Цели: основываясь на анализе стихотворения «Пророк», показать новое понимание Пушкиным поэтического дара – служение, исполнение воли Бога.
Задачи: обучение анализу стихотворения; формирование навыков сопоставительного анализа текстов, умения выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развитие творческих способностей и монологической речи учащихся; воспитание высоких человеческих идеалов.
Технологическая карта урока:стадия вызова – инвентаризация, стратегия «До и после», мозговой штурм; стадия осмысления – чтение с остановками, «Дерево предсказаний», парная работа, возвращение к стратегии «До и после», сравнительный анализ стихотворений, составление сопоставительной таблицы; стадия рефлексии – работа с цитатами, синквейн.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, рисунки учащихся о Пушкине, тексты произведений А. С. Пушкина и библейской легенды, карточки для парной работы.
Эпиграф к уроку:
Но лишь Божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл.
А. С. Пушкин
Ход урока
Стадия вызова
1. Вступительное слово учителя.
Все мы рано или поздно приходим к Пушкину, или, вернее, Пушкин приходит к нам. Его начало мы находим в мире детства, когда зачитываемся прелестными, чарующими сказками. Став взрослыми, читаем мудрые истины в пушкинских трагедиях и повестях. И в этот момент менее всего мы думаем о том, что эта поэзия - великий дар, дар Божий. Эта удивительная прелесть и ясность образов, сила чувств, блеск ума, виртуозное владение ритмами и звуками подвластны только истинному поэту.
Говоря о поэзии Пушкина сегодня, обойдёмся без штампов: «гений», «светоч», «солнце». Мы верим в них, но оттого, что мы их лишний раз повторим, особого смысла они не приобретут. Пушкин – поэт, и поэт настоящий.
2. Инвентаризация.
- Что же значит быть настоящим поэтом?
(Быть настоящим поэтом – это значит нести людям правду, быть всегда и во всём искренним и честным, говорить о том, что тревожит сердца людей, помогать им в поисках ответов на многие вопросы, поднимать злободневные темы.)
- Что же значит истинная поэзия?
(Истинная поэзия та, которая тревожит сердца, не оставляет равнодушными, которую хочется перечитывать по нескольку раз.)
3. Стратегия «До и после».
- Заполните таблицу.
Каким должен быть поэт? | |
До. | После. |
Какой должна быть поэзия? | |
До. | После. |
- Вторую часть таблицы заполняйте по ходу работы на уроке.
4. Мозговой штурм (текст на листах).
- Для христианской культуры важнейшим фундаментом духовности есть Библия. В этой замечательной книге можно найти ответы на все жизненные вопросы. В книге «Исход», там, где подробно рассказывается об устроении Скинии, специально говорится и о мастере-художнике, который должен выполнить эту непростую работу:
«И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила … и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди …, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава … и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе» (Исх. 31, 1-6).
- Сформулируйте тонкие вопросы к этому фрагменту.
(Какими качествами Бог наделил назначенного им помощника Моисею?)
- Сформулируйте толстый вопрос, вытекающий из тонкого?
(А почему именно эти качества необходимы настоящему мастеру?)
- В этих словах свыше обозначены главные параметры личности художника, дан ответ на вопрос, каким должен быть истинный художник. Какое первое качество выделено?
(Первым же и важнейшим качеством показана исполненность Духом Божиим.)
- Что же значит быть исполненным Духом Божиим?
(Бог есть Высшая Истина, Создатель, Творец, Художник. Быть исполненным Духом Божиим – это значит обладать именно такими качествами: нести высшие истины, быть создателем, творцом, художником.)
- Лактанций в своём трактате «О Божественном творчестве» сказал, что человек есть произведение совершеннейшего Художника. Человек же создан по подобию Божию. Земная, жизненная задача человека, цель его бытия – обретение подобия Божия, стяжание Благодати Духа Святого. И человек и мир есть показатели Божественного творчества. Истинный художник всегда стремится в своём творчестве прикоснуться к Высшей Истине, то есть приблизиться в человеколюбии к Богу: возлюбить ближнего, благодетельствовать ему, принять на себя его бремя, раздать нуждающимся своё достояние. Добродетели есть высшее украшение человека, тем более художника.
