Цели:
познавательные
- чтение и филологическое комментирование художественного произведения с использованием элементов биографического, историко-литературного, текстологического, лингвистического комментариев худ. текста (новеллы);
- приобретение навыков лингвистического анализа худ. произведения;
- формирование представления об особенностях индивидуального стиля автора;
- подготовка к ЕГЭ;
развивающие
- развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья;
- формирование эстетического вкуса и приобретение учащихся к творчеству Б.С. Житкова
воспитывающие
- воспитания внимания к худ. слову;
- развитие любви к русской литературе.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг и выставка рисунков, стихотворение Н.С. Гумилева, литературная газета «Б.С. Житков. Жизнь и судьба». Уголок внеклассного чтения «Произведения для самостоятельного чтения 6 класс»
Словарная работа на компьютере: специальные слова.
Ход урока
Вступительная часть.
Разговор пойдет о героическом, трагическом и психологическом звучании произведения (показать на доску).
Учитель: Вспомним. Итальянский пароход идет в Америку. В трюме бочки с бертолетовой солью, которая при нагревании может взорваться. Возник пожар. О случившимся знает только команда. Она готовит плоты для спасения людей. Открываем книги – глава 14.
1. Почему механик Салерно плачет?
(Потому что виновен, согласился за 300 лир переправить бочки....)
2. Меняется ли его (Салерно) поведение с тем, что он ощущает свою вину?
Искать глаголы. Работа над лексикой
(Меняется, нервничает. Он не зашел, а влетел. Не дотронулся до капитана, а схватил. Он - влетел. Он - схватил, стал трясти. Тряс и все глядел. Сел. Он - задыхался, схватил графин, пил из горлышка. Обливался.)
а) Определите роль глаголов. Какую роль играют употребленные глаголы?
(Важную роль, передают состояние души героя. Душа – страдает, человек – нервничает).
б) Что происходит с лицом?
(Лицо кривилось, сморщилось, похудело, он – осунулся)
Почему?
(Лицо страдало, муки души. Муки отразились на лице )
Вывод учителя: Б.С. Житков умело передаёт чувства главного героя, через поступки и через портрет (элементы портрета).
Учитель: мастерски писатель изображает картины природы.
3. Прочти созданный автором пейзаж (гл. 15). Нарисуй в нескольких словах, что ты видишь?
(«Красные пенистые волны», «черный дым из труб», «пароход летит вперёд»)
– Природа спокойна или тревожна?
(Тревожна)
– Каким образом Житков добивается создания столь напряжённого пейзажа?
(При помощи цветописи, изобразительных средств языка, работа со словарем символов. С помощью тропов. Использует цветовые эпитеты «черный дым», «красные буруны», «горели красным отсветом». Метафора «горели» уточняет, что волны были ярко красные. Это цвет горя, зловещий цвет.)
«Черный» [дым] символизирует смерть.
Метафора «змеёй валил» позволяет представить, что дым напоминал змею. А змея в данном случае ассоциируется с бедой, ядом. Необычный огонь горел в тюрьме, а смертельный»!)
– Куда, же «летит» пароход?
(Навстречу смерти)
Вывод учителя: Значит, природа слитна с миром людей. Это тревожный мир. Но тревоги могло и не быть, если бы механик Салерно не допустил ошибки или неправильного шага. А за свои поступки надо уметь отвечать.
– Как пытается искупить свою вину старый механик (гл.15.)?
(Работал до самозабвения, работал «без памяти». Хотел спасти людей),
– Отличается от плачущего?
(Да. «Взял себя в руки», целеустремленный, собранный).
4. А передавалась ли работоспособность Салерно окружающим? (гл. 17).
(Люди работали дружно, в «лад». Умело руководил).
5. Для того, чтобы показать, как боролись люди за жизнь, писатель обязательно продумывает композицию произведения. Какой из эпизодов, по-вашему, является кульминационным?
(Спасение пассажиров, экипажа).
– Как ведут себя люди в экстремальной ситуации?
(По-разному. Покидают пароход. «Даму с девочкой подталкивал вперед Гропани. Вдруг испанец оттолкнул свою даму. Он растолкал народ, вскочил на борт. Хлопнул выстрел. Испанец рухнул за борт. Капитан оставил револьвер в руке. Салерно размещал пассажиров по плотам и шлюпкам.
– Все? – спросил капитан.
– Да. Двести три человека! – крикнул снизу Салерно. Команда молча, по-одному, сходила вниз.)
– Какова авторская позиция?
(Автор любуется своими героями Гропани, капитаном Салерно. Автор симпатизирует героям. Чувства писателя)
– Кто ведет себя достойно, героически?
(Гропани, капитан, механик – они рисковали своей жизнью.)
– Какое чувство они у тебя вызывают?
(Симпатии, восхищения. Рискуют жизнью. Они думают прежде всего о пассажирах. Несут ответственность за жизнь, чувства долга. Они любили людей. Антипатии – низко, отвратительно ведет себя испанец. Думал только о себе. Житков воспевал героизм.)
Борис Житков - бывший моряк, сумел ярко выписать образы негодяев и героев. Сильные духом и гуманные прошли через трудности.
– Подумай какой из художественных приемов (кроме портрета, пейзажа), применяет автор с целью создания атмосферы несчастья? (Посмотри на монитор).
Пароход шел (1 раз) – пароход плыл (1 раз) – пароход вздрагивал (1 раз) – пароход трясся (2 раза) – пароход летел (2 раза) – пароход несся (2 раза) – пароход стоял (3 раза) – пароход горит (1 раз).
– Почему именно в такой последовательности употреблены глаголы? (Показаны степень нарастания трагедии использован прием градации)
7. Объясни финал произведения?
(Он трагичен и радостен. Финал вызывает смешанные чувства: светлые оттого, что люди спаслись. Горькие – потому, что пропал Салерно. Он искупил свою вину, но не захотел жить дальше).
Особенности характера.
8. Как ты думаешь, почему, новелла Б.С. Житкова «Механик Салерно» звучит героически, трагически, приобретает и психологическое звучание?
(Звучат такие темы. Речь идет о переживаниях героев читателя, автора; о чувстве ответственности за свои поступки, о победе над горем)
Такая тематика всегда волновала писателя.
«Механик Салерно» входит в цикл новел под названием «Морские истории»
Домашнее задание
Я советую почитать к следующему уроку самостоятельного чтения одну из новелл: «Компас», «Над водой», «Погибель», «Утопленник», и др. Все эти произведения связаны с темой моря, опасности, преодоления трудностей. Они реалистичны и трагичны. И конечно же Б.С. Житков не обходит стороной внутренний мир героев, их чувства. При чтении обратить внимание на героику, пейзаж, психологию, характеристику героев. Морские приключения не оставляли равнодушным и английского писателя. Джозефа Конрада. Он был капитаном и хорошо знал суровую жизнь моря. Свои впечатления изложил в книге «Зеркало морей». Рекомендую прочитать очерк «Тремолино». Подготовить рассказы с элементами анализа.
Заключение.
Романтикой моря и морем восторгался и известный русский поэт, путешественник Н.С. Гумилев. Это его известные слова:
«На померных морях и на южных,
По изгибам зелёных зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны –
Открыватели новых земель.
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель...»
Выставление оценки.
Итоги урока.