Цели урока:
- Показать разнообразие и выразительность образов русской природы;
- вызвать интерес к творчеству И.С. Тургенева;
- помочь вызвать зрительные образы при чтении очерка;
- понять настроения и чувства писателя;
- выявить своеобразие очерков И.С. Тургенева;
- показать место очерка “Лес и степь” в цикле “Записки охотника”;
- заинтересовать учащихся необычайностью повествования очерка;
- развивать устную речь учащихся;
- формировать умение логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- воспитывать чувство любви и уважения к природе.
Методические приёмы:
- Рассказ учителя;
- сообщения учащихся;
- чтение фрагментов очерка с элементами беседы;
- устное рисование;
- словарная работа;
- выразительное чтение учащихся;
- активизация самостоятельной работы учащихся;
- беседа по вопросам;
- принцип антиципации (предвосхищение) по названию очерка, иллюстрациям к нему;
- описание иллюстраций.
Межпредметные связи:
- Литература, живопись, биология, география.
Словарная работа:
- Пейзаж, очерк, эпиграф, вальдшнепы, свиток, степь, пенаты.
Оборудование урока:
- Портрет писателя И.С. Тургенева;
- иллюстрации художника Анатолия Белюкина к очерку “Лес и степь”;
- набор открыток к циклу рассказов И.С. Тургенева “Записки охотника”;
- альбом с фотографиями И.С. Тургенева;
- произведения писателя различных изданий;
- музыкальная запись шума леса и пения птиц на аудиокассете.
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя.
“…Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо… На тёмно – сером небе кое – где мигают звёзды; влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной; слышится сдержанный, неясный шёпот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью…”
2. Беседа по вопросам.
– Узнали эти строчки? Очарованы ими, удивлены,
заворожены их красотой?
– Кто автор этих строчек? Из какого они
произведения?
(Иван Сергеевич Тургенев. Цикл рассказов “Записки охотника”. Очерк “Лес и степь”.)
– Сегодня на уроке вновь встреча с Иваном Сергеевичем Тургеневым – замечательным русским писателем. Встреча с его очерком “Лес и степь”.
Очерк прочитан дома.
– Какое впечатление он произвёл на вас?
(Понравился, очаровал красотой языка, описанием картин природы).
– Перед чтением рассказа, вслушиваясь в его название, вы, конечно, задумывались над тем, о чём будет этот рассказ Тургенева, что вы узнаете нового и интересного о лесе, степи. Давайте вспомним ваши предположения, догадки, мысли об этом.
(Ответы детей.)
– В чём ваши предположения совпали?
(Ответы детей.)
– Такого ли содержания ждали?
(Ответы детей.)
– Что оказалось неожиданным
(Ответы детей.)
– Чем рассказ захватил, удивил, очаровал?
(Красотой леса, языка.)
– По-вашему, удачно название рассказа? (Ответы детей.)
(Ответы детей.)
– Согласны ли вы с названием рассказа “Лес и степь”? (Ответы детей.)
(Ответы детей.)
– А как бы вы назвали этот рассказ И.С. Тургенева?
(Ответы детей.)
– Что такое лес, я уверена, вы знаете. А чтобы проверить это, мы проведём с вами физкультурную минутку “В лесу”.
Вверх руки подняли и покачали – это деревья в
лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает
росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы
летят.
Где они сядут, тоже покажем – руки согнули назад!
– Что такое степь нам расскажет Стас Г., который приготовил небольшое сообщение из “Энциклопедического словаря”. (Степь – природная зона умеренных поясов Северного полушария. Степи расположены на обширных территориях Европы и Азии. Для степи характерны разнотравье, ковыль, живняк, в фауне – грызуны, хищники.)
Учитель показывает иллюстрации степи, растения, картины животных и птиц.
3. Слово учителя.
Вы заметили, наверное, что я произведение “Лес и степь” Тургенева называю то рассказом, то очерком. Я не ошибаюсь. В науке нет единого мнения по поводу жанрового характера этого произведения. Одни исследователи считают, что это рассказ, другие считают, что очерк. “Лес и степь” можно обозначить, как очерк – повествование.
Для того, чтобы узнать, что такое очерк, заглянем в литературоведческий словарь.
(Сообщение учащегося.)
Очерк – в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
– Ребята, а теперь вернёмся к очерку Тургенева “Лес и степь”. Ваня П. Приготовил нам интересное сообщение.
(Целую серию рассказов об охоте, о природе, о своих наблюдениях Тургенев назвал “Записки охотника”. В цикле 25 рассказов. Писатель завершил “Записки охотника” рассказом “Лес и степь”. В нём Тургенев прощается с читателем. Рассказ проникнут чувством восхищения красотой родной земли. Писатель изображает картины бескрайней русской степи, далеко раскинувшего леса, любимых русскими людьми мест.)
– У каждого человека есть слабость, увлечение, а то и страсть. У писателя тем более, ведь он отличается от обыкновенных людей особенной эмоциональностью, впечатлительностью, однажды пережитое остаётся в памяти навсегда.… Случилось это и с Тургеневым. Вспомните его пенаты – любимое Спасское. После долгой разлуки с родными местами Тургенев вновь здесь, где прошло его детство. “Первое лето и осень целиком ушли на охоту. Тургенев неутомим в своём занятии, в своей страсти…”, – рассказывает в своей книге “Жизнь Тургенева” Борис Зайцев.
