Подготовительная работа:
- Чтение коллективно и индивидуально книг:
- А. Гессена «Во глубине сибирских руд»
- Повесть С. Алексеева «Декабристы»
- Марка Сергеевича рассказы, воспоминания «Подвиг любви бескорыстной»
- Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александра Муравьева, Наталья Фонвизина, Полина Анненкова
- В читательских дневниках:
- отзывы на произведения о декабристах;
- рисунки;
- фрагменты из поэмы учащиеся выучили наизусть
Оформление урока: стенд «Подвиг любви бескорыстной»
Оформление доски:
Тема урока: Н.А. Некрасов «Русские женщины»' Подвиг любви бескорыстной.
Нет! Я не жалкая раба
Я женщина, жена.
Пускай горька моя судьба –
Я буду ей верна!
Н.А. Некрасов.
Цели урока:
- раскрыть подвиг бескорыстной любви русских женщин, жен декабристов, паказать их
- гражданский подвиг;
- раскрыть духовную красоту и обаятельный образ женщины второй четверти прошлого
- столетия;
- показать связь с творчеством современных писателей, обратившихся к теме восстания декабристов, отразив подвиг бескорыстной любви (С. Алексеев «Декабристы»);
- показать особенность произведения Некрасова;
- воспитание чувства патриотизма, гражданственности, гордости за героическое прошлое страны;
- воспитание эстетических вкусов, читательских интересов;
- развитие навыка анализа художественного произведения: умение выделить идею произведения, художественные приемы раскрытие темы, идеи произведения
ХОД УРОКА
1. Музыкальный пролог
Включается грамзапись русской народной песни: «Гори гори, моя звезда» в исполнении Анны Герман.
– Почему эта мелодия предшествует нашему
разговору на уроке? (Народная музыка передает
судьбу русской женщины, судьбу печальную со
смутными надеждами на счастливую звезду. (Развить...)
– Почему выбрана эта поэма для разговора в
классе?
– Почему данное произведение – поэма? (Поэма —
стихотворное сюжетное повествование повесть или
рассказ в стихах. В поэме всегда видна позиция
автора, его отношение к событиям, рассказанным
им.)
– Как построена поэма? (Состоит из двух глав. 1-я
– рассказ от первого лица, 2-я
рассказ-воспоминание)
2. О приеме «антитеза»
Учитель. По цензурным соображениям
Некрасов в поэме сознательно обошел
многие острые политические вопросы и весь центр
повествования перенес на изображение характеров
княгини Ек.Ив.Трубецкой и М.Н. Волконской, их
мужества, стоикости, высокого душевного
благородства.
Какими поэт показал русских женщин? Проследим
его отношение к этим женщинам.
Поэма создавалась на документальном материале
записок Волконской, родных и близких
декабристов, их воспоминаний.
Поэма написана в 1871-1872 г. и напечатана была с
пропусками. И только в 1927 г. поэма впервые была
напечатана полностью.
– Как вы думаете, что было упущено в
дореволюционном издании?
– Какие эпизоды? (Спор Трубецкой с
генералом-губернатором в Иркутске Цейдлером; о
роли царя в подавлении восстания и др.).
– Какова роль жен декабристов там, в Сибири,
рядом с мужьями и ссыльными Давайте вспомним, как
об этом говорили А.Гессен в документальной
повести «Во глубине сибирских руд». А как показал
С.Алексеев в повести «Декабристы» внимание,
чуткость друг к другу людей в ссылке? (глава
«Сапожки») Как помогали жены ссыльным? (гл. Окн.)
На Петровском заводе за Байкалом построили
специальную тюрьму без окон. Генерал, комендант
Лепарский показал план тюрьмы без окон за
подписью Николая I: «Быть по сему, Николай».
Лепарский любил говорить:
– Лучше иметь дело с тремястами
государственными преступниками, чем с десятью их
женами. Да где с десятью – генерал лукаво
посмотрел на Трубецкую, – тут и одной достаточно.
Учащиеся делают выводы. Два отзыва
зачитываются в классе.
Понравившиеся эпизоды, выбранные учащимися
для заучивания, читаются наизусть.
3. Воспоминания Екатерина Ивановна
Е.П. Оболенского: Трубецкая, урожденная Лаваль,
дочь знатного и богатого графа Ивана Лаваля.
Со своим буд.мужем Серг. Петр. Трубецким
познакомилась в Париже, ему было около 30. Он уже
был заслуженным героем, участником Бородинской
битвы, заграничных походов 13-15 гг, богат,
образован.
М. Ник. Волконская, дочь прославленного генерала,
участника войны 1812 г. Н.Н. Раевского. Во время
Бородинского сражения его батарея, на которой
сражались и два его сына, решила исход боя.
Жуковский о нем:
Неподкупный, неизменный,
хладный вождь в грозе военный.
Жаркий сам подчас боец,
В дни спокойные — мудрец.
Перед смертью в 1829 г, обведя глазами близких,
стоящих у постели, перевел взгляд на портрет
М.Н.(дочери) и его последние слова были: «Вот
удивительная женщина, которую я когда-либо знал».
Мать М.Н. – Софья Андреевна Раевская была внучкой
Ломоносова, от нее М.Н. унаследовала темные глаза,
темные волосы, гордую стать.
А.С. Пушкин написал эпитафию на мраморном
надгробии сына М.Н:
В сияньи, в радостном покое
У трона вечного творца,
C улыбкой он глядит в изгнание земное
Благословляет мать и молит за отца.
– Как прожили декабристы жизнь в Сибири?
– Почему мы говорили, что за свой короткий век
декабристы сделали столько, сколько не сделано
бы было еще и за 100 лет?
Обращаемся к страницам произведений А.Гессена, С.Алексеева.
– Что дало вам прикосновение к замечательным страницам истории художественных произведений.
Высказывания учащихся.Оценка работы учащихся на уроке — поурочный балл.