Цели:
- Познакомить учащихся с жизнью людей в годы войны, с душевной болью, которую они испытывают и после войны; показать добрые намерения внука по отношению к бабе Дуне, раскрыть в Грише такие ценные качества характера, как доброта, вежливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие; восприятие им горя бабушки своим горем; научиться видеть развитие характера Гриши;
- Развитие устной выразительной речи;
- Нравственное и патриотическое воспитание учащихся.
Оборудование: рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления», иллюстрации к рассказу, картины, компьютер, слайды.
Методы: проектирование, компьютерная технология, «мозговой штурм».
Ход урока
I. Формирование новых знаний, умений и навыков.
а) вступительное слово учителя.
...люди Земли.
Убейте
Войну,
Прокляните
Войну, Люди Земли!
Война… Даже от слова этого веет чем – то холодным, нагоняющим тоску и ужас. Война всегда была суровым испытанием не только для всего народа, но и для каждого человека в отдельности, потому что победа или поражение всегда зависели от суммы усилий и веры людей.
Война – это горе, слёзы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жёны – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжёлой из всех войн, перенесённых до сих пор человечеством. И живы ещё те люди, которые пережили войну в тылу. Горести, горькие чувства голода оставили в душе глубокие раны, рубцы от которых не дают покоя и после войны. Внутренняя драма героини рассказа Б.Екимова « Ночь исцеления» связана с пережитым во время давно закончившейся войны.
Дома вы прочитали рассказ. Он вам понравился?
- Ответы учащихся.
- Учитель. Хорошо. Теперь познакомимся с автором произведения - Б.Екимовым.
- Выступление учащегося.
Высвечивается слайд с текстом:
«Екимов Борис Петрович родился в 1938 году. Наиболее известные его произведения: «Частное расследование», «Ёлка для матери» (1984 г.), «Ночь исцеления», «За тёплым хлебом» (1986 г.), «Живая душа» (1987 г.), роман «Родительский дом» (1988 г.), «Гнедой» (1994 г.), «Фетисыч» (1996 г.) и др.
Вопрос о самоопределении человека в жизни - центральный в творчестве Б.Екимова. По убеждению писателя, он начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б. Екимов центральным нервом многих своих рассказов.»
- Учитель. Хорошо. А теперь приступим к анализу рассказа. Ребята, как вы думаете, о чём этот рассказ? (Путем метода « мозговой штурм» выбрать подходящие ответы)
- О воспоминаниях о войне.
- Об исцелении души.
- О переживаниях бабы Дуни.
- О доброте внука.
- О равнодушии детей бабы Дуни к её страданиям.
- Об одиночестве бабы Дуни.
- О развитии души Гриши.
- Учитель. Правильно, молодцы.
II. Закрепление знаний, умений и навыков.
а) беседа по содержанию рассказа.
- Учитель. Ребята, как начинается рассказ? Прочитайте первые 3 абзаца.
- Чтение отрывка.
- Учитель. Хорошо. О чём вы узнали в отрывке?
- Ученики. В деревне баба Дуня жила одна.
- Учитель. Правильно. Баба Дуня жила в деревне одна. А какие однокоренные слова употребляет автор, чтоб выразить это?
- Ученики. (Автор употребляет однокоренные слова одна, одиночество).
- Учитель. Хорошо. А как получилось, что она осталась одна?
- Ответы учеников.
- Учитель. Правильно. А почему баба Дуня нечасто гостила у сына? Как они относились к её « болезни»? Прочитайте об этом отрывок. Были ли способы лечения её болезни без лекарств?
- Ответ (« Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролёт не спали. Хорошего мало… Водили её к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало».Был найден первый способ лечения без лекарств. Это воздействие на неё - окрик « Молчать!». Придумала этот способ мать Гриши.)
- Учитель. Правильно. Ребята, вам понравился этот способ лечения?
- Ответы учеников (Нет, потому что так нельзя обращаться с людьми. Это - выявление строгости, бессердечия, равнодушия со стороны её близких.)
- Учитель. Хорошо. А как баба Дуня сама относилась к происходящему с ней? Найдите в тексте отрывок об этом и прочитайте.
- Ответ. ( «Баба Дуня проснулась. Гриша наклонился над ней. В свете электрической лампочки засияли на бабушкином лице слёзы… За обедом баба Дуня горевала:
- Не даю тебе спать… До двух раз булгачила. Старость.»)
- Учитель. Правильно. Ребята, а что снится бабе Дуне? Что её беспокоит?
- Ответы (Чтение описания сна. «Но среди ночи Гриша проснулся от крика:
- Люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны! Может, кто поднял?- и смолкла.
Гриша уразумел, где он и что. Это кричала баба Дуня.
Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжёлое бабушкино дыхание. Она словно продыхивалась, сил набиралась. И снова запричитала, пока не в голос:
- Карточки… Где карточки… В синем платочке… Люди добрые. Ребятишки… Петяня, Шурик, Таечка… Домой приду, они исть попросят…Хлебец дай, мамушка. А мамушка ихняя… - Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала: - Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка! – имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно…
- Зима находит… Желудков запастись… Ребятишкам, детишкам…- бормотала баба Дуня. – Хлебца не хватает, и желудками обойдёмся. Не отымайте, Христа ради… Не отымайте!- закричала она. – Хучь мешки отдайте! Мешки! – И рыдания оборвали крик.»
Баба Дуня во время войны потеряла продовольственные карточки и до сих пор от этого мучается во сне. Всё давно прошло, но память ещё не забыла об этом горе.
