Цель урока: Воспитывать любовь и уважение к творчеству Пушкина, гордость за свою литературу и свою нацию.
Оборудование урока: слайд-презентация, тексты произведения, иллюстративно-раздаточный материал.
ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:
- "Повести Белкина" - это "драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного дружества" А.С. Пушкин.
- "Пушкин:унес с собою:великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем". Ф.М. Достоевский.
- "Повести Белкина - одна из вершин русской философской прозы.
- "Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в 7 раз в своей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. На меня это новое изучение произвело сильное действие". Л.Н.Толстой.
ХОД УРОКА
Слово учителя:
Пушкин в Болдино: Это созвучие полно глубокого смысла. Именно здесь, в далекой от больших городов деревеньке, Пушкин писал так, как, наверное, не писал нигде. Болдино стало родиной стихам, поэме, повестям, маленьким трагедиям, сказкам, главам романа в стихах.
Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок - путешествие в Болдинскую осень Пушкина. Мне хочется, чтобы вы побывали (пусть заочно) в местах, дорогих Пушкину, местах, которые помнят его и любят.
Наше путешествие будет состоять из трех этапов:
*Путешествие в Болдино 1830 года.
*Путешествие в мир произведений, написанных Пушкиным в Болдино.
*Путешествие в мир героев болдинских произведений.
- Итак, наше путешествие начинается:
Учитель: Наше путешествие продолжается. Совсем недавно мы познакомились с "Повестями Белкина". Именно об этом произведении писал Лев Николаевич Толстой: "Я с восторгом, мною давно уже не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни... "(Л.Толстой)
Наше второе путешествие состоится в мир "Повестей Белкина". Это не просто путешествие, а конкурс знатоков содержания повестей.
Мы начинаем. За каждый правильный ответ игроки - путешественники получают осенний листок. В конце нашего путешествия мы вместе посчитаем листочки и оценим ваше участие.
Конкурс первый "Разминка".
1. А.С. Пушкин в письме к другу и издателю П.А. Плетнёву сообщал: "Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз сюда: две последние главы Онегина, 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonime, несколько драматических сцен, или маленьких трагедий: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Пир во время чумы" и "Дон Жуан". Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё: (весьма секретное). Написал я прозою... несколько повестей". Итак, очевидно, что речь идёт о "Повестях Белкина". Сколько повестей входит в цикл "Повести Белкина"? Перечислите их.
(Ответ. Пять повестей: "Выстрел", "Метель", "Гробовщик", "Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка".)
2. Почему А.С. Пушкин "доверил" рассказать повести (истории) Ивану Петровичу Белкину? Каким вы его себе представляете?
(Ответ. Судя по предисловию к повестям, И.П. Белкин - небогатый помещик, добрый, кроткий, немного ленивый. Он не писатель, к творчеству обратился от скуки, свои сюжеты черпая из рассказов знакомых ему людей. Пушкин "доверил" ему повести с тем, чтобы придать им большую достоверность.)
Конкурс второй "Литературное домино".
Командам раздаётся по десять карточек, на которых записаны цитаты из текстов. В течение пяти минут необходимо расположить их в том порядке, в каком они идут в повести. (Можно пользоваться текстами.)
1. Повесть "Выстрел". "Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио". "Сильвио встал, побледнев от злости, и с сверкающими глазами сказал: "Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите Бога, что это случилось у меня в доме"". "Он довольствовался очень лёгким объяснением и примирился". "Я не имею права подвергать себя смерти". "Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни". "Ныне час мой настал". "Картина была прострелена двумя пулями, всаженными одна в другую". "Выстрел за мною, я приехал разрядить свой пистолет, готов ли ты". "Я доволен; я видел твоё смятение, твою робость. Предаю тебя твоей совести". "Сильвио... был убит в сражении под Скулянами".
2. Повесть "Барышня-крестьянка". "Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед". "Сын Берестова приехал к нему в деревню". "Как бы мне хотелось его видеть! - сказала Лиза со вздохом". "Небось, милая, - сказал он Лизе, - собака моя не кусается". "Он помог Муромскому взобраться в седло, а Берестов пригласил его к себе". "Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне". "...А покамест намерен я тебя женить!" "Он написал Акулине письмо... объявляя ей о грозящей им погибели..." "Между тем недавнее знакомство между Берестовым и Муромским... вскоре превратилось в дружбу". "Он вошёл... и остолбенел! Лиза... Нет, Акулина, милая смуглая Акулина... сидела перед окном и читала его письмо".
Конкурс третий "Рассуждения автора".
"Повести Белкина" не исчерпываются сюжетом, который погружён в "волны житейского моря". Лаконичные ремарки восстанавливают целые картины, которые можно развернуть со всевозможными подробностями. Из каких повестей взяты следующие отрывки?
1) "Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближний город полагается эпохою в жизни, и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание" ("Барышня-крестьянка");
"Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях, столь известных жителям деревень или городков, например, об ожидании почтового дня" ("Выстрел").
2) "Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей. Помещики и их дворовые люди толкуют о том месяца два прежде и года три спустя" ("Выстрел");
"Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, чтобы разборчивый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде. Ныне то и другое кажется мне в порядке вещей. В самом деле, что было бы с нами, если вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры! и слуги с кого бы начинали кушанье подавать?" ("Станционный смотритель").
