Цели:
- дать учащимся представление об особенностях романтизма как художественного метода;
- учить выделять и анализировать изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, символы);
- развивать устную речь учащихся, способность высказывать собственное мнение.
Оборудование: музыкальный фрагмент из оперы “Доктор Айболит”.
Мультимедиа со слайдами:
- портрет А.Грина;
- графические изображения Ассоль и Грэя;
- цитаты “Благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.”(А.Грин) “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственно.”(Платон);
- карта Гринландии
Фрагмент из к/ф “Алые паруса”.
Предварительная работа:
- дать толкование слова феерия;
- выразительное чтение (стихотворение, предсказание Эгля, эпизод “Ассоль и алые парус”).
Ход урока
Учитель: Приветствие. Звучит музыкальный фрагмент из оперы “Доктор Айболит”.
Тема урока, ребята, – “Алые паруса мечты” – урок внеклассного чтения. Ребята, наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения неизвестного студента.
Ученица:
Мне встречи с ним судьба не подарила,
И лишь недавно поздние цветы
Я положил на узкую могилу
Прославленного рыцаря мечты.
Но с детских лет, с тех пор, когда
Я в мир чудес, им созданных, проник,
Идут со мною рядом, как живые,
Веселые герои его книг.
Идут они в равнинах Зурбагана,
Где молодая щедрая земля
Распахнута ветрам и ураганам
Как палуба большого корабля.
Учитель: Автор этих строк неизвестен, но он был восхищен творчеством А.Грина и написал эти незатейливые строки. Вы запомнили, как называет А.Грина юноша?
Ученица: Рыцарем мечты.
Учитель:А как вы его себе представляете?
Ученики: (ответы).
Учитель: А, может быть так: худой юноша с яркими глазами, устремленными вдаль, а не на родную Вятку. Куда уплывает он из родного края? О чем он мечтает? Кто сшил алые паруса?
Ученик 1:
- алые паруса для кинокартины под таким же названием были сшиты в мастерских Одесской киностудии;
- в самой книге говорится,что паруса из алого шелка сшили матросы, усевшись по-турецки на палубе бригантины “Секрет”;
- само понятие “алые паруса” появилось благодаря Александру Степановичу Гриневскому, именно так звали писателя А.Грина в жизни.
Ученик 2: Биография.
Учитель: Почему такая необычная фамилия?
Ученик 3: Этому есть несколько причин:
- в начале ХХ века в России была мода – все иностранное казалось лучше отечественного;
- о городах Гель-Гью,Зурбаган и Лисс, о героях с именами Ассоль, Эгль и Летика, так думали читатели, будет писать литератор с иностранным именем;
- Грин был революционером.Чтобы полиция не узнала и о его литературной деятельности, сам А.Гриневский придумал себе псевдоним;
- придумал царство всеобщего счастья на страницах своих произведений;
- “картины” Гражданской войны отличались от его представлений о мире чистоты и справедливости;
- приговор бывшего семинариста Иосифа Джугашвили, бывшего революционера Коба, а теперь вождя всех людей и народов всесильного товарища Сталина: “Нам такие мечтатели не нужны!”
Учитель: Да. Он не стал капитаном. Но больше всего на свете он дорожил капитанской фу-ражкой. А на капитанском мостике оказались его герои. Море осталось для А.Грина прекрасной, недостижимой мечтой. Не то неласковое море Одессы, в котором он побывал, а светлое море, которое покоряют чистые сердцем люди. Мечта сбылась: силой своей могучей фантазии А.Грин создал такое море.Он придумал красивую страну Гринландию, придумал такие города, как Зурбаган, Гель-Гью, Лисс, Каперна, придумал благородных людей, которых так и не встретил в России.
Не ищите на картах эти города, не стройте догадок о странах и морях, где разворачиваются действия гриновских приключений.
Но обязательно побывайте в этих городах!
В каком из этих городов Гринландии мы побываем сегодня? В каком городе разворачивают-ся события повести “Алые паруса”?
Ученики: Каперна.
Учитель: Что это за город? Опишите жителей этого города.
Ученики: Злые, грубые, жестокие люди.Они могут соврать. Их раздражает необычность Лон-грена и Ассоль, которые мечтают и верят в чудо.
Учитель: Да, герои верят в чудо, добро, этим они напоминают нам сказочных героев. Повесть фантастична, красочна, язык повести яркий, живой. Поэтому, наверное, А.Грин назвал повесть-сказку феерией. Что значит феерия?
Ученики: Феерия – (от слова фея – волшебница) – волшебное, сказочное зрелище с роскош-ными декорациями, костюмами.
Учитель: Итак, жители Каперны – злые, грубые люди – с одной стороны, а Лонгрен и Ассоль – добрые, верящие в чудо – с другой. В чем причина непонимания, конфликта между Ассоль, Лонгреном и жителями Каперны?
