Урок внеклассного чтения в 6-м классе по теме "Два поколения в романе А.А. Лиханова "Мой генерал"

Разделы: Литература


Цели урока:

Познавательная:

  • познакомиться с писателем-земляком А.А. Лихановым;
  • раскрыть смысл названия романа для подростков.

Воспитательная:

  • увлечь учащихся произведением, посвященным взаимоотношениям молодого поколения и поколением, прошедшим годы Великой отечественной войны;
  • прививать уважительное отношение к ветеранам, родителям и своим сверстникам;
  • привлекать учащихся к чтению художественной литературы.

Развивающая:

  • формировать способность выделять главную мысль в художественном произведении;
  • развивать виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание;
  • формировать навыки речевого общения;
  • побуждать учащихся к осмыслению проблемы взаимоотношения детей и взрослых.

Оборудование урока:

  • портрет писателя;
  • электронная презентация по теме урока;
  • выставка книг писателя.

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • фронтальная.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами, ребята, познакомимся с человеком, который родился и вырос в г. Кирове. В нашем городе происходило становление его личности, и даже сейчас, будучи взрослым человеком, он каждый раз с теплотой в душе вспоминает годы, проведенные в родном городе. Его именем названы чтения, проходящие в городе ежегодно осенью, библиотека, для которой он сделал многое. В настоящее время он возглавляет Российский Детский фонд. Я думаю, что вы знаете, о ком у нас пойдет речь на уроке. Да, это наш земляк, детский писатель Альберт Анатольевич Лиханов.

О его романе мы и будем сегодня говорить, размышлять над его героями. А произведение, которое мы с вами прочитали, готовясь к уроку, - роман для подростков “Мой генерал”.

2. Сообщение ученика о жизни и творчестве А.А. Лиханова.

(Задание было дано заранее). (Слайды 4 – 9).

А.А Лиханов родился 13 сентября 1935 года в г. Кирове. Его детство прошло в годы Великой Отечественной войны. Память ребенка чутко воспринимала особенности

времени, судьбы людей, которые были рядом с детьми. Все впечатления, связанные с этими годами, станут впоследствии живым родником, питающим его творчество.

В 1953 г. он окончил Кировскую среднюю школу №16, а в 1958 г. – отделение журналистики Уральского государственного университета им. Горького, где пишет очерки молодёжи. В г. Кирове 1959 г. выходит первая книга “ О благородной королеве, золотых зёрнах и горячих сердцах”. После этой книги А. Лиханов пробует себя в разных жанрах: очерки, рассказы, историческая повесть. Основными темами его произведений стали подростки, история Вятки.

Активно работает в журналистике. А. А. Лиханов был редактором газеты “Комсомольское племя” в г. Кирове, а также организовал писательский творческий клуб “Молодость” в г. Кирове.

Журналистская работа позвала Лиханова в Сибирь. Там же началось и литературное творчество молодого журналиста. Многие произведения А. Лиханова - это наблюдения, размышления о взаимоотношениях взрослых и подростков. Он показывает, что мир детства и отрочества – это мир со своими проблемами, вопросами, порой с гамлетовским трагизмом “быть или не быть?”

За трилогию “Семейные обстоятельства” (роман “Лабиринт”,1970, повести “Чистые камушки”,1963, и “Обман”, 1973), а также романы “Музыка” (1971) и роман для детей “Мой генерал”(1975) удостоен премии ленинского комсомола.

В 1970 году Лиханова принимают в Союз писателей. А с 1975 года он становится главным редактором журнала “Смена”. Забота о детях, подростках, оказавшихся в беде, лишенных материнского и отцовского покровительства, заставляет А.А. Лиханова возглавить Детский фонд.

В 80-90-е годы писатель пишет и публикует ещё один роман для детей – “Русские мальчики”, который также посвящает детям.

Произведения нашего земляка переведены на многие языки, по некоторым сняты фильмы.

А.А. Лиханов удостоен Государственной премии им. Н.К.Крупской, международной премии им. Януша Корчака, им. М. Горького, им Б. Полевого.

Писатель - член-корреспондент Российской Академии образования, директор научно-исследовательского института детства Российского Детского фонда.

3. Беседа по вопросам. (Слайд 10 – 17).

1. Ваши первые впечатления о романе?
2. Какие страницы романа вам понравились?
3. Каким предстал перед нами главный герой – Антон? (Рассказ ученика).

4.

“…Мы бежим по лужам к военному самолёту, который привёз наконец моего деда, я вглядываюсь и жду, как сейчас дед появится на пороге двери самолёта… Я проношусь мимо какого-то маленького старика в пальто и кепке…”

- Почему Антон при первой встрече не узнал своего деда?

5. Первое впечатление о своём дедушке:

оправдалось ли оно? Почему? (Приведите примеры из текста.)

6. Кем стал для Антона дедушка?

7. Что удивило внука в его дедушке?

8.

“Я не знаю, сколько просидел, думая про этих внуков и про себя. Надо же! Я ведь тоже генеральством гордился. Считал, что лучше других. Выходит, я тогда на этих походил. Может, только одеждой и отличался.”

Что понял Антон, когда встретился с внуками других генералов в Москве? И почему он об этом задумался?

9. Расскажите о жизни Антона – большого. Какую военную тайну боялся рассказать дед внуку?

10. Почему так переживал дед?

11.Как отнёсся мальчик к военной тайне деда?

12. Работа в группах. (Слайд 18).

Учащимся в группах дается задание: обсудить вопрос: “Какие уроки жизни Антон маленький получил у Антона большого?”, сформулировать тезисы и записать их в тетрадь.

Ребята обсуждают этот вопрос, а затем представляют свои варианты ответов.

(Возможные варианты ответов):

  • Научился быть храбрым и не бросать друга в беде.
  • Мужеству, стойкости, преданности.
  • Научился переживать.
  • Любви и уважению к любому человеку.
  • Научился быть Человеком.
  • Трудолюбию.
  • Смело смотреть трудностям в глаза.
  • Научился правильно жить.
  • Помогать людям.
  • Любить родных и близких людей.

13. Подведение итога урока.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы.

  1. Как зовут главного героя и его дедушку?
  2. Где происходят события романа?
  3. Кто родители главного героя?
  4. Каким языком занимался мальчик у старой учительницы?
  5. Где побывал мальчик вместе с дедом во время их поездки?
  6. Что ценил главный герой в дедушке?
  7. Перечислите добрые дела, которые осуществил дед.
  8. Какую военную тайну раскрыл дед внуку?
  9. Какие стороны характера раскрыл внук у деда?
  10. Можно ли сказать, что дед и внук стали друзьями. Почему?

14. Домашнее задание. (На выбор).

  1. Какую обложку вы бы придумали и создали для данного произведения?
  2. Написать о своих впечатлениях после чтения романа.

Приложение