- Назовите ряд контекстуальных синонимов к слову художник.
(Создатель, творец, благодетель.)
- Великое искусство всегда стремится к абсолютным ценностям: к Добру, к Красоте, к Богу. Высокое осознание назначения поэта, его ответственности перед Богом характерно для всего творчества Пушкина. Оно пришло очень рано, почти сразу, оно жило в подсознании, в генетической памяти юного поэта. Ведь Пушкин – гений, а русский гений не может не знать Бога. И совсем не случайно молодое сердце трепетало на знаменитом лицейском экзамене, когда произошла единственная встреча Пушкина и Державина. Между ними осталась тайна взгляда, тайна разговора сердец. И это было признание. Признание одним и осознание другим, что отныне именно ему, Пушкину, и только ему вручена чудесная «святая лира», что теперь крест водружён на его рамена. И как поразительно точно, как просто и как рано, в 1819 году, юный поэт скажет то, что спустя 17 лет ещё раз подтвердит в своём «Памятнике»: «И неподкупный голос мой был эхо русского народа».
5.Определение темы и задач урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Тема поэта и поэзии, задачи художника. Нам предстоит подробно проанализировать стихотворение Пушкина «Пророк» и определить назначение поэта в мире.)
Стадия осмысления.
1.Чтение с остановками.
- Послушаем 6 главу из Книги пророка Исаии (Ветхий Завет, Библия).
«1. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм.
2. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
3. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!
4. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
5. И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои увидели Царя, Господа Саваофа.
Первая остановка.
- О каком престоле идёт речь?
(О престоле высоком. «Сидящий на престоле» - Господь, единственный истинный Царь Израиля и мира. Во время видения Исайя слышал и видел духовным взором и духовным слухом.)
- Кто такие серафимы?
(Серафимы – «т. е «пламенеющие» - небесные существа с человеческим лицом и шестью крыльями».)
- Что значат их слова «свят, свят, свят»?
(Они подчёркивают святость Бога. Святость Божия властно призывает и человека к святости, то есть к очищению от греха.)
- Объясните смысл слов «Вся земля полна славы его».
(Человек, очищаясь от греха, становится причастным святости Божией.)
- «Дом наполнился курениями». О каких курениях идёт речь?
(«Курения» (облако) – «знак присутствия Бога на Синае, в Скинии, и в храме иерусалимском».)
- Почему человек ощутил себя несчастным?
(Он попал в совершенно иной для него мир – мир святости, а сам он был бесконечно грешным.)
- В чём был его грех?
(Он жил среди народа с нечистыми устами, он сам был с нечистыми устами.)
- «И глаза мои увидели Царя, Господа Саваофа». Что дальше произойдёт? Выразите свои предположения о дальнейших событиях.
(Возможно, он увидит в его глазах укор, возможно, сочувствие, возможно, приговор.)
- Нарисуем «Дерево предсказаний».
- Узнаем из текста, что дальше происходит?
6. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника.
7. И коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен.
8. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
9. И сказал он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите.
Вторая остановка.
- Как поступил серафим с грешником?
(Он взял горящий уголь и коснулся его уст, чем избавил его от греха.)
- Какую способность получил прежде грешный человек?
(Он смог услышать голос Бога. И произошло это только после его очищения.)
- Что значат слова: «Вот я, пошли меня»?
(Готовность его на служение Богу.)
- Какую просьбу Бога должен он выполнить?
(Пойти и сказать… Ему позволено сказать за Бога. Он стал духовно чистым, то есть стал устами Бога.)
- Как называется человек, который истолковывает волю Бога?
( Пророк. Пророк – истолкователь воли бога, предсказатель будущего.)
- Почему же народ не сможет услышать и понять его?
(Возможно, народ ещё грешен, в отличие от очищенного от грехов человека.)
- Прочитаем, какой ответ на этот вопрос даст нам библейский текст.
10. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи они сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их.
11. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.
12. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.
13. И если ещё останется десятая часть на ней, и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они срублены, остаётся корень их, так святое семя будет корнем её».