– Вас удивляет тургеневская страсть – охота? Впервые ли вы встречаетесь с нею на уроках литературы? Вспомним хотя бы некрасовского деда Мазая: разве не был он страстным охотником?
– Начиная рассказ “Лес и степь”, Тургенев пишет, что в заключение своих записок он не может “не сказать несколько слов об охоте”.
– Действительно ли этот рассказ об охоте?
(Ответы детей.)
– Известно, что А.С. Пушкин предпочитал осень всем другим временам года. Обращаясь в своих стихах к осени, он признавался ей в любви:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!
– Можно ли определить, какое время года или время суток нравится Тургеневу больше других?
(Ответы детей.)
– А что предпочитаете вы?
(Ответы детей.)
– О чём ещё, кроме охоты, рассказ Тургенева “Лес и степь”?
(О природе, о любви к природе, к лесу.)
– Рассказ “Лес и степь” не только об охоте, о природе. Это рассказ о человеке, остающемся наедине с природой.
4. Работа с текстом.
– А сейчас поработаем с текстом рассказа. Выберите из текста фразы, описывающие состояние души лирического героя, ведь лето и осень приводят его в восторг, наполняют его душу весельем, силой и бодростью.
Отрывки из текста:
“Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари?”
“Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенётся, как птица. Свежо, весело, любо!”
“Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам!”
“Голова томно кружится от избытка благоухания!”
“Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо…”
“Гроза прошла; вы ходите. Боже мой, как весело сверкает всё кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!”
5. Слово учителя.
– Осень – это время размышлений и воспоминаний.
(Чтение наизусть учащимся отрывка из текста очерка.)
“Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идёшь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются, воображенье реет и носится как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьётся, страстно бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развёртывается легко и быстро как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает – ни солнца нет, ни ветра, ни шума…”
– Тургенев в этом отрывке описывает лес. А что необычного было в том лесу? На что обратил внимание Тургенев?
(Стояла мёртвая тишина.)
– Как вы догадались об этом? По каким словам?
(Ни солнца нет, ни ветра, ни шума…)
– Как вы думаете, нравится такой лес самому писателю?
(Да.)
– Почему вы так решили? Какой строчкой можно это доказать?
(Спокойно дышит грудь в таком лесу.)
– Что особенно привлекает автора в таком лесу?
(Особая тишина и покой.)
– Что происходит в душе у Тургенева, когда он идёт вдоль опушки леса?
(Он вспоминает своё прошлое, сердце его дрожит и бьётся – ведь на память приходят любимые лица, мёртвые и живые.)
– Как вы думаете, почему Тургеневу удаётся вдруг вспомнить своё прошлое?
(В лесу ему ничто не мешает, в такие минуты хочется немного погрустить об ушедших годах, о пережитом.)
– Действительно, ребята, природа, её состояние покоя находят душевный отклик у Тургенева. Именно в такой необыкновенной тишине хочется вспоминать о приятном, что – то воображать.
– А вам доводилось когда-нибудь находиться в подобной обстановке? Что вы чувствовали? О чём размышляли?
(Высказывания детей.)
– Какое настроение у вас, когда вы читаете этот отрывок?
(Настроение лёгкой грусти, спокойное настроение.)
– Действительно, природа влияет на душевное состояние человека.
– Какое местоимение использует Тургенев в своём рассказе? Найдите строчки с этим местоимением.
(“Вот вы сели…”, “Вы едете…”, “Вы раздвинете мокрый куст…”.)
– Почему в рассказе “Лес и степь” местоимение “Я” уступило место местоимению “Вы”?
(Местоимение “ВЫ” придаёт повествованию обобщающий характер. Писатель как бы вводит читателя в своё повествование, полагая, что подобные чувства природа может вызвать у каждого человека.)
– Иван Сергеевич Тургенев – певец русской природы, мастер пейзажа.
– Как вы думаете, что сделало рассказ Тургенева “Лес и степь” образцом русского литературного пейзажа?
(Красота языка, выразительность эпитетов, музыкальность построения фразы.)
– Рассмотрим иллюстрации художника Анатолия Белюкина к рассказу Тургенева “Лес и степь”.
– Найдите в тексте рассказа строки, подходящие к ним.
Первая иллюстрация. “…Небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь ещё белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья…”
Вторая иллюстрация. “…Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана”.
6. Заключительное слово учителя.
– Художник, как и Тургенев, находится наедине с природой. А что, по-вашему, быть наедине с природой?
(Ответы детей.)
7. Вывод по теме урока.
– Уединение с природой – это особое состояние. Человек, которому доводится быть наедине с природой, чувствовать её красоту, силу, начинает в эти минуты размышлять о многом, думать о своих поступках, об отношении к близким и самому себе. Такие минуты общения человека с природой делают его душевно богаче, чище, мудрее.
Природа – это великая сила, которой подвластно всё, в том числе и человек со своей душой и сердцем.
сейчас под шум леса, пение птиц давайте останемся наедине с природой. (Звучит запись шума леса и пения птиц.)
8. Итоги урока.
9. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к очерку Тургенева и выучить наизусть отрывок к ней.