Цели:
- формирование понятия “счастье”
- развитие умений анализировать и систематизировать информацию
- формирование эмоционального отношения к проблеме художественного произведения
Приемы: ключевые слова, тонкие и толстые вопросы, двухчастный дневник, совместное письменное размышление, логическая цепочка, синквейн
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Оборудование: таблицы (приложение №2)
Технология: ТРКМЧП
1. СТАДИЯ ВЫЗОВА
Учитель записывает на доске тему урока и спрашивает, какие ассоциации возникают у вас со словом “ счастье”, предполагаемые ответы записываются на доске.
(хорошая жизнь, прекрасное настроение, любовь, осуществление всего задуманного, внутреннее равновесие, радость, богатство)
Учитель предлагает, используя данные ключевые слова, написать небольшой текст на эту тему (обсуждение в группах, лучший текст от группы читают классу).
(1. Счастье - это первая любовь, когда сбываются все мечты, и когда у вас всего достаточно.
2. Хорошая жизнь, прекрасное настроение, внутреннее равновесие-все это называется одним большим словом “счастье”.
3 Счастье - это наша жизнь, каждый понимает его по-своему. Только ты один- творец собственного счастья)
2. СТАДИЯ СОДЕРЖАНИЯ
“Для чего, собственно, создан человек?”- поставлен вопрос в очерке “Парадокс”
- Человек создан для счастья, как птица для полета, - отвечает 1 герой с исковерканной судьбой.
- Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него,-замечает Короленко.
Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, посвящает писатель 1 из самых значительных произведений “Слепой музыкант”
Вы уже знакомы с содержанием этого произведения, составьте по желанию 2 вопроса по содержанию произведения (на выбор учащихся “толстые или тонкие”), запишите в свои таблицы, затем обсудите в группе, выберите лучший вопрос и задайте его другой группе.
(вводится прием “Тонкие и толстые вопросы”)
тонкие вопросы | толстые вопросы |
Как звали слепого музыканта ? | Какая была связь между Петром и Эвелиной? |
Кто помог Анне воспитать слепого сына? | Согласны ли вы с тем, что любовь для Петруся была самым главным в жизни? |
С кем познакомился Петрусь на холмике возле реки? | Объясните, почему мальчик очень трепетно относился к каждому услышанному звуку? |
На каком инструменте играла мама мальчика? | Почему жизнь мальчика была так сложна и неоднородна? |
Кто такой Иохим? | Как вы почувствовали бы себя, встав на место Петруся? |
Гл 4 часть 1. Чтение учителем эпизода рождения ребенка
Почему так подробно Короленко описывает слезы матери, ее душевное состояние?
(обсуждение в группах, 1 высказывается)
- объяснение заключено в короткой фразе “РЕБЕНОК РОДИЛСЯ СЛЕПЫМ”
Рождение слепого ребенка – это трагедия, боль и матери, и всей семьи, и конечно, ребенка. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым мире людей? Как сложится жизнь? Многое зависит от людей, которые будут окружать, от их умения принять участие в жизни такого человека.
Кто сыграл огромную роль в формировании характера Петруся? (Максим Яценко)
Итак почему именно Максим обратил внимание на мальчика? (он тоже был несчастен и наказан судьбой)
Проанализируем 4 главу
Вводится прием Двухчастный дневник.
Выпишите самые для вас запоминающиеся цитаты и напишите комментарий к ним
(анализ эпизода разговора Максима с сестрой)
цитата | комментарий |
“…у меня нет ноги и руки, но есть глаза. У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни воли…” | Самое главное , чего боится Максим, что Петрусь лишится воли, а значит ничего не добьется в жизни |
“…у него пока есть все шансы развить все остальные способности, чтобы хотя бы отчасти заменить свою слепоту…” | Если мальчик слеп, это не значит, что он ничего не может, он должен чему-то научиться, чтобы крепко стоять на ногах, на дороге жизни |
“..при всяком взгляде на слепого мальчика сердце матери сжималось от боли…” | мать понимала, что счастливого будущего у сына нет. |
“..этот малый будет еще гораздо несчастнее меня. Лучше бы ему не родиться…” | Ребенок никогда не увидит своих родных, окружающий мир, вся его жизнь пройдет в темноте. |
Учитель предлагает сформулировать вывод по анализу данного эпизода.
