Цель: Привлечение внимания учащихся к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Заинтересовать учащихся современной прозой.
- Продолжить совершенствование навыков исследовательской работы по тексту.
- Учить принимать людей такими, какие они есть; дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.
- Развивать коммуникативную сторону речи учащихся.
- Воспитание гуманного отношения к людям.
Оборудование: плакаты с цитатами, книжная выставка из книг Айвена Саутолла, тезисы определения толерантность, компьютер, проектор с экраном, презентации к уроку.
Ход
Организация урока.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята, я рада встрече с вами. Совсем недавно наш город Мурманск отмечал знаменательную дату "67 лет со дня разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье", и ребята нашей школы готовили презентации.
Сейчас вашему вниманию будет представлена одна из них. (Презентация1.ppt).
- Во время войны жёны, невесты ждали своих защитников. Немногие вернулись домой, когда они возвращались, их встречали с радостью и принимали таких, какими их сделала война. Многие пришли с войны без рук, без ног, полуслепыми. Но их любили.
- Сейчас другое время, нет войны в России, но по неизвестной причине рождаются дети не такие, как все, и их воспринимают, почему-то не так.
- Тема сегодняшнего урока "Не позволяй никому мешать тебе стать тем, кем ты хочешь" по произведению Айвена Саутолла "Пусть шарик летит". (Презентация2.ppt).
- Книга Айвена Саутолла "Пусть шарик летит" поможет нам разобраться, какое положение занимают такие дети в обществе, и как они себя ощущают в нём. Эта книга о самом важном в развитии любого человека: как самому обрести свободу и ответственность и как помочь другому стать свободным и ответственным. (1 слайд)
- Сегодня наш разговор посвящён толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека.
- Посмотрите на доску, и вы увидите, составляющие слова толерантность.
На доске составляющие определения толерантности:
- сотрудничество и партнерство
- готовность мириться с чужим мнением
- уважение человеческого достоинства
- уважение прав других принятие другого таким, какой он есть
- способность поставить себя на место другого
- уважение права быть иным
- признание многообразия
- признание равенства других
- терпимость к чужим мнениям, вере и поведению
- отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
- Что вы понимаете под словом терпимость? (Терпимость - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.)
-Как поступает терпимый человек? (Высказывания учащихся.)
- Почему нужно быть терпимыми? (Ответы учащихся.)
III. Работа над текстом в группах.
-Терпимы ли по отношению к Джону герои книги? Мы это выясним. Проанализируем поведение героев книги Айвена Саутолла "Пусть шарик летит". (Делим учащихся на группы.)
Группа обсуждает тему "Отношение родителей к Джону". (2 слайд)
- Кто оберегает в этом мире вас от разных невзгод? (Родители.)
- Вспомните главного героя книги Джона Клемента Самнера, кто рядом с ним всегда? (Чаще всего мама.)
- Какие отношения у Джона с мамой? Приведите примеры из повести.
- Почему мама и папа его очень трепетно оберегают ребёнка? (Джон не такой, как все. Руки у него не слушаются, бегать он не может, кататься на велосипеде тоже.)
- Как можно назвать такое отношение родителей к Джону? (Гиперопека.)
- Найдите толкование этого слова. (Гиперопека - [греч. hyper - над, сверх] - стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают и контролируют.)
- Проявляют ли родители Джона терпение? (Нет, они решают всё за него сами.)
- Нравится ли мальчику чрезмерная защита со стороны родителей? Почему?
- Может ли в такой ситуации ребёнок развиваться, как все другие дети?
- Что мешает его развитию?
Вывод: герой лишен свободы, его постоянно контролируют.
Группа обсуждает тему "Отношения со сверстниками". (2слайд)
-Книга состоит из небольших рассказов и чем дальше читаешь, становится понятно, что такому ребёнку, как Джон хочется быть, как все дети: самостоятельно гулять, общаться со сверстниками, лазить по деревьям.
- Чего лишён мальчик? (Свободы.) Кем? (Родителями.)
- Однажды Джон остаётся дома один. Чем он занимается?
- Любит ли подросток свой дом? Что именно его раздражает в доме? Приведите примеры из текста.
- На что решается Джон, когда родителей нет дома? (Он идёт на улицу.)
- Как реагируют сверстники на появление мальчика на улице?
а) Мейми (3 слайд)
- Чьи слова стоят за внутренней речью Мейми? (Слова родителей.)
- Правы ли родители здоровых детей, которые ограждают их от "не таких"? Почему? (Ответы детей.)
б) Сверстник Джона - Гарри.
- Замечает ли сверстник Джона? Почему?
в) Что думает Джон по поводу мальчика Сисси?
- Как ведёт себя Сисси по отношению к Джону? ("пристаёт")
Вывод:
- Общаются ли сверстники с Джоном? Как это происходит?
- Нужен ли окружающим ребёнок "не такой как все"?
- В чём ущемлён Джон со стороны подростков и их родителей?
Вывод: герой отстранен от общения. Это унижает его человеческое достоинство.
Группа обсуждает тему "Победа над собой".(4 слайд)
- Ребята, если вас постоянно ограничивать, контролировать, что будет происходить у вас в душе? (Бунт, поиск разрешения ситуации.)
- Что делать, когда ты не такой как все? (Выразительно читает наизусть подготовленный ученик.)
- На что похожи мысли мальчика? (На лопнувший шарик.)
- Джон находит выход из сложившейся ситуации и лезет на дерево. Зачем он совершает это поступок? (Чтобы преодолеть свой недуг, победить самого себя, свои непослушные ноги, дрожь, обратить на себя внимание.)
- О чём мечтает Джон? (Выразительно читает наизусть подготовленный ученик.)
- Как родители отреагировали на поступок подростка? (Ответы учащихся.)
- Хочет ли мальчик войти в этот грубый и жестокий мир? ("Больше всего на свете".)
Вывод: Джон совершает самостоятельный поступок, преодолевая свой недуг.
IV. Исследовательское задание (работа в парах). (5 слайд)
- Сделайте предположение, что имел в виду прохожий, говоря: "Не позволяй никому мешать тебе стать тем, кем ты хочешь. Все в тебе самом. Шарик еще не шарик, пока не перерезали веревку, и он не полетел".
-Обсуждение результатов исследовательского задания (Джон Клемент Самнер не?может бегать, прыгать, лазить по?деревьям. У?него теплый уютный дом, любящие внимательные родители. Вся жизнь матери подчинена заботам о?сыне. В?своих мечтах Джон?- самый "крутой" мальчишка в?городе: лихач-велосипедист или отчаянный драчун, но?ему многое нельзя, почти все опасно. Его звездный час наступил только однажды, когда сумел остаться дома один. И?тогда он?решил сделать нечто, что не?только "нельзя", но?и?немыслимо,- залезть на?огромное дерево. Айвен Саутолл показывает, пока ты привязан, как шарик на ниточке, ты еще не самостоятелен.)
V. Подведение итогов урока.
- В чём символичность названия книги "Пусть шарик летит"? (Ответы учащихся.)
Комментирование оценок учащихся.
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на тему: "Как самому обрести свободу и ответственность и как помочь другому стать свободным и ответственным?"