Урок внеклассного чтения в 7-м классе по поэме Н.А. Некрасова ''Русские женщины''

Разделы: Литература


Подготовительная работа:

  • Чтение коллективно и индивидуально книг:
  • А. Гессена «Во глубине сибирских руд»
  • Повесть С. Алексеева «Декабристы»
  • Марка Сергеевича рассказы, воспоминания «Подвиг любви бескорыстной»
  • Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александра Муравьева, Наталья Фонвизина, Полина Анненкова
  • В читательских дневниках:
  • отзывы на произведения о декабристах;
  • рисунки;
  • фрагменты из поэмы учащиеся выучили наизусть

Оформление урока: стенд «Подвиг любви бескорыстной»

Оформление доски:

Тема урока: Н.А. Некрасов «Русские женщины»' Подвиг любви бескорыстной.

Нет! Я не жалкая раба
Я женщина, жена.
Пускай горька моя судьба –
Я буду ей верна!

Н.А. Некрасов.

Цели урока:

  • раскрыть подвиг бескорыстной любви русских женщин, жен декабристов, паказать их
  • гражданский подвиг;
  • раскрыть духовную красоту и обаятельный образ женщины второй четверти прошлого
  • столетия;
  • показать связь с творчеством современных писателей, обратившихся к теме восстания декабристов, отразив подвиг бескорыстной любви (С. Алексеев «Декабристы»);
  • показать особенность произведения Некрасова;
  • воспитание чувства патриотизма, гражданственности, гордости за героическое прошлое страны;
  • воспитание эстетических вкусов, читательских интересов;
  • развитие навыка анализа художественного произведения: умение выделить идею произведения, художественные приемы раскрытие темы, идеи произведения

ХОД УРОКА

1. Музыкальный пролог

Включается грамзапись русской народной песни: «Гори гори, моя звезда» в исполнении Анны Герман.

– Почему эта мелодия предшествует нашему разговору на уроке? (Народная музыка передает судьбу русской женщины, судьбу печальную со смутными надеждами на счастливую звезду. (Развить...)
– Почему выбрана эта поэма для разговора в классе?
– Почему данное произведение – поэма? (Поэма — стихотворное сюжетное повествование повесть или рассказ в стихах. В поэме всегда видна позиция автора, его отношение к событиям, рассказанным им.)
– Как построена поэма? (Состоит из двух глав. 1-я – рассказ от первого лица, 2-я рассказ-воспоминание)

2. О приеме «антитеза»

Учитель. По цензурным соображениям Некрасов в поэме сознательно обошел
многие острые политические вопросы и весь центр повествования перенес на изображение характеров княгини Ек.Ив.Трубецкой и М.Н. Волконской, их мужества, стоикости, высокого душевного благородства.
Какими поэт показал русских женщин? Проследим его отношение к этим женщинам.
Поэма создавалась на документальном материале записок Волконской, родных и близких декабристов, их воспоминаний.
Поэма написана в 1871-1872 г. и напечатана была с пропусками. И только в 1927 г. поэма впервые была напечатана полностью.

– Как вы думаете, что было упущено в дореволюционном издании?
– Какие эпизоды? (Спор Трубецкой с генералом-губернатором в Иркутске Цейдлером; о роли царя в подавлении восстания и др.).
– Какова роль жен декабристов там, в Сибири, рядом с мужьями и ссыльными Давайте вспомним, как об этом говорили А.Гессен в документальной повести «Во глубине сибирских руд». А как показал С.Алексеев в повести «Декабристы» внимание, чуткость друг к другу людей в ссылке? (глава «Сапожки») Как помогали жены ссыльным? (гл. Окн.)
На Петровском заводе за Байкалом построили специальную тюрьму без окон. Генерал, комендант Лепарский показал план тюрьмы без окон за подписью Николая I: «Быть по сему, Николай». Лепарский любил говорить:
– Лучше иметь дело с тремястами государственными преступниками, чем с десятью их женами. Да где с десятью – генерал лукаво посмотрел на Трубецкую, – тут и одной достаточно.

Учащиеся делают выводы. Два отзыва зачитываются в классе.
Понравившиеся эпизоды, выбранные учащимися для заучивания, читаются наизусть.

3. Воспоминания Екатерина Ивановна

Е.П. Оболенского: Трубецкая, урожденная Лаваль, дочь знатного и богатого графа Ивана Лаваля.
Со своим буд.мужем Серг. Петр. Трубецким познакомилась в Париже, ему было около 30. Он уже был заслуженным героем, участником Бородинской битвы, заграничных походов 13-15 гг, богат, образован.
М. Ник. Волконская, дочь прославленного генерала, участника войны 1812 г. Н.Н. Раевского. Во время Бородинского сражения его батарея, на которой сражались и два его сына, решила исход боя. Жуковский о нем:

Неподкупный, неизменный,
хладный вождь в грозе военный.
Жаркий сам подчас боец,
В дни спокойные — мудрец.

Перед смертью в 1829 г, обведя глазами близких, стоящих у постели, перевел взгляд на портрет М.Н.(дочери) и его последние слова были: «Вот удивительная женщина, которую я когда-либо знал».
Мать М.Н. – Софья Андреевна Раевская была внучкой Ломоносова, от нее М.Н. унаследовала темные глаза, темные волосы, гордую стать.
А.С. Пушкин написал эпитафию на мраморном надгробии сына М.Н:

В сияньи, в радостном покое
У трона вечного творца,
C улыбкой он глядит в изгнание земное
Благословляет мать и молит за отца.

– Как прожили декабристы жизнь в Сибири?
– Почему мы говорили, что за свой короткий век декабристы сделали столько, сколько не сделано бы было еще и за 100 лет?

Обращаемся к страницам произведений А.Гессена, С.Алексеева.

– Что дало вам прикосновение к замечательным страницам истории художественных произведений.

Высказывания учащихся.Оценка работы учащихся на уроке — поурочный балл.