Цели урока:
- познакомить учащихся с личностью и творчеством В. Высоцкого;
- развивать навык выразительного чтения поэтической речи;
- умение составлять отзыв на самостоятельно выбранное и выученное поэтическое произведение (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения);
- воспитывать интерес к литературе как предмету, любовь к поэзии, к творчеству В.С. Высоцкого.
Оборудование: портреты В. Высокого, проигрыватель, пластинки с его песнями, выставка книг произведений Высоцкого (2-х-томник), набор открыток “В. Высоцкий”, вырезки из газет, журналов, посвященных поэту.
К уроку оформлен стенд “Литературный календарь” (см. Приложение 2).
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.2. Слово учителя:
– Судьба каждого большого поэта – пройти через жизнь и закалиться в пережитом, каков бы ни был отпущен срок. Не сумма прожитых лет дарует опыт чувств, а плотность бытия и ощущения сопряжённости собственной судьбы с судьбой своего народа. В. Высоцкий прожил короткую, но необычайно яркую, творчески щедрую и напряжённую жизнь. Слава пришла к нему раньше, чем признание. Это был один из немногих актёров, которого (часто не имея возможности видеть его на сцене) знал и стар, и млад.
Он не воевал, но фронтовики считали его своим боевым товарищем. Он никогда не работал в шахте, но люди, добывающие “чёрное золото”, признавали в нём своего брата – горняка…
Он был человеком, чья душа открыта всем радостям и горестям нашей жизни. С театральных подмостков, с экрана, в своих песнях – балладах он говорил правду о человеке, о нас самих. Песни Высоцкого пробуждают мысль, совесть. Сколько любви и надежды сберегли они в людских сердцах!
Его любили при жизни. Недавно его именем названа малая планета. И сегодня его вера в человека, его мятущаяся, песенная душа с нами.
3. Звучит в грамзаписи песня Высоцкого “Кони привередливые”.4. Работа с набором открыток “В. Высоцкий” (на выбор учителя; можно использовать фотографии).
К каждой открытке – короткий комментарий учителя о главных вехах в жизни В. Высоцкого.
Владимир Высоцкий – студент МИСИ.
Студент Школы-студии МХАТ.
Концертное выступление В.В. Высоцкого
Кадры из фильмов: “Короткие встречи”, “Плохой хороший человек”, “Место встречи изменить нельзя”, “Сказ про то, как царь Пётр арапа женил”, “Интервенция”, “Служили два товарища”.
Владимир Высоцкий на сцене театра в спектаклях: “Десять дней, которые потрясли мир”, “Гамлет”, “Жизнь Галилея”, “Вишневый сад”.
5. Слово учителя:– К этому уроку вы выбрали самостоятельно и выучили понравившееся вам стихотворение Высоцкого. Сейчас мы устроим мини-конкурс на лучшего чтеца. Я и вы все – жюри, которое оценивает выразительность чтения наизусть.
Итак, начинаем…
6. Чтение детьми стихотворений В. Высоцкого, выученных наизусть.7. Работа жюри:
Дети обмениваются мнениями, анализируя чтение. Учитывается выразительность речи (логическое ударение, паузы, повышение – понижение голоса, выполнена ли исполнительская задача и т.д.), степень заучивание текста.
Выставление оценок: победитель – две “5”, остальные – как решит жюри.
8. Работа с отзывами на самостоятельно выбранное поэтическое произведение.Слово учителя:
– Давайте вспомним, что такое отзыв? (Выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения, впечатление о нём с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания).
Выступления с устными отзывами всех учеников.
9. Чтение учителем стихотворений В. Высоцкого, анализ содержания стихотворений.
“Братские могилы”, “Он не вернулся из боя”.
– Какие чувства вызвали у вас эти стихи? Какое настроение? Что хотел Высоцкий сказать этими стихотворениями?
“Песня о друге”.
– А в вашем понимании друг – это кто? Похож он на того, о ком написал Высоцкий? Что для вас главное в друге, в дружбе?
10. Звучит в грамзаписи песня Высоцкого “Корабли постоят – и ложатся на курс, – …”11. Итог урока.
– Сегодня мы окунулись в мир поэзии Высоцкого. Судя по вашей работе – вам понравились эти стихи, песни, которые прозвучали на уроке. Мне бы очень хотелось, чтобы это короткое знакомство с Владимиром Высоцким – человеком и поэтом – не закончилось. У него можно многому научиться. И я думаю, что мы будем ещё не раз возвращаться к его творчеству.
12. Домашнее задание.Творческая работа “Что привлекло меня в творчестве В. Высоцкого”.