Цели:
- Познакомить учащихся с творчеством писателя-земляка М. Мокшина.
- Продолжить обучение работе с текстом.
- Воспитание у учащихся доброты, человечности, уважения старости.
Оборудование:
- Портрет М. Мокшина.
- Сборники стихов М. Мокшина.
- Тексты рассказа М. Мокшина “Огурцы”. (Приложение № 1).
Хвала тому, кто доброте
Честь воздает, зло укрощает!
Но люди добрые не те.
Что всех и каждого прощают.
Быть добрым, значит очищать
От сорняков родную землю
Её беречь и защищать –
Вот это сердцем я приемлю!
М. Мокшин
Ход урока
Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с творчеством интересного человека. Его жизнь посвящена воспитанию подрастающего поколения. Школа для него - любовь, верность, призвание.
Перед вами портрет сельского учителя и поэта Михаила Михайловича Мокшина, нашего земляка.
Родился он в селе Буланиха, Зонального района, Алтайского края, где проживает и сегодня.
По профессии – учитель, а литературное творчество стало для него второй профессией.
Пишет М.М. Мокшин о своей малой родине селе Буланиха, селах Зонального и Бийского районов, о прекрасных людях, живущих рядом с нами, о красоте природы, о детских играх, поступках.
В руках у меня 3-й сборник стихов и рассказов М. Мокшина, адресованных детям, “Мы живем в селе”.
Читаю эпиграф
- Что вы скажите о человеке, который написал эти строки?
- Как вы понимаете строки эпиграфа:
Хвала тому, кто доброте
Честь воздает, зло укрощает!
- Исходя из смысла строк эпиграфа, о каких человеческих качествах мы будем говорить сегодня на уроке?
Чтение учителем рассказа М. Мокшина “Огурцы” (текст рассказа “Огурцы” перед учащимися).
- Какие чувства у вас вызвал этот рассказ.
Работа над первым абзацем рассказа
Прочитаем первый абзац рассказа.
- О чем он повествует?
- Каково отношение автора к бабушке Дуне? Посредством чего это выражено?
- Через какие языковые средства автор взывает к жалости?
- Каково значение в тексте слов:
- “одиноко и тихо”
- “домик”?
- Найдите в абзаце синонимичное выражение слову невысокая (на краю села).
- Как они характеризуют бабушку Дуню?
Иллюстрируйте первый абзац (словесное рисование).
Работа над вторым абзацем рассказа.
Чтение второго абзаца.
- Расскажите о судьбе бабушки Дуни.
- Каково лексическое значение слова “почтительность”.
- Как к ней относятся односельчане?
- Прочтите первое предложение абзаца.
- о чем оно?
- с чем у вас ассоциируется выражение “небольшая стайка школьников”.
Чтение 3 и 4 абзацев.
- Чем в рассказе является эта часть?
(нарушение покойной жизни бабы Дуни; противопоставление одинокой тихой жизни бабы Дуни и большой семьи Кожиных).
- Находим в тексте противопоставления:
Старый бревенчатый домик Просторный совхозный дом Одиноко и тихо Полный двор мальчишек
- Каково значение слова “мальчишек” в этом абзаце,
- Какова главная кульминационная фраза этих частей рассказа. (С того дня навсегда ушли покой и тишина из этого зеленого сельского уголка).
Напоминаем учащимся принципы построения рассказа
Четвертый абзац (повествование о безобразиях Петьки Кожина).
- Докажите, что это текст - повествования (сначала – потом - а как-то)
- Как эти слова (наречия, передают напряженность в содержании текста. Поступки Петьки все безобразнее: курица - яблонька - огурцы)
- С чем ассоциируются слова курица — яблонька — огурцы в рассказе?
- Значение вопросительного предложения. Как оно
характеризует Петьку
Кожина?
- Почему глагол “расправился” записан в кавычках? (Беззащитные не могут постоять за себя).
Работа над 5-м абзацем
- Как следующий абзац дополняет значение глагола “расправился” (беззащитно растянулись - завяли - сморщились)
- К какому абзацу мы рисовали словесную картину? Изменилась ли она? Чем?
Чтение 6 абзаца
- Во втором абзаце детей автор называет школьниками, а в последнем - мальчишки и девчонки. Почему?
- Что мальчишки и девчонки написали в письме Петьке Кожину?
- Согласны ли вы с выражением автора “Хулиганы, как Петька, всегда трусливы” Почему?
Заключение
- Ребята, понравился ли вам рассказ М.М. Мокшина “Огурцы”?
- Чему учит нас этот рассказ?
- Как вы определяете для себя значение выражения “Уважение старости”?
Домашнее задание
В школе работают отряды “Милосердие”. Напишите, заметки в школьную стенгазету о работе вашего отряда.