Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу Ю.Яковлева "Баваклава"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Обучение литературоведческому анализу художественного текста.
  2. Развитие умения критически мыслить, проектировать свою деятельность.
  3. Воспитание нравственных качеств личности: любви к ближнему, заботы об окружающих, уважения к старости.

Используемые технологии: ИКТ, технология развития критического мышления, метод проектов.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выполненная  в программе Power  Point.

Ход урока.

Быть добрым хорошо и радостно.
Добро приносит человеку то удовлетворение,
какого не знает никогда злой, быть добрым – счастье.
Ю. Яковлев

 

1. Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем цикл уроков внеклассного чтения под общим названием «Быть добрым - счастье» и сегодня поразмышляем над рассказом Ю. Яковлева «Баваклава»: попробуем разобраться в таких нравственных качествах, как любовь к ближнему, уважение, забота об окружающих, попробуем выяснить, какую роль в вашей жизни занимают ваши родные и близкие.
Анализируя ваши сочинения «Моя семья», я пришла к выводу, что самое главное для вас – это любовь близких вам людей: «Семья – это живущие вместе, любящие друг друга люди: взрослые и дети. Человека уже при рождении встречает его семья. Справиться со всеми бедами легче с любимой и любящей тебя семьей. Мои победы и достижения радостны для всех членов семьи, и я тоже рад их успехам. Я люблю свою семью и благодарен своим родителям, бабушке и дедушке за ту любовь, которую они мне дарят ежедневно» (Вукалов Дмитрий, 13 лет).

Но в мире не все устроено так благополучно: параллельно с любящими друг друга людьми существуют и несчастные, брошенные дети, одинокие старики. Это боль нашего общества. Очень важно, несмотря ни на какие жизненные испытания, всегда оставаться человеком и нести людям свет и радость.
Какие же качества необходимо воспитывать в себе, а от каких надо избавляться?

Приложение слайд 1

Какие качества характера надо воспитывать в себе? Что мешает нам жить?
Доброта
Внимание к людям
Любовь к ближнему
Забота об окружающих
Уважение к старости
Эгоизм
Жадность
Жестокость
Равнодушие

2. Обратимся к эпиграфу и попробуем сегодня доказать, что быть добрым – это счастье.

  1. О писателе Ю. Яковлеве и его книгах. Выступление проектной группы (Приложение слайд 2-3)
  2. Беседа по рассказу Ю. Яковлева «Баваклава».

- Итак, главный герой рассказа, юный Шаров, (Почему автор так его называет? – Он уже не ребенок, но еще и не взрослый), не знает никаких материальных трудностей. Он живет в благополучной семье, в достатке. Он привык к тому, что, вернувшись из школы, его уже ждал обед, Баваклава (так он с детства называл свою бабушку) заботливо прибирала его вещи, помогала ему одеться.
Но сегодня все было иначе…Зачитаем эпизод «Возвращение юного Шарова из школы».

«Стол не был накрыт. Юного Шарова никто не ждал к обеду. Мальчик недовольно поморщился и направился в кухню. Плита была холодной. Желто – синие короны не дрожали над газовыми горелками. Чайник не урчал. На сковороде не потрескивали котлеты.

Все это не понравилось мальчику».
- Почему не понравилось?
- Он спешил во Дворец водного спорта. А Баваклавы нигде не было, хотя «на вешалке висело ее потертое пальто с серым воротником». «Юный Шаров во второй раз крепко рассердился на бабушку».
- Что же случилось? Зачитаем.

«Баваклава была дома. Она лежала на своем плюшевом диване с зелеными кисточками. Кисточек недоставало: когда Шаров еще не был юным, а был маленьким Леней, то любил отрывать кисточки от бабушкиного дивана… Баваклава лежала на спине, крепко закрыв глаза, положив руки поверх одеяла. У нее были прямые, с легкой рыжиной волосы, открытый лоб, маленький нос поднимался бугорком поднимался над лицом. На лбу и у глаз не было морщин, они только намечались, пролегли ниточками. На подбородке была впадинка.
Баваклава спала, а отец и мать безмолвно сидели рядом и терпеливо ждали ее пробуждения.
Юный Шаров потоптался на месте, потом тихо спросил:
- Заболела?
Не поднимая головы, отец ответил:
- Если б заболела! Умерла…»

- Что же делает «юный Шаров», когда узнает о смерти бабушки. Проследим, как меняется герой на протяжении всего повествования (работаем по «Трехчастному дневнику», который семиклассники составляли дома, готовясь к уроку – вопросы к учителю ребята задавали до урока, по мере чтения произведения).
По ходу данной работы составляем цепочку чувств и переживаний героя.

Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?
1. «…мальчик сидел перед телевизором и смотрел хоккей. Как все неповоротливые, мешковатые люди, он любил наблюдать за ловкостью и проворством других…. Душа юного Шарова покинула полное, облеченное в поношенную школьную форму тело и перенеслась в могучий торс нападающего …» Этот эпизод произошел после того, как мальчик узнал, что бабушка умерла. Он равнодушен: смотрит хоккей, переживает за нападающего, спокойно жует бутерброд, пока его не обрывает окрик отца. И только тогда на сердце возникает «гнетущая тяжесть».

Состояние мальчика (Приложение слайд 4)
Равнодушие («горе запаздывало») – «гнетущая тяжесть».

Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?
2. «…вспомнил, что по пути из школы поленился зайти в аптеку и взять для бабушки глазные капли». Невнимание к близким людям. Как часто мы забываем о тех, кто находится рядом!
3. «От капель его отвлекла мысль о Дворце водного спорта. Надо было разыскать чистую рубашку, а он никогда не доставал белья сам и не знал, где оно лежит….Он сунулся в один шкаф, в другой. Ничего не нашел». Несамостоятельность героя.
4. «Обычно в душ его загоняла Баваклава. Она мыла его сама. Даже когда он стал юным, приходила потереть спинку и помыть голову. С Баваклавой можно было и покапризничать и поплескаться». «Юный Шаров поймал себя на том, что раньше никогда не задумывался о Баваклаве. Она всегда была рядом, всегда старалась помочь ему, услужить. Ее имя «Баваклава» он произносил, как волшебное «Сезам. Откройся!», если что-то было нужно». Бабушки любят баловать внуков, а внуки этим часто пользуются.
Мальчик начинает осознавать, что для него значила Баваклава. Но сначала он жалеет себя, так как ничего не может сделать без бабушки.
5. «Счастливый мир отключился. Сегодня юный Шаров думал о бабушке по-иному – без практической надобности. Почему-то вспомнил, как в раннем детстве она надевала ему под шапку платочек, чтоб мех не кололся и не задувал ветер. Когда он подрос, то стал стесняться этого платочка… И еще стал обижаться, когда говорили, что он похож на бабушку». Как часто мы не ценим то, что имеем! Герой стесняется того, что похож на бабушку («Как это мальчик похож на бабушку?! Ведь если ребята узнают об этом – засмеют!» Наивность детского восприятия.

- «Юный Шаров» вспоминает, как много лет назад он с Баваклавой ездил в лес, и бабушка рассказывала ему про деревья.

Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?

6. «По дороге во Дворец водного спорта в трамвае»

«Трамвай движется медленно. Никак не может увезти юного Шарова от тревожных мыслей, от дома, где в первый и последний раз уснула бабушка, Баваклава. Надо думать о другом!»
Герой пытается отвлечь себя от тревожных мыслей, но не может.

Состояние мальчика (Приложение слайд 6)
Равнодушие («горе запаздывало») – «гнетущая тяжесть» - воспоминания о лучших минутах жизни (а связаны-то они с бабушкой!) – тревожные мысли.

Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?
7. «В деревне» «Однажды через деревню Кремену шли войска. Поднимая коричневое облако пыли, с лязгом и гуденьем двигались танки. От их тяжелого хода в буфете жалобно дребезжали стаканы. Он выбежал из дома. Танки шли совсем близко, от них тянуло жаром. Во рту стало сухо и горько: это он наглотался пыли....Возьми ведро и кружку, может, кто из них (солдат) захочет напиться. Мальчику понравилась бабушкина мысль». Под влиянием бабушки мальчик начинает понимать, что делать добро другим – это приятно. Так «юный Шаров» получил первый урок нравственности, о чем потом будет хвастаться на пионерском сборе, конечно, не упоминая о бабушке.

