Цели:
- Объяснить смысл названия рассказа.
- Совершенствовать умение анализировать эпический художественный текст.
- Развитие умения выражать и отстаивать свою точку зрения, а также развитие мышления, устной речи.
Оборудование:
- художественный текст (А. П. Чехов "Человек в футляре");
- читательский дневник;
- компьютер;
- проектор;
- телевизор;
- DVD-проигрыватель;
- фильм "Человек в футляре".
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель. Итак, сегодня нам предстоит разговор о произведении А. П. Чехова "Человек в футляре".
Учитель. Мы продолжаем чтение и обсуждение чеховских рассказов в рамках празднования юбилея А. П. Чехова. Вы уже познакомились с некоторыми его юмористическими рассказами, Также мы говорили и о том, что Чехов был мастером короткого рассказа. Прочитаем высказывание М.Горького о писательской манере А. П. Чехова.
Как вы его понимаете?
Обсуждение.
Учитель. Сегодня на примере рассказа "Человек в футляре" мы снова убедимся в том, что это действительно так, что каждое слово в произведениях Чехова несёт определённый смысл.
Учитель. Ребята, дома вы прочитали рассказ А. П. Чехова "Человек в футляре". Понравился ли вам этот рассказ?
Ответы учащихся.
Учитель. Как построен рассказ?
- Рассказ в рассказе. Приём обрамления.
Учитель. Кто эти запоздавшие охотники?
- Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин.
Учитель. Кто рассказывает о Беликове?
- Учитель гимназии Буркин.
Учитель. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
Учитель. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра? Обратимся к вашим читательским дневникам. Зачитывайте цитаты, давайте свою интерпретацию, делитесь чувствами и догадками.
III. Работа с читательскими дневниками (проверка домашнего задания).
"Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу".
Вывод: Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу - ключ к рассказу. Такие люди - явление нередкое.
Учитель. Что говорится о Беликове?
- Товарищ Буркина. Умер месяца два назад.
Чем он примечателен? (зачитываем цитаты из читательского дневника).
Учитель. А сейчас проведём лексическую работу: выписываем ключевые слова и выражения, характеризующие Беликова.
Тёплое пальто на вате
Зонтик в чехле
Калоши
Нож в чехольчике
Лицо "в чехле" - поднятый воротник
Часы в чехле из серой замши
Тёмные очки
Вата в ушах
Коляска с поднятым верхом
Стремление окружить себя оболочкой
Преподавал древние языки
Мысль запрятать в футляр
"Как бы чего не вышло"
Спальня точно ящик
IV. Беседа по вопросам.
Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?
- Беликов выступал на педсоветах:
":на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло:"
- Имел обыкновение ходить по квартирам - будто что-то высматривает:
"Было у него странное обыкновение - ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него "поддерживать добрые отношения с товарищами", и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью".
- Ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом.
"Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко".
Как к Беликову относятся коллеги?
- Боятся. Следовательно, подчиняются и терпят.
"Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!"
Так кто виноват в том, что Беликов терроризирует весь город?
- Те самые умные, образованные, интеллигентные люди.
Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих?
- Беликов едва не женился.
Какое участие приняли окружающие в этом событии? (пересказ эпизода)
- Все стали уверять его, что он должен жениться (пересказ эпизода).
Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко?
- Возненавидел.
"Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог.
- Не понимаю, - говорил он нам, пожимая плечами, - не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая:"
- По какой причине первого мая Беликов вышел из дома "зелёный, мрачнее тучи?"
- Карикатура, нарисованная на Беликова во множестве экземпляров.
"Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: "влюбленный антропос". Выражение схвачено, понимаете ли, удивительно. Художник, должно быть, проработал не одну ночь, так как все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии, чиновники, - все получили по экземпляру. Получил и Беликов. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление".
Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушёл с занятий?
- Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде.
"- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?
- Что же тут неприличного? - сказал я. - И пусть катаются себе на здоровье.
- Да как же можно? - крикнул он, изумляясь моему спокойствию. - Что вы говорите?!"
- Разговор Беликова с Коваленко. Беликов: "Я должен доложить:"
Какое слово находит Михаил Саввич?
- Фискал.
Чем заканчивается разговор?
- Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы.
"- Доложить? Ступай, докладывай!
Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?"
Показ отрывка из кинофильма "Человек в футляре".
Здесь "спуск с лестницы" символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения.
Чем закончилось сватовство?
- Заливчатым варенькиным "ха-ха-ха". Эта сцена его убила.
"Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом:
- Ха-ха-ха!
И этим раскатистым, заливчатым "ха-ха-ха" завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал".
Беликов в гробу. Как понять фразу: "Хоронить таких людей: большое удовольствие"? (Кощунство).
Рассуждения ребят.
Чего достиг Беликов?
- Беликов достиг того, к чему всю жизнь стремился: идеальный футляр - гроб. Лежит там, улыбаясь.
Что изменилось в жизни города?
- Ничего. Таких людей много.
Конец рассказа. Мавра уходит. Что говорит Иван Иваныч?
Читаем.
Как реагирует Буркин?
- Это из другой оперы. Спать пора.
Вывод: Буркин тоже человек в футляре. (Обратить внимание ребят на начало рассказа: "Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках".)
V. Подведение итогов.
В чём смысл названия рассказа?
Рассуждения ребят
Учитель. В финале рассказа читателю предложена мысль автора о том, насколько распространенным бывает пресловутый футляр в окружающей жизни. Приходится признать, что человеку очень трудно повлиять на границы этого самого футляра. И жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова "Человек в футляре" показывает, насколько сильной бывает пошлость, мешающая человеку мыслить и действовать так, как жаждет его душа. Но, тем не менее, такое событие в рассказе, как смерть Беликова, свидетельствует о том, что все-таки с пошлостью можно справиться. От человека только требуется небольшое усилие, способное перевернуть все вокруг. Например, в данном рассказе, для того чтобы справиться с Беликовым, над ним достаточно было посмеяться, не боясь проявить истинные чувства
VI. Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос: в чём смысл названия рассказа А. П. Чехова "Человек в футляре"?