плохих народов, а межнациональные конфликты основаны на ложных идеях превосходства одних людей над другими, межнациональная рознь неминуемо ведёт к насилию и жертвам. Решая воспитательную задачу, учитель совершенствует литературоведческие навыки учащихся по анализу художественного текста (определение основной мысли отрывка через подбор эпиграфа, повторение понятий положительный и отрицательный вопрос, время и пространство художественного произведения).
-
Урок внеклассного чтения по повести А.А. Лиханова "Солнечное затмение" "Обрести душу". 8–9-й класс 2012
Урок-диспут по литературе знакомит учащихся с творчеством А.А. Лиханова и повестью «Солнечное затмение». Цель урока: совершенствование навыков вдумчивого чтения, формирование навыков дискуссии, воспитание чувства любви, сострадания и уважения к ближнему.
-
Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса" для 7-го класса по теме: "Алые паруса" – сказка, которая сбывается 2006
Разработка урока внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса" для 7-го класса. При проведении урока используются широкие возможности групповой работы, театрализации, открытого свободного общения учащихся и учителя. Урок направлен на развитие познавательных интересов, устной речи, коммуникативных навыков взаимодействия.
-
Урок внеклассного чтения по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая" в 8-м классе 2012
На данном уроке перед детьми ставятся серьезные вопросы о гражданской ответственности каждого за то, что происходит вокруг него, об истинном сострадании и милосердии, т.к. в современном мире ситуация очень неспокойная: межнациональные войны, межэтническая рознь. И наша задача – подтолкнуть учащихся к размышлению об уроках истории, о культуре межчеловеческих отношений, о роли личности в истории. Повесть А.Приставкина “Ночевала тучка золотая” как никакая другая подходит для этого.
-
Урок внеклассного чтения по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая". 9-й класс 2009
Урок внеклассного чтения всегда интересен учащимся. Текст повести ребята читают с удовольствием, запоминают легко, с большим увлечением обсуждают. На этом уроке впервые заходит разговор о теме военного детства, сиротства, депортации народов. Повесть актуальна, так как учит терпимости пониманию.
-
Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". "Дорожный быт XIX в. в изображении А.С. Пушкина" 2013
Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» проводится по материалам музейной экспозиции «Домик станционного смотрителя» на станции Выра Ленинградской области. Экспонаты знакомят с дорожным бытом России XIX века. В ходе урока учащиеся ведут записи в «Дневниках путешествий и экскурсий», записывают опорную лексику, на основе которой пишут творческую работу.
-
Урок внеклассного чтения по повести Б. Лавренева "Сорок первый": "Мы дети страшных лет России…" 2005
Данная программа универсальна в использовании как спецкурс для учащихся 10,11 классов. Содержательная часть основана на обязательном минимуме содержания образования области "Филология". Принятая структура и содержание программы отвечает возрастным возможностям учащихся. Программа рассчитана на 68 часов (34 часа в год). Главной целью школьного литературного образования является углубление и расширение читательского опыта каждого ученика, непосредственное восприятие художественного текста.
-
Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "Завтра была война" 2006
Урок рассчитан на учеников 7–8-х классов и проводится с целью не только расширить их представление о творчестве Б. Васильева, но и показать, как важна проблема нравственного выбора в наше трудное время. Также целями урока является развитие литературоведческих понятий и патриотическое воспитание учащихся.
-
Урок внеклассного чтения по повести В.Распутина "Живи и помни" 2010
Образовательные цели занятия: дать представление о жизни и творчестве писателя В. Распутина; способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно-философских проблем его произведений; сопоставить проблемы изучаемого произведения с ранее изученными произведениями русской литературы XIX века.
-
Урок внеклассного чтения по повести И.Пантелеева "Чужой" "Думая о вечности…". 7-й класс 2011
Урок литературы по повести Красноярского писателя И.Пантелеева можно провести как урок внеклассного чтения в 6–8-х классах. Небольшое по объёму произведение поднимает актуальную нравственную проблему современности - проблему сиротства. Книга интересна подросткам, они живо реагируют на события повести.
-
Урок внеклассного чтения по повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат". Предупреждение писателя 2007
В общей системе литературного образования в школе немаловажную роль играют, помимо основных уроков, уроки внеклассного чтения. На них учащиеся знакомятся с произведениями, выходящими за рамки школьного учебника, что способствует расширению кругозора школьников, формированию интереса к чтению вне школьной программы. Повесть Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурат" органично вписывается в систему уроков по литературе в 8-м классе. На предыдущих уроках учащиеся знакомились с повестью И.С.Тургенева "Ася" и рассказом Л.Н.Толстого "После бала", которые по композиции одинаковы (рассказ в рассказе). Вопросы, поставленные в них близки - ответственность человека перед самим собой и окружающими. В повести Толстого сильно выражен социальный аспект - ответственность человека за всё происходящее вокруг. После изучения творчества Толстого предусмотрено изучение произведений В.Г.Короленко, герои которого верят, что человек создан для жизни, для счастья. Это продолжение вывода сделанного на уроке изучения повести "Хаджи-Мурат".