8. «Во Дворце водного спорта»

«Баваклава знала много разных стихов, частушек, прибауток, которые когда-то давно были в ходу».
«Юный Шаров» пытается попасть к тренеру, ждет его, но постоянно возвращается к мысли о бабушке. Сначала мальчик относился к этим прибауткам высокомерно, подсмеивался над ними, а заодно над бабушкой, хранящей всякую ерунду, но теперь от этих воспоминаний на сердце стало горько – горько.

Состояние мальчика (Приложение слайд 7)

Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?
8. «С той поры, как он стал юным, что-то изменилось в нем. Он замкнулся, ко всему относился с усмешкой. Этакий бывалый человек, прошедший огонь и воду… Баваклава не знала, как к нему подступиться. – таким он стал важным». Герой с пренебрежением относится к окружающим, считая себя взрослым и самостоятельным, но бабушка не обижалась, так как она по-настоящему любила внука и прощала ему глупые поступки.
9. «Он радовался, когда брал, получал. …Баваклава же радовалась, когда отдавала». «Он вынимал нож из ножен и вкладывал его обратно. Нюхал нож. Пробовал остроту лезвия. И, глядя на друга, юный Шаров вдруг почувствовал, что радость товарища передается ему». Второй урок нравственности, который извлекает внук: он понимает, что отдавать людям намного приятней, чем брать у них. Этот урок он тут же опробовал на практике (на День рождения Сани Ведерникова дарит ему охотничий ножик с костяной ручкой – подарок дяди из Австрийских Альп.

- «В тот вечер что-то сдвинулось в сознании юного Шарова, перешло на другой путь и покатилось, покатилось…». Но тогда мальчик не думал о бабушке. И только когда ее не стало, он «с опозданием начал смутно догадываться, что Баваклава не только кормила, будила, обстирывала его, но и делала еще незаметную, очень важную для него работу. Это открытие удивило его. Потому что до сегодняшнего дня он считал Баваклаву темной и отсталой…».

Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?
10. «Став юным, он относился к своему прошлому насмешливо, с презрением, словно не он был тем малышом, а совсем другой человек. Тот. другой, не занимал его. А Баваклава любила и того и этого Шарова.» Теперь «бабушка показалась ему человеком важным и нужным, и он вздрогнул от мысли, что придется жить без нее». Герой понимает, что «единственным человеком, который по-настоящему понимал его, была старая, смешная Баваклава».

Состояние мальчика (Приложение слайд 8)

Равнодушие («горе запаздывало») – «гнетущая тяжесть» - воспоминания о лучших минутах жизни (а связаны-то они с бабушкой!) – тревожные мысли – горько–горько на сердце - «захотелось закричать, но он задохнулся от своего отчаяния».
- Герой уходит из Дворца водного спорта, так и не искупавшись, и идет в аптеку за каплями для бабушки… Они теперь нужны не ей, а ему… Чувство вины овладело всем существом «юного Шарова». Он понял что-то очень важное для себя… Жаль только бабушку это уже не вернет...
- Расскажите историю жизни Баваклавы. Какой вы ее представляете?

«В годы войны она выходила своего маленького сына – будущего отца юного Шарова. По ладожскому льду, едва живого, вывезла его из осажденного Ленинграда, прикрывая собой от фашистских осколков и ледяного ветра. В незнакомой Костромской области работала в колхозе, а после работы еще косила сено и меняла его на молоко. На кружку молока для сына! Про нее местные говорили: «Ты, Клавдия, хоть и городская, но двужильная!» А она не была двужильная, едва волочила распухшие ноги, но шла. Шла, как солдат идет в бой».

