Цель урока:
- Обобщение разговора о первой пушкинской сказке.
- Весело и в игровой форме повторить изученное произведение.
- Развитие детской фантазии и воображения.
- Воспитание у учащихся нравственности и положительных эмоций, направленных на создание стойкого читательского интереса.
Оборудование и ТСО:
- выставка иллюстраций учащихся к поэме «Руслан и Людмила»;
- выставка книг А.С.Пушкина;
- карточки для стих-лото;
- реквизит для инсценировки (шлем, борода, меч, банка, чистые листы бумаги, платок-сеть, колпак, шапка);
- карточки с устаревшими словами;
- 3 компьютера;
- мультимедийный проектор с экраном.
Оформление доски: рисунок 1.
Рисунок 1.
Описание игры.
Участвуют три команды, выбирают капитанов, по очереди выполняются задания, в конце игры подводятся итоги.
Ход урока
1. Приветствие.
Эпиграф:
«Для вас, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых…» (1)
(На экран выводится презентация (см. Приложение) по поэме «Руслан и Людмила» в форме слайд-шоу, презентация сопровождает слова учителя и представление команд.)
Слово учителя: Мы с вами внимательно читали поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», разбирались в тексте, много беседовали по содержанию, работали со словарем устаревшей лексики, наслаждались музыкой стиха и художественными особенностями произведения. Очень жаль расставаться с полюбившимися героями.
Давайте еще раз перечитаем страницы «Руслана и Людмилы», погрузимся в глубокую старину, почувствуем себя актерами и сыграем несколько сцен, а, может, и посмеёмся над смешными сценами.
Сегодня у нас литературная игра, в ней принимают участие три команды, представьтесь нам.
2. Представление команд.
(Названия команд связаны с поэмой, возможны эмблемы и небольшие дополнения к одежде: платки, шарфики, головные уборы.)
Команда «Витязи» соорудила бумажные шлемы, ребята надели пояса с игрушечными мечами. Команда «Сказочники» надела шарфики и смастерила пенсне из проволоки. Ребята из команды «Чародеи» были все бородачи.
3. Разминка.
Вопросы командам (2):
- Где и когда происходят события поэмы? (В феодальной Киевской Руси, во времена князя Владимира, в X веке.)
- Что обещал князь Владимир тому, кто вернёт ему дочь? (Людмилу в жены и полкняжества.)
- Как четыре витязя на перепутье избрали свой путь? (Кони их сами разошлись.)
- Как Руслан узнал о судьбе Людмилы? (Ему рассказал старец в пещере.)
- В чем был «не побежден» Фарлаф? (В пирах.)
- Откуда родом был отшельник, повстречавшийся Руслану? (Из Финляндии.)
- Кем был Финн в юности? (Пастухом.)
- В какую сторону указала Наина Рогдаю? (На север.)
- Чем угрожал Черномор своим невольникам? (Задушить бородой.)
- Кем оборачивалась Наина? (Кошкой, змеем.)
- Кем раньше была Голова? (Великаном-богатырем.)
- Какое пророчество связало Голову, Черномора и Руслана? (Меч должен был погубить и старшего и младшего братьев.)
- Какие музыкальные инструменты упоминаются в поэме? (Волынка, гусли, арфа.)
4. Стих – лото.
Команды получают конверты с разрезанными листочками, на которых написаны слова, из них нужно составить четыре строчки из вступления к поэме.
Слово учителя: Будьте внимательны к словам, не растеряйте их, вслушивайтесь в рифму, и тогда слова непременно сложатся в четверостишия.
Команды увлечены, они не должны потерять ни одного слова. Вскоре на столах появляются строчки из любимой поэмы.
Выразительно читают капитаны сложившиеся строчки поэмы.
5. Конкурс – аукцион потерянных вещей.
Учитель выкладывает вещи, потерянные или забытые героями поэмы. Ученики должны определить, чья вещь, рассказать о роли этой художественной детали в произведении.
- Шапка-невидимка. (Покажите, как работала эта шапка, как её нужно было надеть.)
- Меч. (Можно рассказать о пророчестве или о том , как добыл Руслан меч.)
- Перчатки. ( « Фарлаф покинул свой обед, копье, кольчугу, шлем, перчатки».)
- Кольцо. ( Оживление Людмилы.)
6. Театр.
С помощью нехитрого реквизита ребята инсценируют отдельные сцены из поэмы «Руслан и Людмила».
1 команда. Победа Руслана над Черномором.
2 команда. Оживление Руслана
3 команда. Первая встреча Людмилы с Черномором
Шумно, весело, интересно проходят театральные инсценировки. Учитель отмечает актерское мастерство ребят, говорит о том, что, вживаясь в образ любимых героев поэмы, мы словно переносимся в сказку.
7. Звучит фрагмент оперы Михаила Ивановича Глинки (1804-1857).
Слово учителя: Вслушайтесь в звуки оперы (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ae458bd1-0283-40ce-8de4- cc5c38f4404d/%5BLI5RK_11-01%5D_%5BAU_10%5D.htm). Марш Черномора рисует картину причудливого шествия. Угловатая мелодия, пронзительные звуки труб, мерцающие звучания колокольчиков создают образ злого чародея.
Я приглашаю для следующего конкурса художников. На компьютере в программе Paint ребята рисуют образ Черномора (рисунки 2-4).
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Затем все работы выводятся на экран с помощью проектора. Команды представляют работы, сопровождая чтением строк из поэмы.
Пока художники работают, команды продолжают игру.
8. На экране появляется кроссворд.
Рисунок 5.
Кроссворд:
- «Воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей».
- Морской залив (старое название).
- Сказочное существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом.
- Сын короля.
- «Крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный.»
- Место заключения сказочных героев.
- Помещение, в котором пировал с друзьями князь Владимир-Солнце.
- Чародей, волшебник (синоним).
- Имя главной героини поэмы А.С.Пушкина.
- Река, на которой стояла столица древней Руси.
- Имя злого волшебника, сила которого была в бороде.
- Имя «младого хазарского хана».
- Какой языческий бог свил «свадебный венец» Людмиле и Руслану.
- Богатырь, победивший бородатого злого волшебника.
Разгадывать литературный кроссворд (3) очень интересно, ученики готовы наперебой отвечать, но условия конкурса определяют очередность ответов.
9. Лингвистический конкурс – конкурс капитанов.
Объясните значение устаревших слов в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Капитаны выбирают карточки, раскрывают их и находят слова:
- гридница,
- десница,
- чашники,
- конь ретивый,
- злых козней истребитель,
- судьбы наперсник непонятный.
10. Подведение итогов, подсчет очков, награждение победителей и отличившихся учащихся.
11. Рефлексия учащихся.
- Это очень интересный и необычный урок.
- Давайте чаще проводить литературные игры.
- Нам очень помог компьютер
- Нам понравилось чувствовать себя командой
- Оказывается, не так то просто быть внимательным к слову
- Я был сегодня актером, я хочу ещё выступать на публике
- Мы не заметили, как урок подошел к концу, жаль расставаться с «Русланом и Людмилой».
Слово учителя: Я очень рада за вас. Вы побывали в сказке. Играя на уроке, вы все получили самое важное: общение с увлекательной и поучительной книгой А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Эта литературная игра, созданная на основе знаний о любимой книге, несомненно, пойдет на пользу вам, одновременно воспитывая у вас доброту и благородство. Смелость и мужество.
Библиография:
- Пушкин А.С. Руслан и Людмила.- М.: ЭКСМО – Пресс, 1999.
- Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе.5 класс. – М.: ВАКО, 2005.
- Охрименко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе.– М: Аквариум, 1997.