Урок внеклассного чтения в 8-м классе "Тема войны на примере стихотворения Н.Демидовой "Победа!"

Разделы: Литература


Цель: продолжить знакомство с произведениями художественной литературы, посвященных Великой Отечественной войне.

Задачи:

1. Образовательные:

  • познакомить учащихся со стихотворением «Победа!» Н.Демидовой (поэтесса Муромцевского района);
  • формировать умение работать с текстом стихотворения.

2. Развивающие:

  • развивать и обогащать речь учащихся (через связные высказывания);
  • корригировать слуховое внимание и восприятие учащихся.

3. Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к героям войны;
  • воспитывать патриотические чувства через поэзию о Великой Отечественной войне.

Оборудование:

  • учебники;
  • индивидуальные карточки с текстом стихотворения «Победа!»;
  • мультимедиа-презентация (см. Приложение);
  • звукозапись песни «День Победы» (Муз. Д.Тухманова, слова В.Харитонова).

Речевой материал: обелиск, добывали, задыхалась.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

(Чтение наизусть стихотворения «В землянке» Алексея Суркова – по вариантам.)

(Приложение. Слайд 1)

- Ребята, что было задано на дом?

- Чем знаменито стихотворение Суркова? (Стихотворение Суркова стало основной песни, которую пели бойцы в перерыве между боем.)

- Оценки за домашнее задание.

III. Основная часть урока.

1. Введение в тему.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с поэтическими строками на военную тему, продолжим работу над выразительностью чтения, вспомним события, которые происходили в военное время.

(Приложение. Слайд 2)

- 64 года назад закончилась страшная война. Во имя мира на земле отдали свои жизни миллионы сыновей и дочерей нашей Родины. Они показали, как разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Наши воины-земляки отважно бились на всех участках фронта.

- Вы, ребята, должны осознавать, какой великой ценой было достигнута эта Победа.

- Поэты муромцевской земли посвятили своим воинам-землякам очень много стихотворений.

(Приложение. Слайд 3)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из них – стихотворением «Победа!», автором которого является наша землячка Нина Демидова.

(Учитель читает стихотворение в сопровождении звукозаписи песни «День Победы».)

Победа!

9 мая – праздник Победы -
Её добывали отцы, братья, деды.
«Ни шагу назад» был приказ из Кремля,
От дыма, огня задыхалась земля.

Вперед до Берлина шли наши солдаты,
Врага победили они в сорок пятом.
И мы в неоплатном долгу перед ними,
Перед погибшими, перед живыми.

В праздник склоняются головы низко,
Цветы возлагаем у обелисков…
Солдаты победного светлого мая,
Вам салютует Отчизна родная.

(Нина Демидова.)

2. Работа по содержанию стихотворения.

- О каком дне в истории нашей Родины говорит Нина Демидова в своем стихотворении?

  • Словарно-лексическая работа.

- В стихотворении вам встретилось слово «обелиск» – это сооружение, которое сужается кверху.

(Повторение значения слова учащимися.)

(Приложение. Слайд 4)

- Ребята, подберите синоним к слову «обелиск». (Обелиск – памятник.)

(Приложение. Слайд 5)

- Памятник в р.п.Муромцево.

- Найдите в стихотворении слова, которые употреблены в переносном значении. (Добывали, задыхалась.)

(Приложение. Слайд 6)

- Найдите в стихотворении выражения, которые подчеркивают трудный путь к Победе. (Ни шагу назад; от дыма, огня задыхалась земля.)

(Приложение. Слайд 7)

- Объясните смысл этих выражений.

- Определение значения словосочетания «в неоплатном долгу». (Солдаты погибли ради Победы, наше поколение должно помнить об их подвигах.)

(Приложение. Слайд 8)

- Прочитайте последнее четверостишие стихотворения и скажите, о чем здесь говорится. (Многие поколения помнят о тяжелых годах войны. Каждый год 9 мая вся Россия скорбит по погибшим воинам. В честь солдат, которые принесли Победу, звучит праздничный салют.)

- Какое чувство вызывает у вас стихотворение «Победа»? (Чувство гордости за то, что наши солдаты победили.)

3. Чтение стихотворения учащимися про себя.

4. Чтение стихотворения учащимися по одному предложению по цепочке.

5. Выразительное чтение стихотворения учащимися полностью.

IV. Итог урока.

- С каким стихотворением познакомились на уроке?

- О чем это стихотворение?

- Сколько лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны?

- К чему призывает Нина Демидова в своем стихотворении? (Призывает помнить уроки войны. Не забывать героев войны. Любить свою Родину.)

- Что такое обелиск?

- Война коснулась каждой семьи. Кого из героев – муромчан вы знаете?

(Приложение. Слайд 9)

- В какую книгу занесены погибшие воины земляки? ( В книгу памяти.)

- Какую помощь вы можете оказать участникам ВОВ, вдовам?

- Ребята, 9 мая вы пойдете к обелиску, чтобы возложить венок – дань памяти воинам-землякам. Обратите внимание, что очень мало осталось в живых тех, кто ценою своей жизни добывал долгожданную Победу.

(Приложение. Слайд 10)

- Я хочу закончить наш урок отрывком из стихотворения Роберта Рождественского:

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Солдаты героической страны
Были настоящими героями.

V. Оценки за урок.

Домашнее задание.

(Приложение. Слайд 11)

1 вариант – выучить все стихотворение.

2 вариант – выучить 1 и 2 четверостишия.

3 вариант – выразительное чтение стихотворения.

- На следующем уроке мы продолжим знакомство с произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне.

Приложение