Урок – литературное кабаре "Бродячая собака". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель:

  1. Познакомить учащихся с творческой атмосферой литературно-артистического кабаре «Бродячая собака».
  2. Повторить и обобщить изученный материал по теме «Серебряный век».

Бродячая собака и тем ты хороша,
что всякая со всякой здесь встретится душа.

В.Городецкий.

Ход урока

Для проведения урока класс делится на группы: «Друзья Собаки» и «Фармацевты», выбирается ведущий. Класс (по возможности) оформляется в соответствии с обстановкой литературно-артистического кабаре «Бродячая собака» (о которой сказано ниже). Материал рассчитан на 2 урока.

Ученик:

Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
и весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве иль против теченья, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярк
Над Серебряным веком стыл.

А.Ахматова.

Учитель: На уроках литературы мы говорили об особенностях духовной атмосферы рубежа веков, отличительными чертами которой стали взлёт русской культуры, проявление поэтического и художественного ренессанса. Этот особый период принято называть Серебряным веком. Величайшие достижения философской мысли, науки, культуры, плеяда талантливых поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален», яркость и самобытность творческих исканий, стремление обрести и утвердить вечные ценности – всё это определяет понятие Серебряный век.

Сегодняшний урок поможет нам окунуться в увлекательную атмосферу «поэтического ренессанса», прикоснуться к миру ярких талантов, творческих индивидуальностей. Не только вспомнить и обобщить изученное по теме «Серебряный век», но и узнать новое и интересное. Я приглашаю вас побывать в одном из самых известных литературно-артистических кабаре города Петербурга под названием «Бродячая собака». (Приложение 2. Слайд 1)

За свой недолгий век существования «Бродячая собака» стала легендой Петербурга – Петрограда. «В 13-м году она была единственным островком в ночном Петербурге, где литературная и артистическая молодёжь, в виде общего правила не имевшая ни гроша за душой, чувствовала себя, как дома», - вспоминал Б.Лившиц. (Слайд 2)

Ведущий. Своим возникновением «Бродячая собака» обязана таланту и неиссякаемой энергии Бориса Пронина. Он был мечтателем, энтузиастом, отличавшимся неимоверной фантазией, бескорыстностью, неутомимой энергией и страстной влюблённостью в мир и людей. «Он обладал исключительным обаянием и умением сплачивать всех и из ничего создавать прекрасное».

Ученик:

В Петербурге Пронин был,
Днём и ночью говорил,
От его весёлых слов
Стал «бродячий пёс» готов.

А.Толстой.

А вот как всё начиналось (инсценировка учащихся):

Ведущий: В один из ненастных осенних вечеров 1911 года к Николаю Могилянскому, учёному-этнографу, ворвался его земляк Борис Пронин, возбуждённый, с взъерошенными каштановыми кудрями, с несвязной прерывистой речью и оборванными фразами:

- Понимаешь! Гениальная идея! Всё готово! Это будет замечательно! Только вот беда – надо денег! Ну, я думаю, у тебя найдётся рублей 25. Тогда всё будет «в шляпе»!

Могилянский был завален работой, ему были давно известны всякие проекты и «замечательные предприятия» Пронина. Но сразу мелькнула мысль: за 25 рублей можно моментально прекратить беседу, которая грозила стать очень длинной.

- Денег, рублей 25, я тебе дам, но скажи в двух словах, что ты ещё изобрёл и что затеваешь? Только в двух словах, ясно?

- Мы откроем здесь «подвал» - «Бродячую собаку». Только для своих, для друзей, для знакомых. Это будет и не кабаре, и не клуб. Ни карт, ни программы! Всё это будет замечательно, уверяю тебя!

Могилянский вынул деньги и сказал:

- Выбирайте меня в члены «Собаки», но я прошу лишь одного: пусть это будет по соседству со мной, иначе не буду ходить.

- Ты уже избран, ты будешь её членом. Ты будешь даже больше – крёстным отцом «Бродячей собаки». Дело «в шляпе»!

Ведущий: Потом Николай и думать забыл о «Собаке» и о Борисе, но не забыл об этом Пронин. Послушаем его воспоминания:

Ученик: Собаку придумал всецело я… У меня возникла мысль, что надо создать романтический кабачок, куда бы мы все, «бродячие, бесприютные собаки», могли приткнуться, дёшево прокормиться и быть, как у себя дома. Весь конец 1911 года я бегал по Петербургу, искал и в конце концов набрёл на идеальное помещение: угловой дом рядом с Михайловским театром, вход во втором дворе. С улицы вход был забит, и мы его так и оставили. Для нас это идеальная штука… .

