Цель урока.
- Изучить жизнь и творчество поэтов, художников; научить учащихся анализировать лирические произведения.
- Показать учащимся соотношение в стихах мира человеческих чувств и мира природы; выявить у учащихся собственное видение красоты;
- Способствовать воспитанию у учащихся чувства любви к природе.
Оборудование: сборники стихов русских поэтов, картины русских художников, портреты поэтов, художников, магнитофон, эпиграф; бумага-ватман, фломастеры, картинки, рисунки о зиме.
Эпиграф к уроку:
В каждом времени года свое очарование, и поэты, искатели красоты, конечно, заметили, как удивительна зима, пусть даже обрекающая нас на холод, неподвижность.
В. Г. Маранцман.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя. (Звучит песня “Три белых коня”)
- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о таком прекрасном понятии как красота.
- Что такое красота? (Красивая одежда, красивый человек, душевная красота, красота природы)
- Мы поговорим о красоте зимней природы, о самом любимом у многих из нас времени года. Не только нам нравится это время года. Многие великие поэты, художники, композиторы посвящали и посвящают свои творения именно зиме.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством некоторых поэтов, художников, попробуем проанализировать их произведения; в конце урока мы выясним, как вы сами воспринимаете увиденное и услышанное о зимней красоте, выявим ваше видение, постижение зимней природы. Обратим внимание на тему урока: защита собственного проекта, то есть вы должны будете защищать свои проекты в виде стенгазет по теме “Пейзажная лирика. Зима”.
Прежде чем начать работу, выясним значение некоторых незнакомых для вас слов. (Работа со словарем Ожегова)
Проект –
1. Разработанный план сооружения, устройства
чего-нибудь.
2. Предварительный текст какого – либо документа.
3. Замысел, план.
Пейзаж – картина природы в художественном произведении.
Лирика – вид поэзии, выражающий чувства и переживании поэта.
– Наш урок будет состоять из 6 этапов.
I этап. “Ассоциограмма”. (Работа со словарем Ожегова)
Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при котором одно из представлений вызывает другое.
- Что у вас вызывает слово “зима”, какие выражения, словосочетания. (снежная буря, Новый год, заснеженные деревья, сугробы, холод, блеск, серебряные снежинки, зеленые елки и т.д.)
Прежде чем составить ассоциограмму в ваших проектах, назовем ваш проект и запишем. (Ученики на ватманах рисуют, пишут свои представления о зиме)
II этап. На этом этапе мы рассмотрим и поговорим о картинах великих художников. Они по-разному запечатлели в своих картинах это прекрасное время года.
Выступления учащихся.
- Кустодиев. “Масленица”
- Суриков. “Взятие снежного городка”.
- Лывин. “Февраль на исходе”.
- Ребята, а что у вас вызывают эти картины? Вы можете запечатлеть в своих проектах ваши соображения.
III этап. III этап связан с музыкой. Многие композиторы посвятили свои произведения временам года. Это такие композиторы, как Чайковский, Вевальди. Послушаем произведения Чайковского “Времена года. Зима”. А вы подумайте, какие чувства вызывает это музыкальное произведение, и вы можете это показать в ваших работах проектах.
IV этап. Переходим к 4-ому, основному этапу нашей работы. Это – работа над лирическими стихотворениями о зимней природе. Ведь это и звучит в нашей теме. Как вы уже знаете, стихотворений о зиме очень много. Все вы выучили их наизусть. (Звучат стихи в исполнении учеников)
- А сейчас поподробнее остановимся на нескольких из них; послушаем сообщения о поэтах и попробуем проанализировать их стихи о зиме.
- Ф. Тютчев “Чародейкою зимою”.
- А. Фет “Береза”
- С. Есенин “Береза”
Анализ стихотворения “Чародейкою зимою”
- Определим тему. (Тема этого стихотворения восхищение автора зимним лесом, его красотой)
- Художественно-изобразительные средства. При помощи каких художественно-изобразительных средств достигает автор восхищения красотой зимнего леса?
Эпитеты: снежная бахрома, чудная жизнь, волшебный сон, зимнее солнце, ослепительная краса.
Сравнения: зима-чародейка.
Метафора(скрытое сравнение): цепью пуховой, не мертвец, не живой лес.
Олицетворения: околдован зимою, вспыхнет лес.
3. Размер: двустопный хорей.
Чародейкою зимою
‘ - / ‘- / ‘ - / ‘ - /
Околдован лес стоит
‘ - / ‘ - / ‘ - / ‘ -
Перекрестная рифма
А
Б
А
А
Б
Пятистишие.
- Послушаем два стихотворения о зимних березах. Послушаем сообщения об их авторах.
- Сравним две березы.
Береза Фета даже в траурном наряде прекрасна. Она печальна, но краса ветвей, похожих на гроздья винограда, напоминает о празднике лета. Написано стихотворение в 1842 году. Береза Есенина застенчивее, скромнее, чем у Фета. Она дружна зимой, зима прибавляет ей красоты, но эта красота тихого праздника. Стихотворение похоже на народную песню. А Фета это как городской романс.
- Вы можете нарисовать эти березы в своих проектах. Как вы их видите?
V этап. Завершающим этапом работы будет собственное сочинение стихотворения. Все мы знаем, что сочинить стихотворение это трудное дело. А мы с вами знаем, как сочинить легкие стихи, которые называются “синквейн”. (1 строчка – 1 существительное, 2 строчка – 2 прилагательных, 3 строчка – 3 глагола, 4 строчка – 1 предложение, 5 строчка – синоним к 1 строчке)
VI этап. Защита. Защитите свои проекты. Что у вас получилось?
2. Обобщение. Чтение эпиграфа.
Оценки.
3. Домашнее задание.
- Написать сочинение “Зима – любимое время года”
- Прочитать рассказы о зиме. Подготовить пересказ.
- Нарисовать иллюстрацию на тему “Зима”