Ученики: Их не понимают и не принимают грубые, злые жители Каперны. Ассоль и Лонгрен понимают, что мир устроен неправильно, и они не принимают такой мир. Они создают свой мир (мир фантазий) и живут в нем, пытаются вырваться из настоящего.
Учитель: Что удивило вас в начале повести? Как и где разворачиваются события?
Ученики: -печальное начало, смерть матери Ассоль из-за черствости и непорядочности Меннорса;
- имена героев;
- название деревушки;
- события разворачиваются на берегу моря.
Учитель: А что такое море для А.Грина?
Ученики:
- море – это мечта,
- море – это свобода, простор;
- море – это стихия, приключения, романтика.
Учитель: Да, это романтическое произведение. Море – это простор. А на голубых волнах моря качается белый парусник с алыми парусами. Чем они для вас стали?
Ученики: Символом любви, надежды, мечты. Символом прекрасного на земле.
Учитель: Так о чем же эта повесть?
Ученики: О любви, мечте, о зле и равнодушии, об умении видеть красивое.
Учитель: Да, верно, ребята. Это повесть о любви Ассоль и Грэя. Как нас автор знакомит с героями? Какова композиция повести?
Ученики: Рассказ о жизни Ассоль ведется параллельно жизнеописанию Грэя.
Учитель: Почему автор именно так строит повествование?
Ученики: Ассоль и Грэй не случайно встретились.
Учитель: Что мы узнали о героях?
Ученики:
Ассоль | Грэй |
Семья | |
Росла без матери. Лонгрен сам все делал для девочки. | Отец и мать были надменные невольники своего положения. |
Одиночество в детстве | |
Росла без подруг, играя, дети гнали Ассоль. | Отец удалил из замка всех |
Любовь в семье | |
Отец любил Ассоль, учил ее любить. | Мать Грэя, Лилиан Грэй, оставаясь с мальчиком наедине, делалась просто мамой. |
Мечта | |
Отец рассказывал о море, о кладах, в девочке расцвела сказка Эгля.(чтение сказки Эгля) | Картина о море в кабинете , мечта об “огромном море”. |
Необычные герои.
Какими они выросли?
Живое стихотворение со всеми чудесами
его созвучий и образов, с тайной соседства слов – ребенок. Разговаривает с деревьями, как с друзями. |
Летика: - Дельный, но непохожий. Потерял все, кроме своей мечты. - распятие Христа |
Учитель: У героев много общего. Что же ведет их друг к другу?
Ученики: Мечта, они могут мечтать, верят в мечту.
Учитель:
А как встретились герои? (текст, гл.Ш)
Почему Грэй надевает на палец Ассоль кольцо?
Почему расспрашивает о ней в Каперне?
Зачем покупает дорогой атлас на паруса?
С какой целью нанимает музыкантов?
Ученики: Грэй встретил родственную душу, полюбил ее и решил воплотить ее мечту.
Учитель: Как сам Грэй объясняет “прекрасное – несбыточное”, которое сбывается?
Ученики: (эпиграф урока).“Благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими куками.”(А.Грин).
Учитель: Но ведь не каждый способен оснастить корабль алыми парусами. Какой ответ дает Грэй?
Ученики: “Есть на свете не меньшие чудеса: улыбка, веселье,прощение и вовремя сказанное, нужное слоао.” Мы должны думать о других, потому что это приносит счастье и радость самому себе и окружающим.
Учитель: Итак, наши герои встречаются.
(Фрагмент из к/ф “Алые паруса”, сцена встречи героев).
Как назовем этот эпизод в повести?
Ученики: Кульминационным. Напряженная музыка, эта сцена – пик в развитии событий. Лишенные фантазии жители Каперны замерли перед чудом, сотворенным Грэем.
Учитель: А как Грин характеризует Ассоль? (текст). Как называет ее Грэй?
Ученики: Грэй называет ее “дитя мое”.
Учитель: Необычное состояние героини автор передает фразой:”Счастье сидело в ней пушистым котенком”. Как назывется это средство выразительности?
Ученики: Метафора. Грин напоминает нам, что героиня живет в ожидании чуда, она, как котенок, нуждается в защите.
Учитель: А как автор относится к событиям? Какими стилистическими приемами автор подчеркивает значимость этой сцены?
Ученики: Автор радуется за героев, потому что их мечта сбылась, герои обрели счастье, которого так долго ждали. Прием инверсии (примеры”дитя мое и др.”) показывают значимость встречи.
Учитель: В финале повести вновь море, корабль с алыми парусами. Символом чего являются алые паруса?
Ученики: Алые паруса – символ сбывшейся мечты, чуда, созданного собственными руками.
Алый цвет – символ любви, сильного и прекрасного чувства.
Учитель: Ассоль говорит, что у каждого человека есть мечта (текст). А Грин своей повестью-сказкой говорит, что нужно верить своей мечте, нужно делать чудеса своими руками. Нужно приносить счастье другим людям, потому что“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное”(Платон)
А у вас есть своя мечта?
Итак, домашнее задание: написать творческую работу на тему “Алые паруса мечты”.