Учитель: Почему же «Бродячая собака»? (Слайд 3)

«Название символизирует бесприютность и потерянность в жизни приверженцев кабаре, которые пытались, создавая себе тёплое пристанище, подчинив всё его существование культу самой атмосферы искусства артистизма, противостоять дисгармонии действительности». В укромном убежище исчезало напряжение, возникало чувство безопасности и покоя. В тесном подвальчике рождалось совершенно новое ощущение – свободы и тесной братской связанности. Перед входом в подвал висел плакат: «Все между собой считаются знакомы».

Ведущий: «Бродячая собака» работала три раза в неделю: в понедельник, среду и субботу. Собирались поздно, после 12-ти. Публика разделялась на 2 категории. К 11 часам, официальному часу открытия, съезжались случайные посетители. Официально они назывались гостями, но за глаза их называли «фармацевтами» (это люди, далёкие от искусства, но желающие провести время в обществе известных лиц). Они платили за вход 5 рублей, рассаживались за столики, пили шампанское и всему удивлялись! Позже появлялись представители культурной богемы, или «Друзья Собаки» (это поэты, художники, музыканты, артисты). Для них вход 1 рубль. Представители указанной категории читали стихи и доклады, музицировали, танцевали, устраивали диспуты и экспромты, импровизировали. Завсегдатаями кабаре становятся А.Ахматова, Н.Гумилёв, О.Мандельштам, М.Кузмин, А.Толстой, Б.Пронин, С.Судейкин и др.

Учитель: Литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака» (официальное название – Художественное общество Интимного театра) приютилось на углу Итальянской улицы «Михайловской площади» (ныне площадь Искусств) в подвале дома № 5. А открыта «Бродячая собака» была в Новогоднюю ночь, 31 декабря 1911г., в уютном подвальчике по указанному выше адресу. Давайте заглянем туда и мы с вами. (Слайд 4)

Ученик: Посетителям кабаре бросалось в глаза его оформление. Вот что писал об этом Рюрик Ивнев: «Талантливый художник Судейкин расписал стены и потолок яркими красками. Были куплены у любителей старины венецианские фонари; мебель нарочито простая – деревянные низкие столики и соломенные табуретки, пестро раскрашенные; развешаны причудливые занавески, в нишах расставлены древние статуэтки; мигают электрические лампочки, зажигаясь по мере необходимости, чтобы создать нужное настроение. Сделано было всё, чтобы гости были ошарашены если не настоящей роскошью, то пестротой и оригинальностью. Конечно, была и небольшая эстрада для выступлений.

Комнат было три. Буфетная и две залы – одна побольше, другая совсем крохотная. В главной зале вместо люстры выкрашенный сусальным золотом обруч. Ярко горит огромный кирпичный камин. На одной из стен большое овальное зеркало. Под ним длинный диван – особо почётное место».

Ведущий: Часто встречи начинались с «собачьего гимна», который сочинил к открытию подвала Всеволод Князев. (Слайд 5)

Во втором дворе подвал,
В нём – приют собачий.
Каждый, кто сюда попал
Просто пёс бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтобы в тот подвал залезть! Гав!

На дворе метель, мороз,
Нам какое дело!
Обогрел в подвале пёс
И в тепле все тело.
Нас тут палкою не бьют,
Блохи не грызут! Гав!

У «Бродячей собаки» было даже несколько гимнов. Главный гимн написан М.Кузьминым к годовщине существования кафе. (Слайд 6)

Учитель: «Бродячая собака» стала пристанищем исключительно для артистов, художников и литераторов. Маскарады, капустники, чествование поэтов, писателей, артистов; вечера песни и танца; лекции и диспуты, выставки и поэтические состязания – всё это жило пёстрой чередой, прерываясь лишь на летние месяцы. По сути, она стала приютом нового, модернистского искусства. Всевозможные «-измы» начала века сходились под сводами тесного Кабачка.

- Перечислите, какие литературные направления начала 20 века вам известны? (Слайд 7)

Задание 1. Узнайте по перечисленным чертам, о каком литературном направлении идёт речь (каждой группе даны карточки). (Приложение 1)

Назовите ярких представителей данного направления. (Слайды для проверки 8-13)

Ведущий: Очень настороженно Пронин относился к футуризму, опасаясь скандалов и неизбежных осложнений с полицией. И как в воду глядел, в начале марта 1915 г. знаменитая «Бродячая собака» была закрыта после скандального выступления футуристов особым распоряжением петроградского градоначальника.

Заранее приготовленной программы в кафе не было, но так как подвал всегда был полон артистической литературной братией, то программы налаживались сами собой. Было всегда интересно и весело.

Учитель: Попробуем воссоздать ту далёкую, но удивительную атмосферу творчества, самобытности, таланта.

