Цели:
- закрепить знания о народных песнях, их жанрах и художественных особенностях;
- показать значимость народных песен в нашей жизни и в жизни наших предков;
- вызвать интерес у школьников к русскому песенному фольклору;
- развивать у учащихся умение работать в группах при подготовке к уроку и на уроке.
Урок проводится в форме игры КВН после изучения темы “Народные песни”. На первом уроке по теме класс делится на 3 группы и получает задание к уроку внеклассного чтения:
1. Найдите литературные источники народных (наиболее популярных) песен, пользуясь сборниками:
Песни русских поэтов: в 2 т./ Сост. В.Е. Гусев. – Л.,1988
Песни русских поэтов (конец XVIII – начало ХХ в.) / Сост. А. Бихтер. – Л., 1973
Русские песни и романсы. / Сост. В. Гусев. – М., “Художественная литература”, 1989.
2. Подготовьте рассказ о каком-либо обряде с обязательным исполнением обрядовой песни.
3. Найдите (сочините) и выучите наизусть частушки для конкурса.
Ход урока
Оформление: иллюстрации с изображением народных праздников, гуляний, сцен из народной жизни; плакаты с высказываниями о русских народных песнях.
Эпиграф к уроку:
Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю! Что все черствые летописи … перед этими звонкими, живыми летописями!
Н.В. Гоголь.
1. Теоретическая разминка.
Каждая команда вытягивает карточку с вопросом (трижды). Вопрос зачитывается вслух, после чего дается 30 секунд на обсуждение. Первой отвечает команда, вытянувшая вопрос, затем выслушиваются дополнения других команд.
- что такое народная песня?
- назовите характерные приметы народной песни;
- можно ли определить возраст народной песни?
- назовите жанры народных песен (приведите примеры);
- кто мог быть героем лирической народной песни?
- кто мог стать героем исторических песен?
- что общего у исторической песни и былины?
- чем историческая песня отличается от былины?
- что отличает народную песню от авторской?
2. От стихов поэтов – к песне.
Слово учителя: В народе живут не только собственно народные лирические песни, но и песенные переработки стихотворений поэтов. Такое стихотворение, начиная жить жизнью народной песни, становится частью народной поэзии, отрывается от имени своего автора. В народ переходили стихотворения напевные (удобные для пения размеры – хорей, анапест, амфибрахий), как правило, сюжетные, близкие фольклору по идее и образности.
Задание: назовите авторов литературных источников следующих народных песен (звучат фонограммы песен по 1-2 куплета. В случае отсутствия фонограмм, отрывки из песен может исполнить сам учитель).
- “Среди равнины ровныя…” (поэт-песенник А.Ф. Мерзляков)
- “Вечерний звон” (И.И.Козлов – перевод из Т. Мура)
- “Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?..” (И.З. Суриков. “Рябина”)
- “То не ветер ветку клонит…” (С.И. Стромилов)
- “Мой костер в тумане светит…” (Я.П. Стромилов. “Песня цыганки”)
- “Гуляет по Дону казак молодой…” (Д. Ознобишин)
3. От народной песни – к стихам поэтов. (Конкурс капитанов.)
Слово учителя: Не только стихотворения поэтов становились народными. Народные песни, обработанные поэтами и прозаиками, в свою очередь, украшали страницы художественных произведений. Многие мотивы народных песен отразились в стихах А.В.Кольцова.
Задание: прочитайте стихотворение Кольцова “Раздумье селянина” (текст распечатан для каждого капитана) и ответьте на вопрос: что роднит это стихотворение с народной песней (мотивы, художественные приемы, тропы).
4. Конкурс частушек.
Пока капитаны готовятся, проводится этот конкурс.
Слово учителя: во второй половине ХIХ в. зародился новый песенный жанр. Менялись люди, менялся ритм жизни, в том числе и деревенской. А вместе с ним и многие увеселения – развлечения, когда душа у парней и девок горит и клокочет, разлету хочет. Поэтому и перешли от долгих протяжных песен на короткие припевки, которые в разных местах назывались по-разному и в которые, как оказалось, легче всего было вкладывать все что угодно, любое событие, любое чувство и желание. Частушками эти коротенькие стреляющие песенки назвал в 1889 году Г.И.Успенский в статье, в которой первым пытался определить, что же это за диво родилось в нашем народе. Название получилось очень точное, хотя до этого так называлась ставная мелкоячеистая сеть для мелкой рыбы. (По книге А.П.Рогова “Мир русской души”)
Задание: команды поют по очереди частушки, выигрывает та команда, которая поет частушку последней.
Проверка конкурса капитанов.
5. Обрядовая песня. (Конкурс домашних заданий.)
Слово учителя: обрядовая поэзия включает в себя песни, плачи, причитания, приговоры, заговоры, присловия, загадки, связанные с обрядами. Обрядовая поэзия делится на две большие группы: календарную и семейную.
Календарные песни пели в определенные дни года, по праздникам. Их исполнение в другое время, вне праздничного обычая, было бы лишено всякого смысла.
К семейным относятся песни, сопровождающие обряды, связанные с событиями в жизни людей: свадьба, похороны, рождение ребенка, рекрутчина и т.п. Среди календарных самые поэтичные – рождественские, пасхальные и масленичные циклы. Среди семейных – цикл, сопровождавший свадьбу.
Задание: рассказать о каком-либо обряде, по возможности его показать, обязательно исполнить песню.
6. Подведение итогов.
Вывод по уроку: команды объясняют эпиграф к уроку, записанный на доске.
Учитель объявляет баллы, набранные каждой командой, выставляет оценки за урок.
Заключительное слово учителя: трудно себе представить, сколько поколений русских людей отразили в песне свои чувства, переживания, мечты. Пройдя долгий путь, песня несет в себе не отдельное, случайное, а многовековое. В ней печать поколений, дыхание, трепет миллионов сердец. Народная песня – душа нации. В ней наша история и наши вековые традиции. Вот почему мы должны знать эти песни, исполнять их. Ведь песни живы только тогда, когда они звучат.