Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Тема детства в произведениях современных российских писателей (на примере рассказа Л.Улицкой из сборника "Детство 49")

Разделы: Литература


Слово учителя: Нам предстоит провести сегодня необычный урок литературы. Необычность его будет заключаться не только в том, что это открытый урок в рамках городского педагогического фестиваля, необычна тема нашего урока. Запишите её, пожалуйста. Звучит заявленная тема довольно серьёзно, надеюсь, и разговор получится такой же.

Задач у нас много:

  • Познакомиться с новым для вас именем – Людмила Улицкая;
  • Побывать на экскурсии в музее;
  • Прочитать и проанализировать рассказ (не называю пока какой);
  • Подготовиться к составлению отзыва о нём; сравнить себя с героями рассказа;
  • Определить, чем отличается детство, описанное в произведении Улицкой, от детства сегодняшнего, и, конечно, понять что-то важное о самих себе.

Начнём с очень краткого слова о писателе (подготовившийся ученик рассказывает о Людмиле Улицкой).

Учитель: Чтобы наш разговор закрепился в вашем сознании, чтобы ваши родители тоже познакомились с творчеством Улицкой (она не детский писатель), “подарок” на память: маленькая карточка, на которой фотопортрет, основные сведения и слова, которые не могу не процитировать: “Прочитав книги Улицкой, вы никогда не станете тратить время на чтение низкопробной литературы”. Хочу, чтоб было именно так.

Исследователи отмечают следующие отличительные черты произведений писательницы: лёгкий слог, умение передать тончайшие нюансы человеческих отношений, талант рассказчика – попробуем всё это увидеть.

Учебная ситуация № 1. Проверим первую часть домашнего задания. Вам нужно было узнать у своих бабушек и дедушек об их детстве. Что вы узнали? Детство 49, какое оно? (Ребята рассказывают о том, каким трудным, голодным, холодным, искалеченным войной было это детство).

Учитель: Мой папа на год старше Людмилы Улицкой. В 49-ом году он пошёл в школу. Он очень любил учиться, но ходил в школу не каждый день – в семье было шестеро детей, отец погиб на фронте, и с сестрой Юлей у них, самых младших, были одни ботинки на двоих, а школа находилась в соседнем посёлке, за 5 км, жили на Украине… Первые буквы папа писал на газете – бумаги не было… Вот он пример из детства 49.

Учебная ситуация № 2. Чтобы вы смогли лучше представить себе ту эпоху, подготовились к восприятию текста, я приглашаю вас в наш историко - художественный музей на экскурсию. Мы отправимся в залы, посвящённые первым послевоенным годам. Посмотрите (демонстрируется небольшая презентация, составленная учителем из фотографий, сделанных в залах музея).

- Это вещи первых переселенцев, приехавших в Калининградскую область.
- Это обстановка городской квартиры того времени.
- Это интерьер сельского дома: портреты на стенах, самовар, этажерка, домотканый половик на полу…
- Это подлинные игрушки того времени: мишка и пупс.
- Такую одежду носили люди в то время…

Учебная ситуация № 3. Проверим вторую часть домашнего задания. Я просила вас подобрать 2-3 прилагательных, наиболее подходящих к слову “победа”. Озвучим (честная, красивая, лёгкая, достойная, бесспорная, спортивная…)

Всё правильно. Никто из вас не назвал почему-то такое словосочетание “бумажная победа”, так называется рассказ, с которым мы будем работать. Запишите: Рассказ “ Бумажная победа”.

Что необычного в этом названии? Почему эти слова совсем не сочетаются, на первый взгляд?

- Победа – это что-то реальное, ощутимое, поэтому она не должна, не может быть бумажной.

Посмотрите на словарную статью, посвящённую слову “бумажный” (на обороте доски):

Бумажный –

  1. Сделанный из бумаги.
  2. Канцелярский, бюрократический.
  3. Перен. существующий только на бумаге, не осуществляемый на деле (бумажные доказательства).

Итак, в произведении Л.Улицкой пойдёт речь о какой-то бумажной победе.

Учебная ситуация № 4. Сейчас вы услышите рассказ. Тексты лежат перед вами, но пока они должны быть закрыты. Задача первая: слушать, заполнять таблицу (первые три графы). Задача вторая: думать над вопросами:

- Кто кого победил?
- Почему рассказ так называется?
- Как вы понимаете его название?
- Победа, о которой идёт речь, настоящая или не существующая на самом деле?
- Какой момент можно считать кульминацией рассказа?

Чтение начала рассказа до предложения: “Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и всё население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зелёным ”.

Учебная ситуация № 5. Проверим, что вы записали.

Главный герой рассказа – Геня Пираплетчиков.

Несчастным его делают фамилия, походка, заложенный нос, болезненность, безотцовщина…

Остальные герои рассказа: мама Гени, его бабушка, Колька Клюквин, девочки, Женька Айтыр.

Взаимоотношения главного героя с другими детьми в начале рассказа враждебные.

Как вы думаете, как будет устроен детский праздник? Что на нём произойдёт? Что подарят Гене? (Ребята делятся своими предположениями: “пессимисты” считают, что всё останется по-прежнему, “оптимисты” думают, что Геня подружится с ребятами, раскроется для них по-новому…)

Учебная ситуация № 6. Учитель продолжает чтение рассказа, ребята уже могут перевернуть листочки и следить за развитием действия по тексту. Их задача: думать над вопросами, озвученными раньше; заполнить последнюю графу таблицы.

Учебная ситуация № 7. Вернёмся к таблице и нашим вопросам.

Как изменились отношения Гени с другими детьми?