Кого только из писателей, художников, актёров не видели и не слышали пёстро раскрашенные стены «Бродячей собаки»! Здесь читали ещё не напечатанные стихи Гумилёв, Мандельштам, Маяковский, Ахматова и, конечно, Бальмонт, любимец публики. (Слайд 14) Его читали, декламировали и пели с эстрады.

Ведущий: Вот как об этом вспоминает Тэффи.

Ученик: «Его приезд был настоящей сенсацией. Как все радовались!

- Приехал! Приехал! – ликовала Анна Ахматова. – Я видела его, я ему читала свои стихи.

Он вошёл, высоко подняв лоб, словно нёс золотой венец славы. Шея его была дважды обвернута чёрным галстуком, какого никто не носит. Рысьи глаза, рыжеватые волосы

(Звучит стих-е Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…».)

Учитель: Постоянными друзьями «Собаки» были поэты-акмеисты: Анна Ахматова и Николай Гумилёв. (Слайд 15) Гумилёв был одним из любимых поэтов в «Собаке». Вместе с Кузминым они считались арбитрами: судили молодых поэтов. Ахматова, жена Гумилёва, тоже часто выступала с чтением стихов, в одном из которых вспоминала:

Ученик:

Да, я любила их – те сборища ночные,
На низком столике – стаканы ледяные,
Над чёрным кофием голубоватый пар,
Камина красного тяжёлый зимний жар,
Весёлость едкую литературной шутки –
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий (слайд 16).

Учитель: Предлагаю послушать стихотворение А.Ахматовой в исполнении самой поэтессы. (Музыкальный файл)

Часто в кабаре устраивались театрализованные представления. Посетители не раз слышали выступление Тэффи, С.Чёрного, Л.Андреева. Особо привлекательной личностью была Тэффи. (Слайд 17)

Послушаем сообщение о её личности (индивидуальное задание уч-ся).

Потом учащиеся представляют инсценировку рассказа (в сокращении или только фрагмент) Тэффи «Бабья доля».

Ведущий: «Бродячая собака» вела и свою летопись в виде огромного, переплетённого в свиную кожу фолианта (пёструю книгу), в которую посетители вносили свои имена, поэты оставляли экспромты, художники – зарисовки. Здесь встретишь всё: стихи, рисунки, жалобы, объяснения в любви и т.п. Книгу заказал у переплётчика и принёс в подвал А.Толстой. Она начиналась его стихами. (Слайд 18)

Поздней ночью город спит,
Лишь котам раздолье.
Путник с улицы глядит
В тёмное подполье…

Просим и вас оставить что-нибудь в ней на память (листки из «Собачьей книги» лежат на столах). (Приложение 3)

Учитель: Но какое же литературное кабаре без написания стихов?

Задание 2. Восстановите поэтические строки (создание стихотворений по заданной рифме). Обратите внимание на автора, постарайтесь передать особенности его стиля. Во время выполнения задания звучит музыка Дебюсси (возможен другой вариант). (Приложение 4)

Прежде чем вы займётесь сочинительством, послушайте, как это происходило в настоящей «Бродячей собаке».

Ведущий: Сводчатые комнаты «Собаки» к утру становились чуть волшебными. На эстраде кто-то читает стихи, его перебивает музыка, кто-то ссорится. За «поэтическим столом идёт упражнение в написании шуточных стихов. Все ломают голову, что бы такое изобрести. Предлагается наконец нечто совсем иное: каждый должен сочинить стихотворение, в каждой строке которого должно быть сочетание слогов «жора». Скрипят карандаши, хмурятся лбы. Наконец время иссякло, все по очереди читают свои «шедевры». Например, такие:

Обжора вор арбуз украл
Из сундука тамбур мажора.
«Обжора, - закричал капрал, -
Ужо расправа будет скоро».

Или:

Свежо рано утром. Проснулся я наг.

Уж орангутанг завозился в передней (слайд 19) «Поэтические экспромты».

Под аплодисменты ведут автора, чья «жора» признана лучшей, записывают её в «Собачью, или «Свиную книгу».

Задание 3. Конкурс на лучшую «жору» (можно предложить другое сочетание, например, «Гав»).

Чтение полученных стихотворений, выбор наиболее удачного варианта. Некоторые представлены на слайде. (Слайд 20)

Учитель: К сожалению, время нашего пребывания в артистическом кабаре подходит к концу. Но, я думаю, вам непременно захочется снова встретиться с яркими талантливыми поэтическими индивидуальностями Серебряного века. А созданные вами стихи мы занесём в «Собачью книгу» (можно подготовить папку и обернуть её яркой обложкой).