Беседа за круглым столом
Цель урока:
- расширить литературный кругозор учащихся;
- совершенствовать навыки работы над анализом художественного текста;
- формировать умение проводить сравнительный анализ двух произведений одного автора;
- углублять понятие о композиции рассказа;
- вырабатывать умение самостоятельно составлять план характеристики героя рассказа и план сравнительной характеристики двух героев рассказа;
- совершенствовать творческие способности учащихся при составлении аннотации к рассказу, при составлении развернутого ответа на вопрос;
- закреплять навыки работы с дополнительной литературой;
- учить шестиклассников оформлять свои выводы в виде обобщающей таблицы.
Методы:
- слово учителя,
- беседа,
- самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом,
- творческая работа учащихся,
- составление обобщающей таблицы.
Оборудование:
- портрет В. Астафьева,
- выставка книг писателя,
- “Наша портретная галерея” - иллюстрации учащихся к повести.
Ход урока
I. Эпиграф:
Есть мир прекрасный вокруг, и ты, человек, в этом
мире есть сопричастный всему великому и
живому, и назначение твое на земле - творить
добро, понимать добро, утверждать добро. (В. Астафьев)
II. Вступительное слово учителя.
- Сегодняшний урок, ребята, мы проведем в виде беседы за круглым столом, то есть в процессе непринужденного общения постараемся понять, как утверждаются законы добра в повести В.Астафьева “Последний поклон”, а вернее, в тех двух рассказах из повести, с которыми мы только что познакомились. Посмотрите, ребята, на прекрасные слова писателя, взятые в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. (Читает) Это кредо, жизненный принцип Астафьева, но разве не подходят эти слова каждому из нас?
Астафьев – очень интересный писатель, и открывать его надо для себя постепенно. Он разный писатель, разный даже в пределах одной повести – “Последний поклон”, над которой он работал почти двадцать лет.
Писатель рассказывал, что рождалась она, вдруг, без спросу врывалась в жизнь, заставляя вслушиваться в голос памяти.
А начиналась эта книга с рассказов о детстве. Она родом из детства писателя. И хотя детство его было трудное, пришлось и голодать, и беспризорничать, а потом жить в детдоме, автор сумел взять во взрослую жизнь все ценное, доброе, святое, что его тогда окружало.
III. Автобиография писателя.
Как же формировался писатель?
Что повлияло на его жизненные взгляды?
Сообщение ученицы о ее работе над автобиографией писателя.
- Я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, весенние утра с хрустким ледком, подснежники…
Памятны мне и летние деревенские вечера, когда село, разморенное жарою, почти до полночи не засыпает. Пахнет оседающей пылью, куриным пером, под чугунками дотлевают угли во времянках. Матери с прутьями в руках ищут по селу ребятишек, пропавших еще утром со двора, и чаще всего находят их на берегу, и гонят, как блудных телят, домой, стегая и ругаясь.
Еще очень любил я и люблю цветы. И землю свою люблю, и не устаю удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте.
Рано потерявши мать – она утонула в Енисее, весной 1932 года, я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери - земле.
Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою. Если бы мне дано было повторить жизнь - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат. И лишь одно я просил бы у своей судьбы- оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь.
Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие- он пережил свою мать…
IV. Беседа на выявление восприятия.
- Понравился ли вам рассказ “Монах в новых штанах”?
- Какое время изображено в рассказе?
- Какие приметы этого трудного времени вы увидели в повести?
- Как бы вы ответили на вопрос, о чем рассказ “Монах в новых штанах”?
- Давайте послушаем, какие аннотации к рассказу составили ученики?
(Например, Рассказ “Монах в новых штанах”, являющийся продолжением рассказа “Конь с розовой гривой”, повествует о заветной мечте мальчика – новых штанах, о воплощении ее в жизнь, а затем о ее крушении. В произведении намечается перелом во взаимоотношениях двух приятелей-соперников - Вити и Саньки Левонтьева, показывается взросление героев. )
- Итак, кто же герои данного рассказа?
- Хорошо они вам знакомы или нет?
- Расскажите, какими вы их увидели своим внутренним взглядом, какие черты вы захотели отразить на своих рисунках?
(Представление портретов героев авторами).
V. Работа над сравнительным анализом рассказов “Конь с розовой гривой” и “Монах в новых штанах”.
1. Ребята, я просила вас, читая рассказ “Монах в новых штанах”, мысленно сопоставлять его с рассказом “Конь с розовой гривой”. Поделитесь своими наблюдениями. Что вы заметили, сходство или различие? Или и то и другое?
- Композиция: сходная.
а) Нет вступления.
(Давайте, чтобы лучше понять своеобразие повести “Последний поклон”, будем заполнять таблицу).
б) Завязкой обоих рассказов является сообщение о заветной мечте мальчика: о прянике конем с розовой гривой и о новых, специально сшитых ко дню рождения штанах.
в) В обоих рассказах очень долго герой идет к своей цели, но:
- в первом рассказе ему мешают достичь ее его собственные проступки, обман,
- а во втором – не зависящие от него причины - болезнь бабушки.
