Урок – читательская конференция на тему «Проблема чести и предательства в новелле П. Мериме "Маттео Фальконе"»

Разделы: Русский язык, Литература


Цели:

1. Знакомство с творчеством французского писателя-романтика.

2. Анализ содержания произведения и главных образов новеллы.

3. Воспитание нравственных качеств личности у учащихся.

Оборудование: запись на доске темы урока, "афиша" с указанием героев рассказа, рисунки учащихся, грамзапись "Аве Мария"Шуберта, ТСО.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя (звучит "Аве Мария" как музыкальный фон).

    Сегодня мы собрались в уютном читальном зале импровизированной библиотеки, чтобы: научиться читать. Да-да. Кто-то скажет, что давно научился читать. Но мне хочется сказать словами одного из современных писателей:"Искусство чтения:совсем не сводится к тому, чтобы одним махом "проглотить" книгу, переживая удачи и злоключения ее героев, нетерпеливо пролистывая какие-то совсем "ненужные" описания природы и прочие подробности, - добраться до конца, перевести дыхание, отложить книгу в сторону и больше никогда о ней не вспомнить. Искусство чтения - это, прежде всего, умение разобраться в прочитанной книге, понять и оценить её по достоинству". (Вик.Ерофеев).

    Попробуем сегодня разобраться в творчестве французского писателя-романтика Проспера Мериме (1803-1870). Он автор увлекательных новелл. Они захватывают. Мериме постоянно держит читателя в напряжении: что будет дальше? Он мастер создавать неожиданные повороты действия, драматические конфликты. Он рассказывает о необыкновенных, порой фантастических приключениях. Читая Мериме, мы оказываемся в мире сильных чувств. Он ставит читателя перед необходимостью решать серьёзные жизненные вопросы. Задача сегодняшнего урока - раскрыть проблему чести и предательства в новелле П.Мериме "Маттео Фальконе".

II. Составление "афиши" (или заранее приготовленное индивид.задание).

    Действующие лица:

    Маттео Фальконе - корсиканец

    Фортунатто - его сын

    Джузеппа - мать

    ДжаннеттоСанпьеро - бандит

    Гамба - сержант

III. Читательская конференция (Проблемные вопросы предлагаются учащимся заранее) (для сильного класса)

  1. Что такое честь? Как проблема чести раскрывается в новелле?
  2. Кого в произведении можно назвать человеком чести? Почему?
  3. Что такое предательство? Можно ли мальчика назвать предателем? Кого и что он предал?
  4. Ваше отношение к поступку отца. Проведите сравнительный анализ сцены убийства сына из повести Гоголя "Тарас Бульба" и новеллы Мериме "Маттео Фальконе". Что общего и в чем разница?
  5. Почему П.Мериме назвал свой рассказ "Маттео Фальконе", а не "Фортунато", хотя главным героем является мальчик?

IV. Вопросы для беседы (для среднего и слабого состава класса, комбинированный урок)

1. Где происходит действие новеллы? (На острове Корсика, в горной местности, где обширные заросли маки. Словарная работа. Маки - густая поросль деревьев и кустарников).

2. Как вы понимаете фразу: "Маки - родина корсиканских пастухов и всех, кто не в ладах с правосудием"? (Здесь паслись многочисленные стада и скрывались те, кого преследуют власти)

3. Кто такой Маттео Фальконе? (Это корсиканец, довольно богатый человек для здешних мест, который жил на доходы от своих многочисленных стад).

4. Как относятся к Маттео окружающие и почему? (Очень уважают за искусство стрельбы, ловкость, смелость. Кроме того, он честный человек, "услужливый для друзей и щедрый к бедным").

5. Что мы узнаем о семье Маттео? (У него 3 старшие замужние дочери и 10-летний сын Фортунато).

6. Почему ДжаннеттоСанпьеро попросил убежище именно у Фортунато? (Тот был сыном Маттео Фальконе, который был человеком чести).

7.Что вас насторожило в поведении Фортунато, укрывшего раненого? (Его корысть.Он согласился укрыть за серебряную монету).

8. Как бы поступил человек по законам чести?

(Инсценирование данного эпизода) (групповая работа)

9. Расскажите о поведении мальчика во время появления солдат во главе с сержантом Гамбой. Почему он не верит ему?

10. Почему так спокоен Фортунато?

11. Как удалось сержанту склонить мальчика на свою сторону? Ваше отношение к поступку Фортунато.

12. Как отец отнесся к случившемуся? Что его особенно поразило? (слова Дж. Санпьеро: "Дом предателя").

13. Какое решение принимает отец? Почему?

14. Выразительное чтение заключительного эпизода под музыку "Аве Мария" (инд. задание).

15. Ваше отношение к поступку отца. Обоснуйте его.

16. Проведите сравнительный анализ эпизода убийства сына из повести Гоголя "Тарас Бульба" и новеллы П.Мериме (Индивидуальное задание - мини-исследование).

17. Что такое, по-вашему, честь и что такое предательство? Кого можно назвать человеком чести и кого предателем в новелле?

18. Можно ли мальчика назвать предателем? Кого или что он предал?

19. Почему П.Мериме назвал свой рассказ "Маттео Фальконе", а не "Фортунато"?

20. О чем заставила вас задуматься новелла Проспера Мериме?

21. Как решается проблема чести и предательства автором? (Итог беседы)

V. Домашнее задание. К уроку внеклассного чтения. Баллады о Робин Гуде на английском языке и переводы на русском. Повесть Гершензона "Робин Гуд" (по выбору учащихся).