Методическая цель:
Учитывая своеобразие видов искусств, сравнить эпизоды видеофильма и текста, помочь убедиться в том, что художественное произведение дает более глубокое понимание богатства внутреннего мира героя через художественно-выразительные средства, подтекст, стилистические приемы, художественные детали.
Тема урока: «Жить надо по законам сердца и совести».
Цели:
- Заинтересовать учеников творчеством писателя.
- Подвести к пониманию идейного содержания произведения.
- Учить внимательному чтению художественного текста (роль детали, подтекст, приемы, анализ эпизода) и сравнению с экранизацией произведения.
Оборудование:
- Фрагменты песен: «Земля – наш дом», «Не губите, мужики…».
- Газета, посвященная творчеству Бориса Васильева (выполнена учениками).
- Видеофрагменты из одноименного фильма «Не
стреляйте в белых лебедей»:
№1 «Женщина из дерева» (1,5 минуты).
№2 «Значимые эпизоды фильма (экскурс к составлению портретной характеристики героя) (6 минут).
Эпиграфы к уроку.
- Боль земную, я чувствую, как свою собственную.
И. Васильев (публицист-писатель). - Поступать надо не с прицелом, не для одобрения
свыше, а как велит совесть.
Б. Васильев - Будет вечность, если не будет топора.
Ю. Нагибин
Опережающее задание.
- Прочитать произведение.
- Написать отзыв (или его элементы) по первичному впечатлению.
- Выписать «зернышки» для раздумий.
Музыкальная вставка «Не губите, мужики…»
Погружение в тему, проблемная ситуация. Учитель: «Будет вечность, если не будет топора». Эти слова принадлежат писателю Юрию Марковичу Нагибину, который, как и Б.Л. Васильев, раскрывает нравственную проблематику в лирических рассказах и повестях о современной жизни «Далекое и близкое», «Переулки моего детства», «Остров любви», «Встань и иди» и др.
Вопрос к классу: – Как вы понимаете смысл этих слов?
– Попробуйте выстроить ассоциативный ряд слову топор (гибель, разрушение, крах…).
– Как эти слова соотносятся с творчеством Бориса Васильева и героями его произведения «Не стреляйте в белых лебедей»?
После ответов учеников учитель приводит цитату (своеобразный мостик для перехода к основной задаче урока) «Художественное произведение – собрание мыслей, сцепленных между собой для выражения себя» Л.Н. Толстой.
– Каким выразил себя Б.Л. Васильев через свое художественное произведение «Не стреляйте в белых лебедей»?
Ответы учеников по биографии писателя, воспоминаниям и высказываниям о нем современников и т.д.
Учитель предлагает обратиться к произведению и его героям (ученики зачитывают отзывы по первичному впечатлению).
Люда Ч. «…Егор Полушкин – настоящий художник. Он замечал то, чего не замечал ни один другой человек. Он пользовался топором, как пользуется художник кистью. Это чистый и душевный человек…»
Раиля С. «…прочитав книгу Бориса Васильева, я, в первую очередь, уяснила то, что совершать поступки нужно по велению сердца, во благо любви, добра и справедливости…»
Илья Н. «…писатель учит нас чуткости и наблюдательности на примере главного героя. Мы волнуемся, переживаем вместе с ним…»
Учитель: Мы с вами уже не раз отмечали (и еще вам предстоит говорить об этом при изучении творчества Гоголя, Островского, Тургенева) о говорящих фамилиях. Главный герой повести – Егор Полушкин – «бедоносец».
Вопрос классу: – Как вы понимаете, случайно ли автор наделил героя фамилией Полушкин?
(Справку дает ученик, обратившись к словарю Даля: полушка – в старину медная монета в четверть копейки)
– А имя Егор означает – победитель. Ученица Оля С. привела пример о Георгии Победоносце. Вывод: Егор – победитель над злом. Подтвердите текстом.
Учитель читает цитату «Поступать надо не с прицелом, не для одобрения свыше, а как велит совесть».
– Как же совесть «велела» поступать Егору? (ченики дают характеристику герою, подтверждая примерами их текста).
Просмотреть фрагмент эпизода № 1, что он дополнил в понимании богатства внутреннего мира героя. После высказываний учеников обращаемся к отрывку из текста. От слов «Оставшись один, Егор не торопливо принялся за дело…» до «…значит, сила была – тихо ответил Егор и заплакал».
Задание.
Найти художественное выразительное средство, стилистические приемы, помогающие утвердиться в мысли, что художественное произведение нельзя подменить (а лишь дополнить) просмотром фильма.
Проверка домашнего задания.
Ученики зачитывают «зернышки» из текста, которые они взяли для размышлений. Привожу несколько примеров из ученических тетрадей.
«О том, что такое зло и почему оно совершается, люди давно думают. А зло – оно в человеке сидит, внутри. Всяк за живот свой опасается и обижает кругом всех. Но кроме живота, Коля есть еще совесть». (Катя С.)
«Это мы часто вспоминаем, злоба злобу плодит, а вот что от добра добро родится, это не очень. А ведь это и есть главное». (Андрей Ш.)
«И, улыбаясь так, он как-то очень просто, тихо подумал, что прожил свою жизнь в добре, что никого не обидел и что помирать ему будет легко». (Дима Д.)
«Все мы в одном доме живем, да не все хозяева. А почему? А природа она покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И ни какой человек, ни царь ей… вредно это – царем то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку». (Настя З.)
Учитель подводит итог размышлениям учеников: «Я благодарю вас за то, что вы глубоко и серьезно отнеслись к прочтению произведения и ваши размышления я могу объединить словами публициста И. Васильева, что писатель Б.Л. Васильев «боль земную чувствует как свою собственную», и наделил этим замечательным качеством главного героя повести Егора Полушкина».
Далее учитель предлагает экскурс по страницам произведения через видеофрагменты (№ 2).
(Звучит песня «Земля – наш дом»)
Д/з письменно: Что значит «жить по законам сердца и совести»?