Урок внеклассного чтения в 8-м классе "Песни русского народа"

Разделы: Литература


Цели:

  • закрепить знания о народных песнях, их жанрах и художественных особенностях;
  • показать значимость народных песен в нашей жизни и в жизни наших предков;
  • вызвать интерес у школьников к русскому песенному фольклору;
  • развивать у учащихся умение работать в группах при подготовке к уроку и на уроке.

Урок проводится в форме игры КВН после изучения темы “Народные песни”. На первом уроке по теме класс делится на 3 группы и получает задание к уроку внеклассного чтения:

1. Найдите литературные источники народных (наиболее популярных) песен, пользуясь сборниками:

Песни русских поэтов: в 2 т./ Сост. В.Е. Гусев. – Л.,1988

Песни русских поэтов (конец XVIII – начало ХХ в.) / Сост. А. Бихтер. – Л., 1973

Русские песни и романсы. / Сост. В. Гусев. – М., “Художественная литература”, 1989.

2. Подготовьте рассказ о каком-либо обряде с обязательным исполнением обрядовой песни.

3. Найдите (сочините) и выучите наизусть частушки для конкурса.

Ход урока

Оформление: иллюстрации с изображением народных праздников, гуляний, сцен из народной жизни; плакаты с высказываниями о русских народных песнях.

Эпиграф к уроку:

Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю! Что все черствые летописи … перед этими звонкими, живыми летописями!

Н.В. Гоголь.

1. Теоретическая разминка.

Каждая команда вытягивает карточку с вопросом (трижды). Вопрос зачитывается вслух, после чего дается 30 секунд на обсуждение. Первой отвечает команда, вытянувшая вопрос, затем выслушиваются дополнения других команд.

  1. что такое народная песня?
  2. назовите характерные приметы народной песни;
  3. можно ли определить возраст народной песни?
  4. назовите жанры народных песен (приведите примеры);
  5. кто мог быть героем лирической народной песни?
  6. кто мог стать героем исторических песен?
  7. что общего у исторической песни и былины?
  8. чем историческая песня отличается от былины?
  9. что отличает народную песню от авторской?

2. От стихов поэтов – к песне.

Слово учителя: В народе живут не только собственно народные лирические песни, но и песенные переработки стихотворений поэтов. Такое стихотворение, начиная жить жизнью народной песни, становится частью народной поэзии, отрывается от имени своего автора. В народ переходили стихотворения напевные (удобные для пения размеры – хорей, анапест, амфибрахий), как правило, сюжетные, близкие фольклору по идее и образности.

Задание: назовите авторов литературных источников следующих народных песен (звучат фонограммы песен по 1-2 куплета. В случае отсутствия фонограмм, отрывки из песен может исполнить сам учитель).

  1. “Среди равнины ровныя…” (поэт-песенник А.Ф. Мерзляков)
  2. “Вечерний звон” (И.И.Козлов – перевод из Т. Мура)
  3. “Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?..” (И.З. Суриков. “Рябина”)
  4. “То не ветер ветку клонит…” (С.И. Стромилов)
  5. “Мой костер в тумане светит…” (Я.П. Стромилов. “Песня цыганки”)
  6. “Гуляет по Дону казак молодой…” (Д. Ознобишин)

3. От народной песни – к стихам поэтов. (Конкурс капитанов.)

Слово учителя: Не только стихотворения поэтов становились народными. Народные песни, обработанные поэтами и прозаиками, в свою очередь, украшали страницы художественных произведений. Многие мотивы народных песен отразились в стихах А.В.Кольцова.

Задание: прочитайте стихотворение Кольцова “Раздумье селянина” (текст распечатан для каждого капитана) и ответьте на вопрос: что роднит это стихотворение с народной песней (мотивы, художественные приемы, тропы).

4. Конкурс частушек.

Пока капитаны готовятся, проводится этот конкурс.

Слово учителя: во второй половине ХIХ в. зародился новый песенный жанр. Менялись люди, менялся ритм жизни, в том числе и деревенской. А вместе с ним и многие увеселения – развлечения, когда душа у парней и девок горит и клокочет, разлету хочет. Поэтому и перешли от долгих протяжных песен на короткие припевки, которые в разных местах назывались по-разному и в которые, как оказалось, легче всего было вкладывать все что угодно, любое событие, любое чувство и желание. Частушками эти коротенькие стреляющие песенки назвал в 1889 году Г.И.Успенский в статье, в которой первым пытался определить, что же это за диво родилось в нашем народе. Название получилось очень точное, хотя до этого так называлась ставная мелкоячеистая сеть для мелкой рыбы. (По книге А.П.Рогова “Мир русской души”)

Задание: команды поют по очереди частушки, выигрывает та команда, которая поет частушку последней.

Проверка конкурса капитанов.

5. Обрядовая песня. (Конкурс домашних заданий.)

Слово учителя: обрядовая поэзия включает в себя песни, плачи, причитания, приговоры, заговоры, присловия, загадки, связанные с обрядами. Обрядовая поэзия делится на две большие группы: календарную и семейную.

Календарные песни пели в определенные дни года, по праздникам. Их исполнение в другое время, вне праздничного обычая, было бы лишено всякого смысла.

К семейным относятся песни, сопровождающие обряды, связанные с событиями в жизни людей: свадьба, похороны, рождение ребенка, рекрутчина и т.п. Среди календарных самые поэтичные – рождественские, пасхальные и масленичные циклы. Среди семейных – цикл, сопровождавший свадьбу.

Задание: рассказать о каком-либо обряде, по возможности его показать, обязательно исполнить песню.

6. Подведение итогов.

Вывод по уроку: команды объясняют эпиграф к уроку, записанный на доске.

Учитель объявляет баллы, набранные каждой командой, выставляет оценки за урок.

Заключительное слово учителя: трудно себе представить, сколько поколений русских людей отразили в песне свои чувства, переживания, мечты. Пройдя долгий путь, песня несет в себе не отдельное, случайное, а многовековое. В ней печать поколений, дыхание, трепет миллионов сердец. Народная песня – душа нации. В ней наша история и наши вековые традиции. Вот почему мы должны знать эти песни, исполнять их. Ведь песни живы только тогда, когда они звучат.

Приложение