Урок внеклассного чтения в 6-м классе. М.М. Мокшин. "Огурцы"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством писателя-земляка М. Мокшина.
  2. Продолжить обучение работе с текстом.
  3. Воспитание у учащихся доброты, человечности, уважения старости.

Оборудование:

  1. Портрет М. Мокшина.
  2. Сборники стихов М. Мокшина.
  3. Тексты рассказа М. Мокшина “Огурцы”. (Приложение № 1).

Хвала тому, кто доброте
Честь воздает, зло укрощает!
Но люди добрые не те.
Что всех и каждого прощают.
Быть добрым, значит очищать
От сорняков родную землю
Её беречь и защищать –
Вот это сердцем я приемлю!

М. Мокшин

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством интересного человека. Его жизнь посвящена воспитанию подрастающего поколения. Школа для него - любовь, верность, призвание.

Перед вами портрет сельского учителя и поэта Михаила Михайловича Мокшина, нашего земляка.

Родился он в селе Буланиха, Зонального района, Алтайского края, где проживает и сегодня.

По профессии – учитель, а литературное творчество стало для него второй профессией.

Пишет М.М. Мокшин о своей малой родине селе Буланиха, селах Зонального и Бийского районов, о прекрасных людях, живущих рядом с нами, о красоте природы, о детских играх, поступках.

В руках у меня 3-й сборник стихов и рассказов М. Мокшина, адресованных детям, “Мы живем в селе”.

Читаю эпиграф

- Что вы скажите о человеке, который написал эти строки?

- Как вы понимаете строки эпиграфа:

Хвала тому, кто доброте
Честь воздает, зло укрощает!

- Исходя из смысла строк эпиграфа, о каких человеческих качествах мы будем говорить сегодня на уроке?

Чтение учителем рассказа М. Мокшина “Огурцы” (текст рассказа “Огурцы” перед учащимися).

- Какие чувства у вас вызвал этот рассказ.

Работа над первым абзацем рассказа

Прочитаем первый абзац рассказа.

- О чем он повествует?

- Каково отношение автора к бабушке Дуне? Посредством чего это выражено?

- Через какие языковые средства автор взывает к жалости?

- Каково значение в тексте слов:

- “одиноко и тихо”

- “домик”?

- Найдите в абзаце синонимичное выражение слову невысокая (на краю села).

- Как они характеризуют бабушку Дуню?

Иллюстрируйте первый абзац (словесное рисование).

Работа над вторым абзацем рассказа.

Чтение второго абзаца.

- Расскажите о судьбе бабушки Дуни.

- Каково лексическое значение слова “почтительность”.

- Как к ней относятся односельчане?

- Прочтите первое предложение абзаца.

- о чем оно?

- с чем у вас ассоциируется выражение “небольшая стайка школьников”.

Чтение 3 и 4 абзацев.

- Чем в рассказе является эта часть?

(нарушение покойной жизни бабы Дуни; противопоставление одинокой тихой жизни бабы Дуни и большой семьи Кожиных).

- Находим в тексте противопоставления:

Старый бревенчатый домик Просторный совхозный дом
Одиноко и тихо Полный двор мальчишек

- Каково значение слова “мальчишек” в этом абзаце,

- Какова главная кульминационная фраза этих частей рассказа. (С того дня навсегда ушли покой и тишина из этого зеленого сельского уголка).

Напоминаем учащимся принципы построения рассказа

Четвертый абзац (повествование о безобразиях Петьки Кожина).

- Докажите, что это текст - повествования (сначала – потом - а как-то)

- Как эти слова (наречия, передают напряженность в содержании текста. Поступки Петьки все безобразнее: курица - яблонька - огурцы)

- С чем ассоциируются слова курица — яблонька — огурцы в рассказе?

- Значение вопросительного предложения. Как оно характеризует Петьку
Кожина?

- Почему глагол “расправился” записан в кавычках? (Беззащитные не могут постоять за себя).

Работа над 5-м абзацем

- Как следующий абзац дополняет значение глагола “расправился” (беззащитно растянулись - завяли - сморщились)

- К какому абзацу мы рисовали словесную картину? Изменилась ли она? Чем?

Чтение 6 абзаца

- Во втором абзаце детей автор называет школьниками, а в последнем - мальчишки и девчонки. Почему?

- Что мальчишки и девчонки написали в письме Петьке Кожину?

- Согласны ли вы с выражением автора “Хулиганы, как Петька, всегда трусливы” Почему?

Заключение

- Ребята, понравился ли вам рассказ М.М. Мокшина “Огурцы”?

- Чему учит нас этот рассказ?

- Как вы определяете для себя значение выражения “Уважение старости”?

Домашнее задание

В школе работают отряды “Милосердие”. Напишите, заметки в школьную стенгазету о работе вашего отряда.