-
Урок внеклассного чтения по повести М.Ю. Лермонтова "Штосс" "Тайны души художника Лугина" 2009
Неоконченную повесть М.Ю. Лермонтова «Штосс» можно использовать на уроках внеклассного чтения до или после изучения романа «Герой нашего времени». Учащиеся говорят об одиночестве художника Лугина, не сумевшего реализовать свои творческие возможности, не нашедшего ни любви, ни счастья. Причины душевной пустоты героя повести оказываются понятны и близки подросткам ХХI века.
-
Урок внеклассного чтения по повести Н.Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо", "Добро и зло" 2013
Урок внеклассного чтения в 6-м классе поднимает вопросы добра и зла на примере повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим черное ухо». Урок представлен в виде компьютерной презентации.
-
Урок внеклассного чтения по повести Э.Г. Казакевича «Звезда». 9-й класс 2015
Урок внеклассного чтения нестандартный: литературная игра «Что? Где? Когда? Как? Почему?» Такая форма урока пробуждает интерес к чтению. Размышления о событиях прерываются фрагментами фильма, музыкальными паузами.
-
Урок внеклассного чтения по повестям Гоголя " Вечера на хуторе близ Диканьки" 2010
Цели: познакомить с содержанием повестей, выявить, что их объединяет; развивать творческое мышление.
-
Урок внеклассного чтения по повестям Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота" и "Заколдованное место" 2010
Открытый урок проводился с целью расширения и закрепления знаний учащихся о произведениях Н.В. Гоголя, развития умения ориентироваться в прочитанном, развития внимания и наблюдательности, привития интереса к чтению через знакомство с данными произведениями, рекомендованными программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
-
Урок внеклассного чтения по прозе И.А. Бунина эмигрантского периода (рассказы "Святитель", "Именины", "Скарабеи", "Музыка", "Слепой") 2009
Основной целью урока является расширение и углубление знаний о творчестве И.А. Бунина, а также воспитание любви к Родине, познание собственного «я» , постижение уникальности собственной личности.
-
Урок внеклассного чтения по произведению Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо" "Прости нас, Бим…" 2009
Данный урок представляет собой итог прочтения книги. Главная цель – пробудить чувство милосердия, любви к окружающей природе. Урок поможет задуматься о сложных взаимоотношениях человека и природы, о его главенствующей роли на Земле, об ответственности за всё живое.
-
Урок внеклассного чтения по произведению Н.Иванова "Золотистый золотой". 8-й класс 2012
Урок внеклассного чтения знакомит учащихся с новыми литературоведческими понятиями «прототип», «песня». Выводит учащихся на определение идейно-нравственной позиции автора благодаря выбранной им жанровой форме произведения. Урок посвящается матери нового мученика за Христа, воину Евгению, погибшему 23 мая 1996 года в селении Бамут в Чечне, Любови Васильевне Родионовой.
-
Урок внеклассного чтения по произведениям А.С. Пушкина на тему "Чувства добрые пробуждал…" 2009
Цели урока: углубить знания учащихся по творчеству А.С. Пушкина; закрепить умение анализировать, рассуждать, делать выводы, формулировать и доказывать свою точку зрения; пробуждать чувства долга, чести, совести, любви, ответственности за свои поступки, неприятие человеческих пороков.
-
Урок внеклассного чтения по произведениям В.Быкова "Сотников", "Обелиск" 2012
Автор приобщает учащихся к чтению по произведениям В.Быкова. Расширяет читательский интерес, воспитывает нравственность, ответственность за свои поступки.
-
Урок внеклассного чтения по рассказам "Хамелеон", "Злоумышленник", "Тоска", "Размазня". Тема: "Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова" 2013
Заранее дается список произведений для этого урока: «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Цель урока: выявление особенностей чеховского юмора: помочь учащимся увидеть, с помощью каких художественных деталей автор показывает смешное и грустное в рассказах; развитие навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения, абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей учащихся.
-
Урок внеклассного чтения по рассказам И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна" 2012
Данный материал поможет учителю-словеснику провести урок внеклассного чтения по современной литературе в 10–11-х классах, на которую, к сожалению, зачастую не хватает времени. Произведения контрастны, но их объединяет обращение к проблеме, всегда занимавшей русскую литературу – "мысли семейной".
-
Урок внеклассного чтения по рассказам Людмилы Евгеньевны Улицкой "Детство сорок девять". 7-й класс 2013
В ходе урока учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Л.Е. Улицкой и художника В.С. Любарова, который иллюстрировал рассказы писательницы. Школьники анализируют и участвуют в беседе по рассказам Л.Е. Улицкой: «Капустное чудо», «Восковая уточка» и «Дед-шептун».
-
Урок внеклассного чтения по рассказам Н.А. Лугинова "Кустук" и А.П. Чехова "Каштанка" 2008
На уроке литературы в 8-м классе учащиеся сравнивают рассказ А.П. Чехова "Каштанка" с раасказом Н.А. Лугинова "Кустук", выявляют сходства и различия при раскрытии основной темы рассказов.