Третья остановка.
- Почему же народ не смог услышать пророка?
(Потому что народ был грешен, груб сердцем.)
- Как приняли проповедь пророка?
(Проповедь пророка наталкивается на непонимание слушателей. Бог не желает этого ожесточения, но предвидит его; включаясь в Его замысел, пророк открывает грех, таящийся в глубине сердца, и ускоряет Суд.)
- В чём смысл слов «Надолго ли, Господи?»?
(Пророку трудно примириться с окончательным осуждением своего народа. В Своём ответе Господь, не погашая этой надежды, возвещает, что спасению будет предшествовать тяжкое испытание».)
- Есть ли надежда на спасение Израиля?
(Да. Залог надежды изображён аллегорически. «Израиль не будет истреблён окончательно, но возродится, подобно срубленному дереву, сохраняющему в корнях силу жизни для новых побегов».)
- То есть, при каком условии возможно возрождение?
(При условии духовного очищения. Только тогда святое семя снова пустит корни.)
- Название и содержание стихотворения Пушкина «Пророк» позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи, который находился в отчаянии, видя, что окружающий его мир погряз в беззаконии и пороках. В поэзии декабристов образ библейского пророка воплощал гражданское достоинство и цареборческий дух. У Пушкина этот образ символизирует идеального поэта. Время написания стихотворения — 1826 год. Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов.
2. Чтение стихотворения «Пророк».
3. Анализ стихотворения.
Перед началом фронтального анализа раздаю парам задания для самостоятельной работы.
Задание № 1.
Выпишите использованные в стихотворении устаревшие и старославянские слова и укажите их роль в стихотворении.
Задание № 2.
Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору в выражении идеи?
Задание №3.
Подсчитайте, сколько глаголов использовано поэтом в 30 строчках стихотворения. Какова их роль?
а) Фронтальная работа.
- Определите жанр этого стихотворения и аргументируйте свой выбор.
(Притча – небольшой рассказ нравоучительного характера, содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме. Легенда – народное предание о выдающемся событии или поступке человека. Но библейская легенда – это лишь художественный приём, за аллегорией и символикой отчётливо проступают мысли Пушкина о высоком назначении поэта и поэзии.)
- Объясните значение выражений: «духовная жажда», «пустыня мрачная», «горний ангелов полёт», «вещие зеницы», «грешный язык, и празднословный, и лукавый», «отверстая грудь».
(«Духовная жажда» - неудовлетворённость, мучительная душевная тоска, острая потребность человека в проявлении добра, любви, сочувствия; «пустыня мрачная» - олицетворение гнетущей атмосферы, в которой оказался одинокий путник; «горний ангелов полёт» - находящийся на нравственной высоте; «вещие зеницы» - глаза, видящие скрытое для других, вещающие; «грешный язык, и празднословный, и лукавый» - символизирует человеческие недостатки: стремление к лукавству, лести, склонность к пустым разговорам; «отверстая грудь» - разорванная грудь, открытая.)
- «Пророк» - стихотворение сюжетное. Назовите действующих лиц.
(Путник - поэт, шестикрылый серафим, Бог.)
- О чём говорится в первом четверостишии?
(Первое четверостишие – это экспозиция и одновременно завязка, изображающая поэта, томимого духовной жаждой и стоящего на перепутье. В более раннем варианте у Пушкина были строки «великой скорбию томим», прямо указывающие на его переживания по поводу казни декабристов.)
- Каким показан путник вначале?
(Одиноким, полумёртвым, с трудом перемещающимся по пустыне, совершенно бессильным, опустошённым. Кроме того, он ещё и бесцелен: он находится на перепутье.)
- Завязка – появление серафима. Какую роль в судьбе поэта он сыграл?
(«Пустыня мрачная» озаряется явлением серафима, который энергично и стремительно начинает спасать путника. Начинается чудо оживления одинокого и усталого поэта. Серафим, проводя кровавую операцию, наделяет его новыми качествами.)
- Далее – развитие действия. Каковы поначалу действия серафима?
