Литература
-
Урок - литературная игра по поэме "Руслан и Людмила" с использованием ИКТ 2009
Цель урока: игры с использованием ИКТ обобщение разговора о первой пушкинской сказке; весело и в игровой форме повторить изученное произведение; развитие детской фантазии и воображения; воспитание у учащихся нравственности и положительных эмоций.
-
Урок - экскурсия: "Изучение поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины" 2003
Предлагаю открытый урок-экскурсию по изучению поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины" в Знаменском монастыре у могилы Е.И. Трубецкой.
-
Урок -защита исследовательского проекта "Певец души народной" (по творчеству М.А. Шолохова). 11-й класс 2014
Урок проводится в форме защиты проекта. Цель: включение учащихся в процесс познания, поиска и переработки информации, обучение умению делать выводы, обобщать, сопоставлять факты в дискуссии. Урок формирует в учащихся умение самостоятельно добывать знания, исследовать, делать выводы и обобщать сказанное, а также представляет учащимся возможность увидеть и оценить результат своего труда.
-
Урок «И.С. Тургенев. Внутренняя связь рассказа "Муму" и стихотворения в прозе "Щи". Спасское-Лутовиново в творческой деятельности писателя» 2009
На уроке формируются умения работать с эпическими произведениями, развиваются все виды речевой деятельности, формируется личность учащегося (вдумчивого читателя), а также первичные исследовательские навыки, развиваются воображение и творческие способности детей.
-
Урок «Место и композицонная роль прологов в трагедии И.Ф. Гете "Фауст"» 2011
На уроке раскрываются своеобразие и композиционная роль прологов трагедии «Фауст», глубина взглядов автора на сущность человека.
-
Урок «Проверка на человечность через испытание огнем» (По роману Ю.В.Бондарева «Горячий снег») 2021
Цель урока: обогащение знаний о Великой Отечественной войны; совершенствование умений анализировать текст, выделять главное, сопоставлять, обобщать и делать выводы, развитие речи учащихся; воспитание чувства священной памяти, благодарности и гордости за свою Родину, воспитание уважительного отношения к ветеранам войны.
-
Урок «Юбилею Н.В. Гоголя посвящается…» 2011
Представленный урок – литературный час, посвященный юбилею Н.В. Гоголя, проводится в рамках недели русского языка и литературы. Для успешного обучения предлагаются такие формы работы, которые вызывают заинтересованность в изучении предмета: проектная деятельность, театрализованное представление, литературные викторины и др.
-
Урок адыгейской литературы в 6-м классе на тему "Жизнь дана на добрые дела" по произведениям Киримизе Жанэ "Камбулет", "Тайна старого дуба" 2010
Самым ярким примером в привитии добрых качеств, в воспитании достойного человека является художественная литература. Конечно - это сказки, мифы, сказания, где главными героями являются богатыри, нарты, где они совершают подвиги ради любви к человеку, совершая поступки во имя добра. Это колыбельные песни, это детские рассказы.
-
Урок анализа поэтического текста "Тайна поэтического слова" 2007
Урок исследования поэтического текста стихотворения И.А. Бунина "Без имени" был проведён в 7-м классе. Он представляет собой обобщение знаний учащихся об анализе поэтического текста, попытку проникнуть в тайну поэзии, читать не только глазами, но и сердцем и душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя.
-
Урок английского языка в 5-м классе "Наши любимые книги" 2015
Данная методическая разработка может быть использована на уроке в средней школе при изучении и повторении тем: «Мои любимые книги», «Известные писатели». На уроке применяются технологии развивающего обучения, личностно-ориентированный метод, игровые методики, что способствует вовлечению всех учащихся в учебный процесс. Урок включает дополнительные материалы по литературе и сопровождается компьютерной презентацией.
-
Урок английского языка по теме «Я люблю книги» (I love books) 2014
Уроки иностранного языка развивают навыки смыслового чтения. Цель урока: развитие умений чтения с пониманием основного содержания.
-
Урок астрономии "Эта загадочная гармония" 2012
В статье отражен комплексный подход к изучению понятия "гармония". Представленные материалы могут быть использованы на уроках и во внеурочной деятельности. Сведения, собранные в статье, послужат опорой для занятий педагогов по различным дисциплинам, включая литературу, обществознание, изобразительное искусство, музыку, технологию, физику.
-
Урок в 10-м классе. История замысла романа "Преступление и наказание", жанровая композиция 2003
"Вступление" в писателя всегда вызывает затруднения, от того, каким будет первый урок, зависит многое: интерес учащихся к писателю, его творчеству, желание прочесть не только программное произведение и, наконец, любовь к литературе. Очень важно, чтобы первые уроки были необычными, яркими, запоминающимися. Ф.М.Достоевский - писатель загадочный, часто непостижимый для сегодняшних школьников, роман "Преступление и наказание" - сложнейший и самый запутанный в русской и мировой литературе, поэтому первый урок должен наметить перспективы его изучения, пробудить интерес и желание понять автора.
-
Урок в 10-м физико-математическом классе по теме: «"Символика цвета в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" ("французская мастерская")» 2005
Заключительный урок–“французская мастерская”, где учитель – координатор действий и помощник в самостоятельной работе учащихся. Урок проходит с большим откликом ребят, углубленно изучающих физику и математику, способствует воспитанию коллективизма, ответственности за общую деятельность, развивает умение быть как лидером, так и ведомым членом коллектива, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, а также содержит элементы интеграции с физикой (явления света и цвета), что на уроках литературы бывает редко.
-
Урок в 11-м классе "Как происходит переделка людей" 2011
Урок дает представление о личности писателя. В ходе анализа раскрывается авторский замысел – переделка героя происходит под влиянием революционных событий и особом руководстве людей. Также рассматривается проблема гуманизма в романе.