(Они стали дружескими. Ребята увидели, что Геня такой же ребёнок, как они. А Геня “словно впервые увидел их лица: не злые. Они были совершенно не злые…”).

Кто одержал победу? Настоящая ли она? Почему Людмила Улицкая называет её бумажной?

(Победу одержал Геня. Конечно же, с помощью своей мамы, бабушки, книги М.Гершензона, “мудреца, волшебника, лучшего из людей”…

Геня увлекался оригами, он “был великим мастером этого бумажного искусства”, именно поэтому его победа “бумажная”.

Когда для игры понадобились фанты, которых ни у кого не оказалось, мама попросила Геню сделать их из бумаги, свершилось “чудо”: “Все забыли и думать про фанты. Геня быстрыми движениями складывал, выравнивал швы, снова складывал, загибал уголки. Человек…рубашка…собака…

Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили…”

Это и есть кульминация рассказа).

Вернёмся ко второй графе. Увидели ли вы в рассказе не совсем обычных героев? Что это за герои? Назовите их. Докажите их “присутствие” в тексте.

- Оригами.

- Музыка (“Музыка кончилась, выпорхнула в открытое окно, лишь несколько басовых нот задержались под потолком и , помедлив, тоже уплыли вслед за остальными”

“Все сидели тихо, не проявляя признаков нетерпения, хотя конфеты уже кончились. Ужасное напряжение, в котором всё это время пребывал Геня, оставило его, и впервые мелькнуло что-то вроде гордости: это его мама играет Бетховена, и никто не смеётся, а все слушают и смотрят на сильные разбегающиеся руки”).

- Весна (“И воздух, и земля – всё было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуту на минуту взорваться мелкой счастливой зеленью”.

“Прошло две недели. Наступила спокойная и нежная весна. Высохла грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор, и всё население, сколько ни старалось, никак не могло его замусорить, двор оставался чистым и зелёным ”.

То, что происходит дальше, словно “подготовлено” весной: “Геня уже третью неделю ходил в школу… обычно перерывы между болезнями длились не больше недели”).

Зачем нужны эти герои? О чём нам говорит их присутствие в коротеньком рассказе?

(В начале рассказа между Геней и другими детьми граница, стена, кажется, что преодолеть её нельзя. Писательница показывает: можно! Как?! С помощью природы, искусства. Если бы мы постоянно это замечали, могли оценить, то конфликтов было бы меньше…).

Учебная ситуация №8. Главный герой рассказа считает свой талант “чепуховым”. Давайте проверим, так ли легко научиться делать по книге бумажные фигурки. Перед вами листы цветной бумаги, квадратные. Возьмите их. Есть схема, по которой можно сделать вот такой катамаран. Давайте попробуем.

Через 2-3 минуты: покажите, у кого получилось. Легко? Какую же победу одержал Геня, настоящую или нет? Как надо относиться к любому таланту?

- Геня одержал настоящую, заслуженную победу, потому что овладеть искусством оригами непросто.

- К любому таланту надо относиться с уважением. Каждый из нас умет делать что-то лучше других, только не все это видят и замечают, не все это умеют оценить, нужно обязательно этому учиться.

Учебная ситуация № 9. Рассказ “Бумажная победа” о послевоенном детстве, и тема войны, на первый взгляд, не звучит, но она есть. Как, через какие детали Л.Улицкая показывает нам, что война – это зло?

- Плохо одетые, полуголодные люди.
- Безотцовщина.
- Невозможность воплотить в жизнь свои мечты (мама главного героя – талантливая пианистка, и если бы не война, то она окончила бы консерваторию).
- Ненависть, недоверие к тому, что “сделано” немцами (Женька Айтыр “теряет бдительность” при виде посмертной маски Бетховена только тогда, когда понимает, что этот немецкий композитор умер больше ста лет назад).

Учебная ситуация № 10. Подведём итоги.

- Понравился ли вам рассказ Л.Улицкой “ Бумажная победа”?
- Какие чувства вы испытывали, слушая и читая это произведение?
- Отличается ли детство, описанное в рассказе, от сегодняшнего?
- Как вы изменились после прочтения этого рассказа?
- Кому и почему вы бы порекомендовали прочитать этот рассказ?

Последний вопрос можно предложить в качестве письменного или устного домашнего задания. Учитель также рекомендует ребятам прочитать другие рассказы из сборника “Детство 49”.

Примечания.

Для проведения учебной ситуации № 8 учитель может воспользоваться любым пособием по оригами (для начинающих). Мы остановились на катамаране, потому что сами умеем делать такой кораблик. Можно включить музыкальное “сопровождение”: Шуберта или Бетховена, пока ученики складывают бумажные фигурки.

“Карточка на память”.

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 23 февраля 1943 года. Прозаик, сценарист, драматург. Книги писательницы переведены на 17 языков. Самые известные из них: “Сонечка”, “Медея и её дети”, “Казус Кукоцкого”, “Даниэль Штайн, переводчик” и др. Лауреат французской литературной премии Медичи, итальянской премии Джузеппе Ацерби, Букеровской премии, премии “Большая книга” и др.

Прочитав книги Улицкой, вы никогда не станете тратить время на чтение низкопробной литературы. Произведения писательницы отличают лёгкий слог, умение передать тончайшие нюансы человеческих отношений, талант рассказчика.

Карточка к учебной ситуации №4.

По ходу чтения рассказа заполняйте следующую таблицу (работайте в карточке).

Главный герой рассказа

(Что делает его несчастным?)

Остальные герои рассказа

(*Попробуйте увидеть в рассказе не совсем обычных героев)

Взаимоотношения главного героя с другими детьми в начале рассказа Взаимоотношения главного героя с другими детьми в конце рассказа
     

Приложение.