(Очень осторожны: «Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он». Серафим нарушает предшествовавший этому покой, преображает путника, убирает всё человеческое, грешное: открывает ему глаза, уши, даёт мудрый язык, объективно думающее сердце.)
- Как показано усиление воздействия Божьего посланца на путника? Проследите по тексту.
(Градацией глаголов: коснулся – вырвал – рассёк.)
- А каковы последствия этих действий?
(Драматичные: «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «И внял я неба содроганье». Так как это был обычный смертный, то такие страдания не могли окончиться бесследно, ведь освобождение от человеческой природы рождает страдания: «Как труп в пустыне я лежал».)
- Каким стал прежде усталый путник?
(Совершенно другим. Для него теперь нет тайн, он открыт всему миру, и это прекрасно и страшно одновременно.)
- А стал ли он пророком? В какой момент это произошло?
(Когда он услышал голос Бога, дающего ему цель.)
- Какова теперь его новая миссия, миссия пророка?
(Миссия пророка ужасна и одновременно прекрасна: «глаголом жечь сердца людей», очищать мир от скверны, а это невозможно без страданий. Голос пророка должен быть правдивым и мудрым, а сердце – горячим, полным вечно живой любовью к людям.)
- Каково символическое значение слов: «Восстань, пророк...»?
(Это не только призыв путнику встать, так как он лежал, как труп, это пробуждение к протесту, к сопротивлению тому, что видит и что слышит пророк вокруг себя.)
- К каким действиям призывает Бог пророка?
(Бог взывает к новому пророку наказать людей за их грехи.)
- А для чего это нужно?
(Для очищения, нравственного возрождения. Чтобы стать голосом Бога, необходимо от многого отрешиться. Эти слова были слишком смелыми для 1826 года, но Пушкин твёрдо выражал своё мнение.)
- Какова тема этого стихотворения?
(Темы две: жестокое преображение человека и горькая миссия пророка.)
- Какова авторская идея? Ради чего Пушкин написал это стихотворение?
(Поэт верил, что когда-нибудь на землю придёт пророк и накажет людей за их грехи, в частности, правительство за неоправданное, по его мнению, наказание декабристов. Пушкина настолько переполняют эмоции по поводу убитых или сосланных в Сибирь друзей, что в прямой форме он их сразу вылить не может, к тому же сделать это ему мешает возможность разоблачения его стихов и наказания за сообщничество с декабристами, он использует косвенную форму.)
б)Проверка заданий, выполненных в парах.
Задание №1. Выпишите использованные в стихотворении устаревшие и старославянские слова и укажите их роль в стихотворении.
(Старославянизмы: влачился, жажда, вещий, содроганье, прозябанье, празднословный, глас, воззвал, восстал, виждь, внемли, глагол.
Устаревшие слова: персты (пальцы), зеницы (глаза), уста, десница (рука), серафим, пророк.
Старославянские и устаревшие слова в стихотворении позволяют раскрыть высоким слогом тему творческого служения поэта людям. Они создают напряжённый тон, взволнованность, эмоциональность, торжественность.)
Задание № 2. Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору в выражении идеи?
(Эпитеты: «пустыня мрачная», «лёгкими перстами», «вещие зеницы», «грешный язык», «кровавая десница», «трепетное сердце».
Сравнения: «перстами лёгкими, как сон», «как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».
Инверсия прилагательных: «сердце трепетное», «десницею кровавой».
Анафора: 13 строк стихотворения начинается союзом И, что указывает на быстротечность и непрерывность превращений поэта в пророка.
Синтаксический параллелизм: И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье».
Использованные автором художественные средства позволяют показать драматизм превращения поэта в пророка.)
Задание №3. Подсчитайте, сколько глаголов использовано поэтом в 30 строчках стихотворения. Какова их роль?
(В 30 строчках стихотворения Пушкин использовал 23 глагола, которые отличаются особой выразительностью, богатством лексических значений. Они обозначают либо действие-поступок, либо повеление действовать. Среди всех глаголов – 5 глаголов в повелительном наклонении, остальные глаголы в прошедшем времени.)
в) Возвращение к стратегии «До и после».
