Урок внеклассного чтения в 8-м классе "Не позволяй никому мешать тебе стать тем, кем ты хочешь" по произведению Айвена Саутолла "Пусть шарик летит"

Разделы: Литература


Цель: Привлечение внимания учащихся к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • Заинтересовать учащихся современной прозой.
  • Продолжить совершенствование навыков исследовательской работы по тексту.
  • Учить принимать людей такими, какие они есть; дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности.
  • Развивать коммуникативную сторону речи учащихся.
  • Воспитание гуманного отношения к людям.

Оборудование: плакаты с цитатами, книжная выставка из книг Айвена Саутолла, тезисы определения толерантность, компьютер, проектор с экраном, презентации к уроку.

Ход

Организация урока.

Сообщение темы и цели урока

Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята, я рада встрече с вами. Совсем недавно наш город Мурманск отмечал знаменательную дату "67 лет со дня разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье", и ребята нашей школы готовили презентации.

Сейчас вашему вниманию будет представлена одна из них. (Презентация1.ppt).

- Во время войны жёны, невесты ждали своих защитников. Немногие вернулись домой, когда они возвращались, их встречали с радостью и принимали таких, какими их сделала война. Многие пришли с войны без рук, без ног, полуслепыми. Но их любили.

- Сейчас другое время, нет войны в России, но по неизвестной причине рождаются дети не такие, как все, и их воспринимают, почему-то не так.

- Тема сегодняшнего урока "Не позволяй никому мешать тебе стать тем, кем ты хочешь" по произведению Айвена Саутолла "Пусть шарик летит". (Презентация2.ppt).

- Книга Айвена Саутолла "Пусть шарик летит" поможет нам разобраться, какое положение занимают такие дети в обществе, и как они себя ощущают в нём. Эта книга о самом важном в развитии любого человека: как самому обрести свободу и ответственность и как помочь другому стать свободным и ответственным. (1 слайд)

- Сегодня наш разговор посвящён толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека.

- Посмотрите на доску, и вы увидите, составляющие слова толерантность.

На доске составляющие определения толерантности:

  • сотрудничество и партнерство
  • готовность мириться с чужим мнением
  • уважение человеческого достоинства
  • уважение прав других принятие другого таким, какой он есть
  • способность поставить себя на место другого
  • уважение права быть иным
  • признание многообразия
  • признание равенства других
  • терпимость к чужим мнениям, вере и поведению
  • отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

- Что вы понимаете под словом терпимость? (Терпимость - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.)

-Как поступает терпимый человек? (Высказывания учащихся.)

- Почему нужно быть терпимыми? (Ответы учащихся.)

III. Работа над текстом в группах.

-Терпимы ли по отношению к Джону герои книги? Мы это выясним. Проанализируем поведение героев книги Айвена Саутолла "Пусть шарик летит". (Делим учащихся на группы.)

Группа обсуждает тему "Отношение родителей к Джону". (2 слайд)

- Кто оберегает в этом мире вас от разных невзгод? (Родители.)

- Вспомните главного героя книги Джона Клемента Самнера, кто рядом с ним всегда? (Чаще всего мама.)

- Какие отношения у Джона с мамой? Приведите примеры из повести.

- Почему мама и папа его очень трепетно оберегают ребёнка? (Джон не такой, как все. Руки у него не слушаются, бегать он не может, кататься на велосипеде тоже.)

- Как можно назвать такое отношение родителей к Джону? (Гиперопека.)

- Найдите толкование этого слова. (Гиперопека - [греч. hyper - над, сверх] - стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают и контролируют.)

- Проявляют ли родители Джона терпение? (Нет, они решают всё за него сами.)

- Нравится ли мальчику чрезмерная защита со стороны родителей? Почему?

- Может ли в такой ситуации ребёнок развиваться, как все другие дети?

- Что мешает его развитию?

Вывод: герой лишен свободы, его постоянно контролируют.

Группа обсуждает тему "Отношения со сверстниками". (2слайд)

-Книга состоит из небольших рассказов и чем дальше читаешь, становится понятно, что такому ребёнку, как Джон хочется быть, как все дети: самостоятельно гулять, общаться со сверстниками, лазить по деревьям.

- Чего лишён мальчик? (Свободы.) Кем? (Родителями.)

- Однажды Джон остаётся дома один. Чем он занимается?

- Любит ли подросток свой дом? Что именно его раздражает в доме? Приведите примеры из текста.

- На что решается Джон, когда родителей нет дома? (Он идёт на улицу.)

- Как реагируют сверстники на появление мальчика на улице?

а) Мейми (3 слайд)

- Чьи слова стоят за внутренней речью Мейми? (Слова родителей.)

- Правы ли родители здоровых детей, которые ограждают их от "не таких"? Почему? (Ответы детей.)

б) Сверстник Джона - Гарри.

- Замечает ли сверстник Джона? Почему?

в) Что думает Джон по поводу мальчика Сисси?

- Как ведёт себя Сисси по отношению к Джону? ("пристаёт")

Вывод:

- Общаются ли сверстники с Джоном? Как это происходит?

- Нужен ли окружающим ребёнок "не такой как все"?

- В чём ущемлён Джон со стороны подростков и их родителей?

Вывод: герой отстранен от общения. Это унижает его человеческое достоинство.

Группа обсуждает тему "Победа над собой".(4 слайд)

- Ребята, если вас постоянно ограничивать, контролировать, что будет происходить у вас в душе? (Бунт, поиск разрешения ситуации.)

- Что делать, когда ты не такой как все? (Выразительно читает наизусть подготовленный ученик.)

- На что похожи мысли мальчика? (На лопнувший шарик.)

- Джон находит выход из сложившейся ситуации и лезет на дерево. Зачем он совершает это поступок? (Чтобы преодолеть свой недуг, победить самого себя, свои непослушные ноги, дрожь, обратить на себя внимание.)

- О чём мечтает Джон? (Выразительно читает наизусть подготовленный ученик.)

- Как родители отреагировали на поступок подростка? (Ответы учащихся.)

- Хочет ли мальчик войти в этот грубый и жестокий мир? ("Больше всего на свете".)

Вывод: Джон совершает самостоятельный поступок, преодолевая свой недуг.

IV. Исследовательское задание (работа в парах). (5 слайд)

- Сделайте предположение, что имел в виду прохожий, говоря: "Не позволяй никому мешать тебе стать тем, кем ты хочешь. Все в тебе самом. Шарик еще не шарик, пока не перерезали веревку, и он не полетел".

-Обсуждение результатов исследовательского задания (Джон Клемент Самнер не?может бегать, прыгать, лазить по?деревьям. У?него теплый уютный дом, любящие внимательные родители. Вся жизнь матери подчинена заботам о?сыне. В?своих мечтах Джон?- самый "крутой" мальчишка в?городе: лихач-велосипедист или отчаянный драчун, но?ему многое нельзя, почти все опасно. Его звездный час наступил только однажды, когда сумел остаться дома один. И?тогда он?решил сделать нечто, что не?только "нельзя", но?и?немыслимо,- залезть на?огромное дерево. Айвен Саутолл показывает, пока ты привязан, как шарик на ниточке, ты еще не самостоятелен.)

V. Подведение итогов урока.

- В чём символичность названия книги "Пусть шарик летит"? (Ответы учащихся.)

Комментирование оценок учащихся.

VI. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему: "Как самому обрести свободу и ответственность и как помочь другому стать свободным и ответственным?"