Цели: познакомить учеников с биографией и творчеством Майн Рида; пробудить интерес к зарубежной художественной литературе.
Оборудование: портрет писателя, рисунки ребят к произведению, иллюстрации к роману.
Словарная работа.
Роман приключенческий – эпическое произведение, раскрывающее историю нескольких человеческих судеб на фоне необычайных приключений.
Эпиграф к уроку:
…Вождь светлых душ, в чьем сказочном колчане
Таланта стрелы, скромный англичанин,
Друг юношества, капитан Майн Рид.
И. Северянин
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Необыкновенное лицо глядит с портрета Майн Рида: смелый разлет бровей, веселые молодые глаза, волевой подбородок, львиная грива. Ум, отвага, благородство читаются на этом лице. Этот человек прожил интересную жизнь, полную приключений.
Ему было 22 года, когда он окончательно решил, что не станет священником, Он поссорился с отцом, который мечтал передать ему свой приход, и отправился в Новый Свет. В Америке Майн Рид надеялся найти свою судьбу, разбогатеть. О том же мечтали многие наивные молодые люди, верившие, что Америка – золотое дно.
Новый Орлеан, шумный богатый город плантаторского Юга, где высадился Майн Рид, поразил его. Пестра и беспокойна была жизнь этого города. Французские помещики-колонисты, шумные компании деловитых янки, авантюристы всех национальностей, жаждавшие сколотить капитал любой ценой.
Двадцатилетний юноша из глухой ирландской провинции, романтичный, оказался в самой гуще бесшабашной и опасной жизни. И более опытные люди не выдерживали, в погоне за богатством растрачивали свои силы, гибли от случайной пули, от лихорадки, от алкоголя.
Майн Рид скоро понял, что надежды на быстрое обогащение смешны. Чтобы жить, надо работать. Чем только не занимался Майн Рид в эти годы! Он пытался стать торговцем, служил на плантации, где увидел воочию страшную жизнь невольников. Был он и актером, и учителем.
В эти годы Майн Рид много путешествовал по великим рекам, пустыням и плоскогорьям американского Юга и Мексики. Огромный неведомый мир открылся ему. Он увидел прекрасную землю, на которой паслись стада бизонов и мустангов, увидел древние индейские города, разрушенные испанскими завоевателями.
И сейчас еще шла нескончаемая война между колонизаторами и индейцами, которые упорно сопротивлялись завоевателям, но силы были неравны..
В 1843 году Майн Рид переехал в Филадельфию, и здесь к нему пришла удача. Отцу он написал: “Три или четыре года вел я жизнь литератора, полную борьбы. Я не сковал себе крыльев из золота, но зато поднялся к вершинам Парнаса”. Его пригласили в крупнейшую нью-йоркскую газету, но началась война с Мексикой под предлогом умиротворения внутренних раздоров, и Майн Рид решил спасать Мексику от диктаторов.
Сражался Рид отважно, при штурме Мехико увлек за собой солдат .В этом бою он был тяжело ранен, и его сочли погибшим, но он выжил и потом мучительно пересматривал свои впечатления о войне.
Майн Рид не нашел в Новом Свете золота, но он приобрел нечто большее – неисчерпаемый материал для своих будущих книг. Неутомимый путешественник, не раз встречавшийся лицом к лицу со смертью, он сам был похож на своих героев.
В 1870 году Майн Рид вернулся на родину и последние годы провел в непрерывных литературных трудах. Он никогда не забывал Америку, свою молодость и в конце жизни говорил: “Верните мне костер и моих товарищей-охотников, дайте мне еще раз посидеть с ними у потрескивающего костра – и я отдам вам все накопленное мной богатство и всю мою ненужную славу!”
Этот дорогой писателю мир оживал в его книгах, и одна из самых интересных – “Всадник без головы”.
Викторина.
Узнайте героя.
1. Ростом он был не менее шести футов. На нем были сапоги из дубленой кожи
аллигатора; в широкие голенища были заправлены штаны из домотканой шерсти,
когда-то покрашенные в соке кизила, но теперь уже потерявшие от грязи свой цвет.
Прямо на тело была надета рубашка из оленьей кожи, а поверх нее – выцветшая
зеленая куртка, сшитая из байкового одеяла с вытертым ворсом. Сильно потрепанная
порыжевшая войлочная шляпа дополняла его скромный костюм.
(Зебулон Стумп)
2. Он уроженец штата Миссисипи и во время войны был капитаном в полку
миссисипских волонтеров. Только его чаще встречали за карточным столом в игорном
доме, чем в казармах. Было у него одно-два дельца, которые составили ему
репутацию дуэлянта и задиры. Но эту славу он приобрел еще до мексиканской войны.