- Учитель. Правильно. А что во время войны для людей означали карточки?
- Выступление ученика. Высвечивается слайд с текстом: « Карточка- это бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов при нормированной системе их распределения. Обычно их не восстанавливали в случае утери.»
-Учитель. Правильно. Итак, баба Дуня потеряла карточки. Что это значило для неё? Что ждало её детей и саму?
- Ответы.
- Учитель. Правильно. Их ждала голодная смерть. А что говорит она о мешках, для чего нужны были ей желуди?
- Ответ. (Они были голодны и ели желуди.)
- Учитель. Хорошо. Значит, баба Дуня страдает и до конца жизни не успокоится, потому что пережитые горести не дают ей покоя и во время сна, когда она должна отдыхать, набирать себе силы. Нужен был другой способ лечения, более человечный, вежливый. Но как найти его? Кто ей поможет? И нашёлся такой человек. Ребята, кто он?
- Ученик. Этот человек – внук бабы Дуни.
- Учитель. Правильно. Дайте характеристику мальчику. Каким мы видим его в начале рассказа? Прочитайте отрывки о нём.
- Ответ. (« Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься…», «К обеду внук заявился, поел, как подмёл, и снова умчался, теперь уже в лог, с коньками…», «Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще: на зимние каникулы, на октябрьские праздники да Майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да на лыжах, дружил с уличными ребятами,- словом, не скучал…», «Внук всё малыш был да малыш. А в последние год – два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом, большеруком подростке с чёрным пушком на губе косолапого Гришатку…»)
-Учитель. Правильно. Значит, перед нами обыкновенный мальчик. У него свой детский мир: без забот и хлопот, спокойный. Но в течение рассказа мы видим, как он меняется. Давайте, проследим, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке.
- Анализ первой ночи (выступление 1 группы ребят)
Выводы: Гришу поражают слёзы бабы Дуни. Его удивляет то, что сны могли стать причиной настоящих слез, что они столь же реальны для нее, сколь и окружающая действительность.
-Учитель. Хорошо. Ребята, как вы думаете, почему рассказ называется «Ночь исцеления»? Подберите синонимы к слову «исцеление».
- Ответы (Исцеление – это лечение. В эту ночь начинается исцеление бабы Дуни. Поэтому автор так назвал своё произведение.)
- Учитель. Правильно. О какой ночи исцеления идет речь в рассказе? Как мальчик готовится к этой ночи? Прочитайте об этом в рассказе.
- Выступление 2 группы ребят (« За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило. Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи… И пришла ночь. Потушили свет. Гриша не лег, а сел в постели, дожидаясь своего часа. За окном светила луна. Снег белел. Чернели сараи…» Гриша напоминает нам дежурного врача в больнице. Он отказался от первого способа лечения, а придумал свой – второй способ.)
- Инсценировка эпизода (выступление 3 группы ребят)
«- Потеряла… Нет…Нету карточек… - бормотала баба Дуня ещё негромко.- Карточки… Где… Карточки… - И слёзы подкатывали.
Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. Чтобы уж наверняка.
- Хлебные…карточки… - в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.
Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:
- Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите, - настойчиво повторял он. – Все целые, берите…
Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли:
- Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…
По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет.
- Не надо плакать, - громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать, - говорил он, словно приказывал.- И спите спокойно. Спите.
Баба Дуня смолкла.
Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. Его бил озноб. Какой-то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться. Печка была ещё тепла. Он сидел у печки и плакал. Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…Он не спал, но находился в странном забытьи. Словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слёзы кулаком.
Но как только баба Дуня заговорила, он забыл обо всём. Ясной стала голова, и ушла из тела дрожь. К бабе Дуне он подошёл вовремя.
- Документ есть, есть документ… вот он…- дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать.
Гриша словно увидел тёмную улицу и женщину во тьме и распахнул ей навстречу дверь.
-Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ.
- Документ есть! – выкрикнула баба Дуня.
Гриша понял, что надо брать документ.
- Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью.
- Правильный… - облегчённо вздохнула баба Дуня.
- Всё сходится. Проходите.
- Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать.
- Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите.
Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. Теперь уже до утра. Гриша посидел над ней, поднялся, потушил в кухне свет…»
- Учитель. Хорошо. Молодцы. Ребята, как автор пишет о психологическом состоянии Гриши? Почему он плакал?
- Чтение отрывка. (Гришка понял душевное состояние бабы Дуни. Все события, которые пережила баба Дуня, встали перед его глазами. Ее горе стало его горем.)
-Учитель. Правильно. А как вы думаете, где еще мы видим взросление Гриши, его ответственность за судьбу бабы Дуни ?
- Ответ. (В конце рассказа Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчётливо понял – ни слова. Ни даже намёка. Это должно остаться и умереть в нём. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придёт исцеление.»
- Учитель. Правильно. И природа тоже сочувствует героям рассказа. Повторяется предложение: « Снег белил». Это надежда на выздоровление, исцеление.
б) выводы по рассказу и уроку. Определить тему рассказа. ( Тема рассказа: как внук помог бабашке, как он при этом нравственно взрослел)
-Учитель. Ребята, чему учит нас этот рассказ?
-Ответы учащихся.
- Учитель. Правильно, молодцы. Я надеюсь, что вы тоже всегда будете внимательными, доброжелательными и милосердными к своим близким и всем тем, кто нуждается в вашей помощи и поддержке.
III. Задание на дом:
сочинение на тему: «Жизнь моих односельчан в тылу в годы Великой Отечественной войны»