- Как изменились, обогатились ваши представления о поэте и задачах поэзии после анализа стихотворения «Пророк»? Заполните правую колонку таблицы.
- Что нового вы включили в неё?
г) Сопоставление двух стихотворений Пушкина.
- На модульных уроках мы изучали цикл стихотворений Пушкина «Подражание Корану». Заключительным стихотворением цикла является стихотворение «И путник усталый…». Сопоставим это стихотворение с «Пророком», заполним сводную таблицу.
«И путник усталый…» |
Линия сравнения |
«Пророк» |
Герой блуждает по знойной пустыне. |
Где оказался герой стихотворения? |
Герой блуждает по мрачной пустыне. |
Пустыня - знойная местность, доставляющая физические трудности. |
Что есть для него пустыня? |
Пустыня – мир людей, погружённых в суету каждодневных забот. |
Путник усталый томится от жажды, вызванной зноем пустыни. Он не терпит физических лишений. |
Причина страданий героя? |
Путник томится духовной жаждой, он жаждет Бога. Он устал от одиночества и праздности, от земных сует. |
Путник ропщет на Бога, потеряв надежду на спасение, не верит в заботу творца о своём творении. Он привязан ко всему земному. |
Отношение героев к проблеме? |
Герой оставил все земные привязанности позади, чтобы стать к Богу ближе. |
Сон долог, но физически, духовно не ощутим. |
Сон в жизни героев? |
«Лёгкие как сон» персты ангела – это и смерть, и воскресение волею Бога. |
После произошедшего чуда он снова обретает молодость, даже верную ослицу. Он стремится к своим прежним земным благам. Но он ощущает и святые восторги, а это уже знак начала подлинного духовного воскрешения. Он с богом пускается в путь. |
Каков герой в финале стихотворения? |
Он уже не может жить прежней, обычной жизнью, он теперь – образец высокого служения Богу и людям. Он пророк, который выполняет волю Бога. |
Символ поэта, вдохновенного богом, но не отказавшегося от прежних земных благ. Отсутствие жертвенности. |
Символика образа. |
Символ поэта-пророка, проповедника слова Божия, символ высочайшей ответственности перед людьми и Богом. Символ жертвенности. Поэт – пророк. |
- Как изменились взгляды Пушкина? Цикл «Подражание Корану» написан в 1824 году, «Пророк» - в 1826 году.
- Пушкин приходит к выводу, что стать истинным поэтом - пророком можно лишь отказавшись от мирских страстей и желаний, от земных благ и комфорта, полностью посвятив себя духовному совершенствованию, служению народу и Богу. Стихотворение «Пророк» создаёт образ идеального поэта, глашатая высоких помыслов, божественных идей – пророка. Несомненно, образ пророка шире образа поэта, но истинный поэт, в понимании Пушкина, всегда пророк. Он не принадлежит себе, он исполняет волю Бога. Отныне для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и внутренним взором может постичь то, что недоступно обыкновенным людям.
- Обратимся к эпиграфу. Прокомментируйте его смысл.
Стадия рефлексии
1. Работа с цитатами.
- Литературовед В. Непомнящий пишет: «Пророк» написан не словами, а огнём и кровью». Согласны ли вы с данным утверждением? Аргументируйте своё мнение.
- Литературовед В. Непомнящий пишет: «Весь мир ради человека – это главный смысл «Пророка» … вся истина художественного мира Пушкина». Согласны ли вы с мнением критика. Аргументируйте свой ответ.
- Философ, священник С. Булгаков заметил, что «в зависимости от того, как мы уразумеваем «Пророк», мы понимаем и всего Пушкина». Согласны ли вы с мнением философа? Аргументируйте своё мнение.
2. Работа над синквейном.
Поэт.
Честный, преданный.
Видит, понимает, говорит.
Исполнен святой воли Бога.
Пророк.
Опорные слова: носитель правды, воплощение высшей справедливости, высшая мудрость, всезнание.
Домашнее задание.
Прочитать «Памятник» Горация, Державина и Пушкина, найти общие и отличительные черты. Составить сводную таблицу, самостоятельно определив линии сравнения.