В Новом Орлеане он слыл опасным человеком.
(Кассий Колхаун)
3. Жгучая брюнетка, она очень хороша собой. Но красота ее – это красота
тигрицы, внушающая скорее страх, чем нежную любовь. Взгляните ей в глаза, и вы
сразу почувствуете незаурядный для женщины ум; твердость, решимость, не знающая
предела отвага отражаются на прекрасном лице. В нежных, словно выточенных,
чертах вы не найдете никаких признаков слабости, ни тени пугливости.
(Исидора Коварубио де Лос-Льянос)
4. Все считали его красивым, отважным юношей, любителем лошадей, покорителем
женских сердец, добродушным и острым на язык. Его отвага редко бывала
безрассудной, а разговоры не превращались в пустую болтовню.
(Морис Джеральд)
Кому принадлежат эти слова.
1.“Я же обещал вам сделать это за пятьсот долларов, когда придет время и
подвернется случай. Только время еще не пришло и удобного случая не было. Убить
человека как полагается требует умения. Даже в прериях нападают на след”.
(Мигуэлю Диасу)
2. “Утолив жажду, я почувствовал облегчение и скоро заснул. Проснувшись, я
увидел, что окружен койотами. Они увидели, что я ранен, и накинулись на меня
всей стаей”.
(Морису Джеральду)
3. “Я не собираюсь ничего скрывать. Я вышла в сад, чтобы встретиться с
человеком, которого любила и люблю до сих пор”.
(Луизе Пойндекстер)
4. “Святой Патрик! Не случилось ли чего? Что же будет с нами, Тара? Ах ты,
мой старый пес! Тогда нам с тобой долгонько не видать Баллибалаха. Разве только
продать хозяйские вещи?”
(Фелиму,слуге Мориса-мустангера.)
Когда и где происходит действие романа?
(В 50-е годы 19 века в Техасе.)
Слово учителя.
Итак, Техас. По выжженной прерии тянется караван. В фургонах едут негритянки и дети, медленно бредут темнокожие невольники. Впереди каравана едет на прекрасной лошади человек лет пятидесяти – плантатор Вудли Пойндекстер, рядом с ним сын– юноша лет двадцати, и молодой человек в военной форме – отставной капитан Кассий Колхаун, племянник плантатора. Из кареты выглядывает молодая девушка – Луиза Пойндекстер.
Беседа по роману.
- Куда направляются переселенцы?
- От какой страшной опасности спас их Морис Джеральд?
- Когда они узнали имя мустангера?
(Он прикрепил визитную карточку к кактусу, чтобы указать переселенцам направление.) - Какая опасность грозила Луизе в прерии? Кто пришел ей на помощь?
- Расскажите, как это произошло.
- Почему Кассий Колхаун возненавидел мустангера?
- Расскажите, как происходила дуэль между Кассием Колхауном и Морисом Джеральдом.
- Всадник без головы. Кто это?
- Как Генри Пойндекстер стал всадником без головы?
- Что произошло с Морисом Джеральдом после расставания с Генри в лесу?
- Почему именно мустангера обвинили в убийстве Генри Пойндекстера?
(Кассий Колхаун рассказал о ссоре между ними, не сказав о ее причине.) - Кто спас Мориса Джеральда от линчевания?
(Луиза Пойндекстер и Зеб Стумп.) - “Прерия – это большая книга, надо только уметь читать по ней”, – говорит
Зеб Стумп. Что прочитал старый охотник по этой книге?
(Он узнал, что произошло в ту ночь и кто убил Генри Пойндекстера.) - Почему Кассий Колхаун убил Генри Пойндекстера?
- Почему Луиза Пойндекстер и Морис Джеральд были вынуждены скрывать свою
любовь?
(Из-за социального неравенства: Луиза – дочь богатого плантатора, а Морис Джеральд – бедный мустангер) - В чем состояла тайна мустангера?
(Он ирландский баронет.) - Какова дальнейшая судьба Луизы и Мориса Джеральда?
- Что произошло с Кассием Колхауном? С Исидорой? С Мигелем Диасом?
- Какие страницы романа произвели на вас особенно сильное впечатление?
- Какие новые интересные факты о стране, природе и образе жизни американцев узнали вы, прочитав роман?
Работа с терминами.
Назовите черты сходства и различия приключенческих романов Майн Рида и Фенимора Купера.
(Вводится термин “приключенческий роман”.)
Домашнее задание.
- Написать аннотацию к роману “Всадник без головы”.
- Прочитать повесть Артура Конан Дойля “Собака Баскервилей”.
- Индивидуальное задание: подготовить сообщение о писателе.