(обсуждение в группах, 1 человек выступает от группы)
1. На 1 взгляд может показаться, что Максим жесток по отношению к матери мальчика, но это не так. Он знал, как надо относиться к таким людям, их не надо жалеть, они должны научиться сами преодолевать трудности, нельзя оберегать их от жизни. Нужно помочь им найти свое место в жизни, преодолевая недуг
2. Таким образом, Максим хотел видеть племянника счастливым, живущим полнокровной жизнью, а не нытиком, спекулирующим на своих несчастьях.
И в этом он ему поможет.
Составьте логическую цепочку событий, которые показывают взросление Петруся под влиянием Максима и уже собственного взгляда на жизнь.
Вводится прием логическая цепочка.(работа в группах, затем афиширование/
(Музыка Иохима - пианино - Эвелина - звонарь - путь в монастырь - свадьба - рождение ребенка)
Какое звено в цепочке круто повернуло всю жизнь нашего героя? (первая любовь)
Итак, Петрусь понял, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства.
Почему ключевой сценой в повести является встреча Петра и Эвелины.
Гл.8 ( читает учитель с целью формирования эмоционального восприятия текста художественного произведения
- Что такое любовь для Петра?
- Знал ли он о ней?
(обсуждение в группах, выступают желающие)
(Да, с детских лет, но любовь - это жалость матери, мудрая любовь Максима, он привык эгоистично пользоваться всем этим, любовь Эвелины - нечто другое.)
Петр проходит трудный жизненный путь: обретения смысла жизни, любви, признания.
- Можно ли назвать Петра счастливым человеком? (да)
3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Давайте вернемся к вашим рассказам о счастье , написанным в начале урока совпало ли ваше представление о счастье с тем, что вы узнали сегодня?
(обсуждение в группах, выступление ведущих)
А мог ли Петрусь сделать другой выбор в жизни? И что такое выбор вообще?
Вводится прием совместное письменное размышление
Напишите письмо от имени слепого музыканта Петруся всем людям, которые собираются сделать свой выбор в жизни .
1. Молодое поколение, я обращаюсь к вам. Каждый человек должен сделать свой выбор в жизни. Я его сделал и выбрал самую длинную и счастливую дорогу. Я желаю всем большой любви, счастья и радости в жизни. Пусть в вашей жизни встретится первая любовь, тогда жизнь будет гораздо лучше. У каждого человека должно быть свое мнение и своя цель, не будет цели - значит не для чего жить, а счастье и любовь-это самое главное.
Счастье - не в материальном достатке.
2. Радуйтесь жизни, надейтесь на хорошее будущее и идите к своей цели. Да, на вашем жизненном пути будет много препятствий, но не останавливайтесь, преодолевайте их, и вы достигнете своей цели, и конечной станцией будет станция под названием “ Счастье”. Не отчаивайтесь, если уже нет никакой надежды, даже я, слепой, нашел свое место и добился счастья в этом мире. Верьте в лучшее, и эта вера поможет вам.
Домашнее задание: написать синквейн на тему “Счастье”
1. Счастье - хорошее, доброе Приходит, удивляет, радует Счастье - это жизнь удалась Радость. |
2. Счастье - Непредсказуемое, долгожданное Радует, приходит, сбывается Самое лучшее в жизни Любовь |
3. Счастье Красивое, светлое Радует, веселит, сбывается Счастье - это твоя жизнь Полет |
4. Счастье Человеческое, незабываемое Добиваться, наслаждаться, ждать Его обретешь в жизни Любовь |