Конкурс четвертый "Пропущенные слова".
Вставьте пропущенное слово в пушкинском тексте.
1) "Я глядел на него (наречие), стараясь уловить хотя бы одну тень беспокойства" ("Выстрел", сцена первой дуэли). (жадно);
":Ямщик не возвращался. Наконец к вечеру приехал он один и хмелён, с (прилагательное) известием: "Дуня с той станции отправилась далее с гусаром" ("Станционный смотритель"). (убийственным).
2) "И Лиза легла спать с намерением непременно исполнить (прилагательное) своё предположение" ("Барышня-крестьянка"). (весёлое);
"Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как (сравнительный оборот)" ("Барышня-крестьянка"). (как царедворцы ожидают государя).
Конкурс пятый "Умники и умницы".
(По два вопроса каждой команде.)
1. В повести "Метель" А.С. Пушкин пишет: "Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание". Какие из ниже перечисленных пословиц упоминаются в повести, по какому поводу они были сказаны: "Терпенье и труд всё перетрут", "Суженого конём не объедешь", "Бедность не порок", "Жить не с богатством, а с человеком", "Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом".
(Ответ. Упоминаются вторая, третья и четвёртая пословицы, когда родители Марии Гавриловны во время её тяжёлой болезни решили выдать её замуж за Владимира.)
2. Вспомните, что за история представлена на "картинках, украшавших смиренную, но опрятную обитель" Самсона Вырина и его дочери? С какой целью, по-вашему, автор так подробно останавливается на них в самом начале повести "Станционный смотритель"?
(Ответ. На картинках была представлена библейская история о блудном сыне; автор уделяет ей много внимания, поскольку весь сюжет повести по-своему передаёт эту историю.)
3. Повесть "Барышня-крестьянка" заканчивается словами: "Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку". Какова же развязка этой повести?
(Ответ. Свадьба Алексея Берестова и Лизы Муромской.)
4. Анна Ахматова писала: "Пушкин считал смерть только тогда страшной, когда есть счастье". Дождался ли Сильвио подходящего момента для отмщения графу? (Повесть "Выстрел".)
(Ответ. Да, он решил сделать свой выстрел в тот момент, когда граф женился и очень дорожил своим счастьем.).
Учитель: Последний маршрут нашего путешествия - мир героев "Повестей Белкина".
Уверена, что они вам запомнились и даже полюбились. Вспомним о них с помощью вопросов викторины.
ВИКТОРИНА "Герои "Повестей Белкина".
(За каждый правильный ответ игроки - путешественники получают осенний листок)
1. Узнайте героя по портрету.
1) "Человек лет пятидесяти, свежий и добрый, и его длинный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах" (Самсон Вырин, станционный смотритель);
"Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рта, придавали ему вид настоящего дьявола" (Сильвио).
2) ":Был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав" (Иван Петрович Белкин);
":В черкесской шапке, в военной шинеле, окутанный шалью... молодой стройный гусар с чёрными усиками" (Минский. "Станционный смотритель").
2. События какой повести происходят в следующем месте? Кому из героев оно принадлежит?
1) "Обширный кабинет был убран со всевозможной роскошью; около стен стояли шкафы с книгами, и над каждым бронзовый бюст; над мраморным камином было широкое зеркало; пол обит был зелёным сукном и устлан коврами" (кабинет графа, "Выстрел");
":Жёлтый домик: купленный: за порядочную сумму" (гробовщику Андриану Прохорову).
2) ":Смиренная, но опрятная обитель" (Самсону Вырину. "Станционный смотритель");
Село Ненарадово (соседу Ивана Петровича Белкина, автору письма о нём; Гавриле Гавриловичу Р*, отцу Марии Гавриловны; "Метель").
3. С каким героем связан следующий предмет?
1) красная шапка с золотой кистью с галуном (Сильвио); французские романы (Марья Гавриловна).
2) чёрное кольцо с изображением мёртвой головы (Алексей Берестов); картина, изображающая какой-то вид из Швейцарии (граф и графиня, Сильвио).
4. Какую героиню автор называет
1) "молодая проказница" (Лиза. "Барышня-крестьянка");
2) "молодая преступница" (Марья Гавриловна. "Метель").
5. О ком следующие слова:
- "умирала со скуки в этой варварской России";
- "схватил себя за волосы и оставался недвижим, как человек, приговорённый к смерти";
- "с Георгием в петлице и с интересной бледностию";
- "мрачный и разочарованный, говорил об утраченных радостях";
- его нрав "совершенно соответствовал мрачному его ремеслу";
- рассказывает с "вечными своими подробностями";
- "набелённая и затянутая в рюмочку";
- "отпустил усы на всякий случай"?
Учитель: Наше путешествие мне хотелось бы закончить словами: "Вряд ли еще в какой-нибудь стране мира огромная масса людей, живущих в этой стране, любит своего давно умершего великого соотечественника так, как мы любим Пушкина. У России не было и, вероятно, не будет более совершенного, более всеобъемлющего, более гармоничного поэта, чем Пушкин.
В этом году Россия отмечает 180 годовщину Болдинской осени Пушкина. А это значит, что Пушкин жив, читаем, любим. Любите Пушкина, любите его книги, его героев.
Подведение итогов урока. Оценки.
Домашнее задание: Сольное выступление "Пушкин в моей жизни".