- Баваклава – человек выносливый (чего не сделаешь для собственного ребенка!), она много пережила, но сохранила в себе все самое лучшее, что может быть у человека: доброту, отзывчивость, заботу об окружающих. Всю свою любовь, нежность   она отдает близким для нее людям. Никогда не унывает, близка к народной жизни (вспомним ее прибаутки). И пусть она не современна – не знает о тайнах Вселенной – но теперь мальчик понимает, что она была очень дорога для него. А он никогда не говорил ей об этом… Какважно успеть сказать самые главные, самые важные слова признательности любящим тебя людям, ведь может быть слишком поздно…

- Зачитаем последние строки рассказа и поразмышляем над ними.

«Она умрет, когда ее забудут, но пока хоть одно сердце помнит ее, она жива», - неожиданно подумал мальчик. Эти слова сами всплыли в памяти. Память бросила их ему, как спасательный круг. Она жива! Ее жизнь зависит от него, от его сердца.
Он должен жить не только для того, чтобы ходить в школу, гонять на коньках, смотреть по «телеку» хоккей. Он должен жить, чтобы не пропустить самого главного – заводить часы в бабушкиной комнате и хранить лоскуток полкового знамени. Он должен жить, чтобы нести людям то, чему его незаметно научила Баваклава. Жить для людей».

- Какой урок нравственности извлек мальчик, дополним таблицу.

Приложение слайд 9

Какие качества характера надо воспитывать в себе? Что мешает нам жить?
Доброта
Внимание к людям
Любовь к ближнему
Забота об окружающих
Уважение к старости
Жить для людей (альтруизм)
Эгоизм
Жадность
Жестокость
Равнодушие

Состояние мальчика (Приложение слайд 10)

Равнодушие («горе запаздывало») – «гнетущая тяжесть» - воспоминания о лучших минутах жизни (а связаны-то они с бабушкой!) – тревожные мысли – горько–горько на сердце - «захотелось закричать, но он задохнулся от своего отчаяния» - осознание, что «нужно жить, чтобы нести людям то, чему его незаметно научила Баваклава – жить для людей».

3. Выступление учащихся с творческими проектами на тему «За что я люблю и уважаю свою бабушку (прабабушку)» (Приложение слайды 11-15)

Мою бабушку  зовут Полина Александровна. Она родилась в конце тридцатых годов  в городе Пушкине. В начале войны семья бабушки оказалась в блокадном Ленинграде, поэтому она не понаслышке знает о голоде и смерти. Всю свою взрослую жизнь бабушка проработала в Бежецке, куда она переехала уже после войны. Трудилась на многих предприятиях города. Теперь она пенсионерка. Моя бабушка - самая лучшая бабушка на свете! Она любит своих внуков, балует их. Она может поиграть с нами в любую игру, может дать любой совет.  На даче у нее растут самые вкусные яблоки и дыни. Для меня бабушка  - очень близкий и родной человек. (Вукалов Дмитрий)

Моя прабабушка – ветеран войны. Недавно  ей исполнилось 93 года. В годы войны она работала на лесоповале, трудилась с утра до позднего вечера. Однажды прабабушка отморозила ноги и, превозмогая боль, все равно продолжала работать, потому что понимала, что ее труд, как и труд ее подруг, может приблизить победу. Я представляю свою прабабушку в далекие сороковые - она мне кажется настоящим героем! Вот разбомбленный фашистами поезд в городе Ржеве, кругом убитые и раненые. Я вижу мою прабабушку, которая на своих хрупких плечах (а ей тогда было всего 25 лет!) выносит из горящих вагонов раненых бойцов. Я горжусь свой милой старенькой бабушкой! И в день ее 93-летия вся наша большая семья собралась в ее доме, чтобы  еще раз сказать ей слова любви и благодарности. (Литвинов Иван)

- Посмотрите, сколько удивительных историй рассказали вы о своих родных и близких, сколько хороших слов сказали в их адрес. Каждая из ваших бабушек, прабабушек, бесспорно, заслуживает внимания и уважения. И очень хорошо, что вы знаете об этом, цените и любите их. Пусть они живут долго – долго, они по праву заслужили это!

4. Рефлексия.

Письменно закончить фразу «Я живу, чтобы…»