г) В каждом рассказе есть кульминация, но
- в первом - это духовное состояние мальчика, достигшее наивысшей точки раскаяния за содеянный обман,
- во втором - это его пребывание в грязевой луже, чуть не стоившее ему жизни.
д) А вот развязки в рассказах разные:
- в первом- герой приходит все-таки к своей мечте, но при этом получает нравственные уроки доброты, честности, ответственности за свои поступки на всю жизнь,
- во втором – уже сбывшаяся мечта гибнет, но герой приобретает нечто другое - дружбу.
2. Герои рассказа.
- Изменились ли герои рассказа?
- Внешне они изменились или внутренне?
а ) Витя:
- он повзрослел за год, теперь ему 8 лет
- хотя он усвоил урок: обманывать нельзя, он все же, перебирая картошку в подвале, тем самым зарабатывая себе новые штаны, слегка сокращает задание бабушки, передвигая брюкву поближе к себе. Он хоть и маленький, но умеет работать, если увлечется, то работает даже самозабвенно.
- Как рассказывает Астафьев о процессе возникновения штанов? (Как будто о возникновении поэмы или песни).
- Какие чувства охватили героя, когда он надел обновку?
- Попробуйте представить себя на месте героя рассказа. Перескажите от 1-го лица отрывок о том, как он идет по селу в новых штанах.
б) Бабушка Катерина Петровна:
- что мы узнаем о ней из первого рассказа? (Какой она была хозяйкой, как относилась к Вите, к соседям Левонтьевым, каковы ее душевные качества).
- Какие же они? (Огромная доброта, умение понять и простить, незаурядный талант воспитателя).
- А из второго рассказа?
(Мы видим, какая у нее была трудная жизнь, а она тем не менее не разучилась радоваться; узнаем об отношении к ней других людей - родных, соседей, знакомых; видим, что умеет она прощать не только близкого человека, но и чужого - Саньку).
в) Санька Левонтьев:
- Изменился ли Санька?
(Он теперь работает вместе с дедушкой Вити на заимке, помогал ему в “пашенной работе”).
- Каков теперь его характер?
(Нет, он до конца не утратил своей зависти и ревности, а также способности на подлые поступки.)
- Какие примеры?
(Прозвище. Как оно связано с названием книги?)
(Предложение бегать через лужу и опять злорадство по поводу того, что Витя попался на его удочку и пострадал).
- Способен ли он сейчас понять, что совершил ужасный поступок?
(Да, и он даже стремится его исправить).
- Что ему помогает это понять?
- Страх за себя (накажут!) или за Витю, который мог бы погибнуть в этой луже? Подтвердите текстом.
-Зачем автор вводит в рассказ образ букета ярко-красных саранок?
- Поняли ли вы, откуда эти цветы и зачем?
- А Витя понял? Прочитаем эти строки.
- Астафьев в своей автобиографии признавался в любви к цветам: бывало, заваливал избу жарками, медуницами, кукушкиными слезками, венериными башмачками.
Наверное, и Санька об этом знал, поэтому и принес ему цветы. А почему же не признался?
VI. Домашняя творческая работа.
Ответ на вопрос:
- Каковы отношения между героем рассказа и Санькой? Можно ли их назвать дружбой?
- Может быть, кто-то из вас сможет рассказать, как дальше развивались взаимоотношения между Санькой и Витей?
(Дополнение о рассказе “Фотография, на которой меня нет”).
VII. Индивидуальная творческая работа.
План сравнительной характеристики Вити и Саньки.
I. Мальчики - соседи, живущие в небольшой сибирской деревне.
II. Очень разные семьи героев:
- Витя остался сиротой;
- Бабушка и дедушка Вити - честные, добрые и трудолюбивые люди, их влияние на мальчика;
- Санька - беспризорник при живых родителях;
- Уклад жизни семьи Левонтьевых.
III. Характеры ребят:
- доверчивость Вити;
- вредность и злость Саньки;
- друзья или враги?
IV. Как изменились характеры мальчишек с возрастом?
VIII. Наблюдения над языком рассказа.
- Прочитайте материалы словарика диалектизмов, которыми вы дополнили предыдущие наблюдения.
- Верен ли автор своему стилю?
Составление обобщающей таблицы.
“Конь с розовой гривой” | “Монах в новых штанах” | ||
1. Композиция | Нет вступления Хронология иногда нарушается : автор пускается в воспоминания Часто встречаются лирические отступления Завязка - высказывается заветная мечта героя Развитие действия - преодоление трудностей на пути к мечте Кульминация: |
||
Внутреннее состояние героя, муки совести | Угроза физическому существованию, опасность для жизни | ||
Развязка | |||
Нравственные уроки | Зарождение дружбы | ||
2. Герои | |||
3. Язык |
X. Итоги урока.
- Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами, надеюсь, увидели главное в творчестве Астафьева: каждый человек неповторим на земле, и ему назначено природой иметь свой характер, но характер развивается не сам по себе, а под влиянием многих факторов, и прежде всего, под влиянием добрых людей.
А добрых людей, по убеждению писателя, было, есть и будет всегда больше, чем плохих и злых.
Д/з. К следующему уроку внеклассного чтения - повесть А. Лиханова “Последние холода”.