-
Урок в 11-м классе "Тема чести и достоинства человеческой личности (испытание героев русской литературы дуэлью)" 2010
На примере произведений русских классиков рассматривается тема чести и достоинства человека. Перед уроком, за неделю учащимся предлагается перечитать страницы произведений, в которых рассказывается о дуэлях.
-
Урок в 11-м классе в форме телепередачи "Чтобы помнили…". Авторская песня. Песенное творчество Б.Окуджавы, В.Цоя, В.Высоцкого, И.Талькова 2013
Урок литературы в форме телепередачи позволяет совершить небольшое путешествие в мир авторской песни, познакомиться с поэтами, стоявшими у истоков жанра. Урок помогает выявить связь авторской песни с литературным процессом и ее роль в развитии музыкальной культуры страны, познакомиться с творчеством и биографией В.Высоцкого, Б.Окуджавы, В.Цоя, И.Талькова. Помогает осознать причины трагического положения истинных поэтов России.
-
Урок в 11-м классе по теме "Авторская песня" 2008
Авторская песня - родная сестра так называемой эстрадной лирики. В 50–90-е годы ХХ века авторская песня стала общественным движением. Существует она и сегодня. Авторская песня выражает внутренний мир человека, открывшего для себя новые, гуманистические ценности.
-
Урок в 5-м классе "Образ весны в стихотворениях Ф.И. Тютчева "Весенние воды" и Е.А. Баратынского "Весна! Весна!.." 2010
В стихотворении Тютчева изображена динамичная картина природы: конец зимы, весеннее половодье, почти летний хоровод тёплых дней; покой, буйство, покой. У Баратынского весна изображена иначе, это единая картина, но с разных точек зрения: небо, ручьи, песня жаворонка. Различие в изображении образа весны обусловлено разным мироощущением поэтов.
-
Урок в 5-м классе "Сказка В.А. Жуковского "Спящая царевна". Сходные и различные черты литературной и народной сказки" 2012
Урок в 5-м классе призван продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством, формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения, воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе.
-
Урок в 5-м классе на тему "Художественные особенности рассказов А.П. Чехова" 2008
На данном уроке учитель рассказывает об особенностях рассказов А.П. Чехова; показывает особенности чеховского стиля; обучает учащихся элементами анализа текста; учит вдумчиво читать, владеть техникой наблюдения над художественным текстом.
-
Урок в 5-м классе по литературе "Лирика Пушкина" 2008
Цели урока: познакомить учащихся с пейзажной лирикой А.С.Пушкина, не только рекомендованной для изучения в 5-м классе, но и с теми произведениями, с которыми они будут знакомиться в дальнейшем. Мы стремились показать своеобразие и мастерство А.С.Пушкина в создании картин зимнего пейзажа и познакомить учеников с пейзажами в других видах искусства: в музыке (П.И.Чайковский "Времена года"), в живописи, в художественном фото. Для этого была создана презентация, которая прилагается.
-
Урок в 6 классе по теме: "Строки из застенок" 2005
Цели: * Ознакомить учащихся произведениями, написанными в немецко-фашистских концлагерях, тюрьмах. * Формировать навыки выразительного чтения. * 3.Воспитать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества.
-
Урок в 6-м классе "Полна чудес могучая природа" (По творчеству А.Ахматовой и С.Есенина) 2011
Урок построен таким образом, что позволяет работать с поэтическими текстами, способствует формированию познавательной активности учащихся, даёт возможность прикоснуться к творчеству С.Есенина и А.Ахматовой, почувствовать духовное богатство и нравственную красоту поэтов, поможет воспитать любовь к родной природе.
-
Урок в 6-м классе в рамках экспериментальной площадки "Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения" ("Истоки") на тему "Моя Москва. Образ города" 2011
Материал представляет собой конспект интегрированного урока (история + литература) в 6-м классе в рамках экспериментальной площадки «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения» («Истоки»). Тип урока: закрепление и систематизация знаний.
-
Урок в 7-м классе по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо" 2008
Ученики знакомятся с жизнью писателя, историей создания книги, анализируют образ главного героя. Воспитательное значение урока в том, что акцентируется внимание на способности человека выжить в экстремальной ситуации благодаря труду. Элемент интеграции проявляется в активном использовании знания учащимися английского языка.
-
Урок в 7-м классе по творчеству А.П. Чехова. Тема: "Человек прекрасной и сильной души" 2012
Статья представляет собой разработку урока (2 часа) по биографии А.П. Чехова с использованием компьютерной презентации. Материал содержит сведения, позволяющие познакомиться с жизнью и творчеством писателя. Различные методы и приемы урока помогают изучить тему увлекательно и доступно, развивают творческие способности учащихся, готовят к дальнейшему восприятию произведений Антона Павловича Чехова.
-
Урок в 7-м классе. Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по произведению М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2006
Увлекательное знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", проблемой долга и чести, особенностями произведения, использованием тропов. Урок-игра способствует обучению школьников умению выступать с публичной речью, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, рецензировать (оппонировать) творческую работу одноклассника, применять интегрированные знания (в частности, по истории). Урок в форме игры помогает развить коммуникативные отношения, позволяет создать эмоциональную атмосферу для реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
-
Урок в 8-м классе по творчеству Н.В.Гоголя "О правде жизни написал он" 2010
Данный урок прививает любовь к творчеству Н.В. Гоголя на основе изучения пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор», знакомит учеников с творчеством и жизнью Н.В. Гоголя и позволяет расширить кругозор детей.
-
Урок в 8-м классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (Программа А.Г. Кутузова) 2010
В ходе глубокого анализа художественного текста выявляются ключевые проблемы повести, развиваются умения анализировать текст, навыки групповой и исследовательской работы. Урок имеет большое воспитательное значение.