Урок – читательская конференция по рассказам В.М.Шукшина. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель:

  • показать нравственные идеалы писателя; проанализировать проблемы, которые ставит писатель;
  • в процессе активного обмена мнениями (что и предполагает читательская конференция) сделать выводы о своеобразии шукшинских рассказов.

Методы обучения, используемые  на уроке:

  • словесно-репродуктивный,
  • эвристический,
  • наглядный,
  • частично-поисковый,
  • практический,
  • объяснительно-иллюстративный.

Формы:

  • работа с текстом;
  • метод изложения теоретических  знаний по схеме (ученик-учебник-учитель);
  • групповая форма организации учебной деятельности;
  • обучение написанию сочинений разных жанров.

Приёмы, активизирующие речевую деятельность учащихся:

  • рассказ-предположение по ключевым словам;
  • орфографические задачи;
  • «мозговой штурм»;
  • развитие восприятия объяснений учителя и ответа ученика;
  • владение монологической речью;
  • владение диалогической речью;
  • постановка вопросов;
  • работа в группе, участие в коллективном обсуждении проблемы;  
  • развитие творческого мышления через использование изобразительной  наглядности, через использование памяток к написанию изложений и сочинений разных жанров.

Ход урока

Эпиграф

...Нам бы про душу не забыть.
Нам бы немножко добрее быть…
В.М. Шукшин

1.  Слово учителя

У  В.Г.Распутина есть замечательные слова: «Если бы потребовалось явить портрет россиянина по духу и лику для какого-то свидетельствования на всемирном сходе, где только по одному человеку решили судить о характере народа, сколь многие сошлись бы, что таким человеком должен быть он – Шукшин…»

- Каким человеком был В.М. Шукшин?

(Презентация учащихся)

Учащиеся делают записи в тетрадях в удобной для них форме.

Комментирование презентации. – Что особенно удачно? – Что понравилось? – Что получилось?

2. Работа в группах (групповое исследование)

Обсуждение 1-2 мин., постановка цели на данном этапе урока.

1 группа

2 группа

3 группа

«Сапожки»

«Срезал»

 «Как зайка летал на воздушных шариках»

«Микроскоп» 

«Обида»

«Космос, нервная система и шмат», «Алёша Бесконвойный»

 

 

«Заревой дождь»

Самостоятельное осмысление проблем.

1 группа

Огромное место в произведениях Шукшина занимает идея праздника души. «Праздник души – это какое-то стремление к светлому единению людей, когда вольно и сладостно-весело всем», - говорил Шукшин. Это оборонительная система для спасения души от суеты, путаницы, пошлости, нравственного перепутья.

Ключевые слова, в качестве афоризмов:

  • «Сделай радость человеку»
  • «Два полена и то сгорают неодинаково»
  • «Жить, конечно, имеет смысл»

2 группа

Глеба Шукшин не осудил, хотя и не оправдал, он постарался его понять. Некоторые выстраданные собственные мысли он вложил в уста героя. Это характерная особенность Шукшина-художника. «Доверять свои мысли, порой заветные сокровенные, самым разным своим героям, и совсем необязательно тем, на чьей стороне будут объективно симпатии читателя».

Ключевые слова, в качестве афоризмов:

  • «Жестокость никто, никогда, нигде ещё не любил»
  • Угодничать – никогда, нигде, никак – нехорошо, скверно»

3 группа

Сила разума и добра восхищала писателя. «Чуткое и понятливое отношение одного человека к другому – это и в жизни, и в искусстве всегда гуманизм», - писал С.Залыгин. + Эпиграф (зач.). + Омывающая, очистительная сила долгожданного первого весеннего дождя.

Ключевые слова, в качестве афоризмов:

  • «Одному плохо»
  • «Подпояшемся потуже и будем жить»

3.  –  Откройте конспект статьи Шукшина «Как я понимаю рассказ». Опираясь на основные положения статьи, сделайте выводы:

-  В чём своеобразие шукшинских рассказов? Обсуждения в группах, работа в тетрадях.

По ходу ответов учащихся на доске заполняется схема:

Своеобразие рассказов Шукшина

  1. Отражение жизни в движении.
  2. Начало простое, уверенное, динамичное.
  3. Почти отсутствуют портретные и пейзажные описания.
  4. Особенность языка, комический эпизод.
  5. Характеры героев раскрываются через речь, в диалогах.
  6. Постоянная сюжетная ситуация – встреча.
  7. Концовка рассказа открыта.

4. Подведение итогов урока

- Какие проблемы решает автор?

  • (Нравственные. Представление о добре, красоте, справедливости)
  • (Нравственные вопросы, связанные с современностью: долг, честь, совесть)
  • (Причины вопиющего безразличия)
  • (Смысла жизни; психологизм и философское осмысление жизни)
  • (Житейский опыт народа, его мудрость)
  • (Проблема гуманизма, добра  (духовные ценности, душевная чуткость)
  • (Стремление к идеальному)
  • (Ирония по отношению к обыденности)
  • (Человеческое достоинство)

5.  – Чему учат рассказы Шукшина?

Ваши личные открытия. - Что дополнительно прочитали о Шукшине?

(Ученики делятся информацией)

- Дома предоставится возможность раскрыться, продолжить рассуждение, начатое на уроке.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Чему меня научили рассказы Шукшина?»